Наука как высшая форма знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Под наукой понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях.

Работа содержит 1 файл

наука,её образы и специфические черты.docx

— 71.58 Кб (Скачать)

Наука как высшая форма знания. Под наукой понимается определенный вид знания, а также  особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой  является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими  и практическими способами. Наука  познает объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в  отдельных, изменчивых, во многом случайных  явлениях. 

Главной особенностью научного знания признается его системный  характер, логическая доказательность  путем выведения одних знаний из других. 

По содержанию научное  знание характеризуется стремлением  к истине, к раскрытию наиболее глубоких и общих оснований рассматриваемого круга явлений. Для достижения своих  целей наука вырабатывает специальные  методы познания и специальный язык для максимально точного выражения  полученного знания. 

До возникновения  науки как специализированной познавательной деятельности людей эмпирическое познание совпадало со стихийно-практическим, обыденным познанием. Эмпирическое – это опытное знание, т.е. знание полученное в опыте. С возникновением науки эмпирическое познание перестает  совпадать с житейским, обыденным  познанием и превращается в специальную  познавательную деятельность. Целью  этой деятельности является достоверное, практически и логически проверяемое  установление фактов, их описание, классификация  и т.д. Эмпирическое знание позволяет  только фиксировать, констатировать явления  и связи между ними, теоретическое  знание дает возможность объяснить  факты, выделить их из общих наблюдений, вскрыть общую сущность и основу, ответить, почему, как, каким образом  происходят те или иные явления. Научно-теоретическое  знание исторически зародилось вместе с первыми философскими учениями древних греков. Эмпирическое же научное  знание сложилось раньше философии  и длительное время (около 1 тыс. лет) существовало как явление починенное религиозно-мифологическому мировоззрению, переплетаясь с мистикой и суеверием. 

При всех недостатках  именно эмпирическое, опытное знание является как непосредственным историческим предшественником теоретического знания, так и непосредственным источником исходных данных для теоретического обобщения.

Наука имеет свои специфические черты, которые отличают ее от остального. 

наука универсальна – в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего человечества при тех условиях, при которых  они добыты человеком. 

наука фрагментарна – в том смысле, что изучает  не все бытие в целом, а различные  фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент. 

наука общезначима  – в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык – однозначный, четкий, термины, способствуют объединению  людей в самых разных уголках  планеты. 

наука обезличенна  – ни индивидуальные особенности  ученого, ни его национальность или  место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания. 

наука систематична – она имеет определенную структуру, а не является бессвязанным набором  частей. 

наука незавершенна – хотя научное знание безгранично  растет, оно все-таки не может достичь  абсолютной истины, после которой  уже нечего будет исследовать. 

наука преемственна – новые знания определенным образом  и по определенным правилам соотносятся  со старыми знаниями. 

наука критична –  в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты. 

наука достоверна –  ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам 

наука внеморальна  – научные исследования нейтральны в морально-этическом плане, а  нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению  знания, либо к деятельности по его  применению. 

наука рациональна  – она получает знания на основе рациональных процедур и законов  логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих  за рамки эмпирического уровня. 

наука чувственна –  ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Научное знание, как  и все формы духовного производства, в конечном счете необходимо для  того, чтобы направлять и регулировать практику. Но преобразование мира может  принести успех только тогда, когда  оно согласуется с объективными законами изменения и развития его  предметов. Поэтому основная задача науки - выявить эти законы. Применительно  к процессам преобразования природы  эту функцию выполняют естественные и технические науки. Процессы изменения  социальных объектов исследуются общественными  науками. Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые  различные объекты - предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующие в качестве феноменов  культуры, и т. д., - постольку все  они могут стать предметами научного исследования.  

Ориентация науки  на изучение объектов, которые могут  быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные  объекты ее будущего освоения), и  их исследование как подчиняющихся  объективным законам функционирования и развития составляют одну из важнейших  особенностей научного познания. Эта  особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека. Так, в процессе художественного  освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся  в своеобразной "склейке" с  ними. Любое отражение предметов  объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету. Художественный образ - это такое отражение объекта, которое содержит отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентации, как  бы "вплавленных" в характеристики отражаемой реальности. Исключить это  взаимопроникновение - значит разрушить  художественный образ. В науке же особенности жизнедеятельности  личности, создающей знания, ее оценочные  суждения не входят непосредственно  в состав порождаемого знания (законы Ньютона не позволяют судить о  том, что любил и что ненавидел  Ньютон, тогда как, например, в портретах  кисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение и его личностное отношение к  изображаемым явлениям. Портрет, написанный великим художником, в какой-то мере выступает и как автопортрет). Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Из этого, конечно, не следует, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном  творчестве и не влияют на его результаты.  

