Торговый инвентарь для предприятий торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 11:32, контрольная работа

Описание работы

Торговый инвентарь, его классификация, характеристика, назначение
Требования СНиП к планировке торговых помещений

Работа содержит 1 файл

Техн. дисцпл. №2 Инвентарь торг.docx

— 44.31 Кб (Скачать)

       Высота  этажа, где размещаются торговые залы, должна быть:

       3,3 м -- при площади торговых залов  до 1000 м2;

       4,2 м -- »»»» более 1000 м2.

       Допускается при обосновании принимать высоту этажа 3,6 м при площади торговых залов свыше 300 до 1000 м2.

       Высота  этажа для размещения других помещений  должна быть 3,3 м; допускается принимать  высоту этажа равной высоте этажа  для торговых залов.

       Высота  торговых залов в чистоте должна быть не менее 2,7 м. Высоту до низа подвесных  коробов допускается принимать 2,5 м.

       Высоту  технических и подсобных помещений  допускается принимать 2,2 м.

       Магазины, располагаемые в зданиях иного  назначения или пристраиваемые к  ним, должны отделяться от помещений  этих зданий несгораемыми стенами и  перекрытиями с пределом огнестойкости  не менее 1ч.

       Звукоизоляция указанных стен и перекрытий должна соответствовать нормам главы СНиП по проектированию защиты от шума.

       Входы и лестницы для обслуживающего персонала  должны быть отдельными от входов и  лестниц для покупателей.

       В зданиях I и II степени огнестойкости  в торговых залах допускаются  открытые главные лестницы с первого  до второго или из цокольного до первого этажа.

       Между первым и подвальным этажами допускается  предусматривать внутреннюю лестничную клетку, не учитываемую в расчете  эвакуации из подвала.

       В проектах магазинов, предназначенных  для строительства в климатическом  подрайоне ШБ и в IV климатическом  районе, допускается предусматривать  открытые железобетонные наружные эвакуационные  лестницы.

       В магазинах торговой площадью 4500 м2 и  более, торговые залы которых расположены  на трех и более этажах, должны быть эскалаторы.

       Пассажирские  лифты для персонала следует  предусматривать в магазинах, служебные  и бытовые помещения которых  располагаются на четвертом этаже  и выше.

       Торговые  залы, комплектовочные, гладильные, конторские помещения и мастерские должны иметь, как правило, естественное освещение. Для торговых залов и гладильных допускается не предусматривать  естественное освещение или предусматривать  совмещенное освещение. Освещение  следует предусматривать по нормам главы СНиП по проектированию естественного  и искусственного освещения.

       Витрины непродовольственных магазинов  должны иметь экспозиционные площадки глубиной до 1,5 м, а в универмагах -- до 2,5 м в зависимости от ассортимента товаров. Пол экспозиционной площадки должен быть на высоте не более 0,6 м  над тротуаром. Горизонтальное членение переплетов витрин на высоте менее 2 м  над уровнем пола экспозиционной площадки не допускается.

       В продовольственных магазинах и  в магазинах заказов экспозиционные площадки, как правило, предусматривать  не следует.

       В витринах следует предусматривать  меры для защиты стекол от запотевания  и обледенения, а при необходимости -- устройства для защиты от прямых солнечных  лучей.

       Полы  на путях перемещения товаров  не должны иметь порогов. Асфальтовые  полы допускаются только в разгрузочном помещении и на разгрузочных платформах. Полы в помещениях с трапами следует  предусматривать с уклонами в  строну трапов не менее 1%. Отметка пола в моечных, уборных и душевых  должна быть на 2 см ниже отметки пола соседних помещений.

       Стены и колонны в помещениях для  приема, хранения продовольственных  товаров и подготовки их к продаже, в комплектовочных, в моечных  и в других помещениях с влажным  режимом должны иметь влагостойкую отделку на высоту 1,6 м.

       Внутренняя  отделка торговых залов и путей  эвакуации должна предусматриваться  из несгораемых или трудносгораемых  материалов, каркасы подвесных потолков -- из несгораемых материалов. Полимерные отделочные материалы следует применять  в соответствии с перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных  для применения в строительстве.

       Для расчета путей эвакуации количество покупателей, одновременно находящихся  в торговом зале, следует определять исходя из расчета -- 1,35 м2 площади торгового  зала на одного человека.

       Из  торгового зала должны быть предусмотрены  эвакуационные выходы непосредственно  наружу или в лестничную клетку по расчету, но не менее двух. Эвакуационные  выходы должны располагаться рассредоточено.

       При расчете эвакуационных выходов  допускается учитывать служебные  лестничные клетки, связанные прямым проходом с торговым залом.

       Главные открытые лестницы или пандусы в  торговом зале допускается учитывать  в расчете путей эвакуации  только для эвакуации со второго