Научное познание отражает объекты природы не в форме  созерцания, а в форме практики. Процесс же этого отражения обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами  социокультурного характера.  

Рассматривая науку  в ее историческом развитии, можно  обнаружить, что по мере изменения  типа культуры меняются стандарты изложения  научного знания, способы видения  реальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте  культуры и испытывают воздействие  самых различных ее феноменов. Это  воздействие может быть представлено как включение различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания. Однако констатация связей объективного и субъективного в любом познавательном процессе и необходимость комплексного исследования науки в ее взаимодействии с другими формами духовной деятельности человека не снимают вопроса о различиях между наукой и этими формами (обыденным познанием, художественным мышлением и т. п.). Первое и необходимое среди них - объективность и предметность научного познания.  

Но, изучая объекты, преобразуемые в деятельности, наука  не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут  быть освоены в рамках наличных, исторически сложившихся на данном этапе развития общества форм и стереотипов  деятельности. Наука стремится и  к тому, чтобы создать задел  знаний для будущих форм практического  изменения мира.  

Поэтому в науке  осуществляются не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и такие, результаты которых могут  найти применение только в будущем. Движение познания в целом обусловлено  не только непосредственными запросами  практики, но и познавательными интересами, через которые проявляются потребности  общества в прогнозировании будущих  способов и форм практического освоения мира. Например, постановка внутринаучных  проблем и их решение в рамках фундаментальных теоретических  исследований физики привели к открытию законов электромагнитного поля и предсказанию электромагнитных волн, к открытию законов деления атомных  ядер, квантовых законов излучения  атомов при переходе электронов с  одного энергетического уровня на другой и т. п. Все эти теоретические  открытия заложили основу для будущих  прикладных инженерно-технических  исследований и разработок. Внедрение  последних в производство, в свою очередь, революционизировало технику  и технологию - появились радиоэлектронная аппаратура, атомные электростанции, лазерные установки и т. д.  

Нацеленность науки  на изучение не только объектов, преобразуемых  в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом  массового практического освоения в будущем, является второй отличительной  чертой научного познания. Эта черта  позволяет разграничить научное  и обыденное стихийно-эмпирическое познание и вывести ряд конкретных определений, характеризующих природу  научного исследования.  

Прежде всего, наука  имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта. Особенности объектов науки делают недостаточными для  их освоения те средства, которые применяются  в обыденном познании. Хотя наука  и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечетки  и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте  языкового общения, контролируемого  повседневным опытом. Наука же не может  положиться на такой контроль, поскольку  она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной  практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения.  

Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки  постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области  объективного мира. Причем он оказывает  обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Например, слова "электричество", "клонирование" когда-то были специфическими научными терминами, а затем прочно вошли в повседневный язык.  

Наряду с искусственным, специализированным языком научное  исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые, непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить  возможные его состояния в  условиях, контролируемых субъектом. Отсюда необходимость специальной научной  аппаратуры (измерительных инструментов, приборных установок), которые позволяют  науке экспериментально изучать  новые типы объектов.  

Научная аппаратура и язык науки есть прежде всего  продукт уже добытых знаний. Но подобно тому как в практике продукты труда превращаются в средства труда, так и в научном исследовании его продукты - научные знания, выраженные в языке или опредмеченные  в приборах, - становятся средством  дальнейшего исследования, добывания  новых знаний.  

Особенностями объектов научного исследования можно объяснить  и основные особенности научных  знаний как продукта научной деятельности. Их достоверность уже не можег  быть обоснована только их применением  в производстве и обыденном опыте. Наука формирует специфические  способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость  одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Процедуры  выводимости обеспечивают не только перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, но и делают их связанными между собой, организованными в  систему. Системность и обоснованность научного знания - еще один существенный признак, отличающий его от продуктов  обыденной познавательной деятельности людей.  

В истории науки  можно выделить два этапа ее развития: зарождающуюся науку (преднауку) и  науку в собственном смысле слова. На стадии преднауки познание отражает преимущественно те вещи и способы  их изменения, с которыми человек  многократно сталкивается в производстве и обыденном опыте. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в  форме идеальных объектов, с которыми мышление оперировало как со специфическими предметами, замещающими объекты  реального мира. Соединяя исходные идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем  модели тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в практике. Примером таких моделей  могут служить знания об операциях сложения и вычитания целых чисел. Эти знания представляют собой идеальную схему практических преобразований, осуществляемых над предметными совокупностями.  

Информация о работе Наука как высшая форма знания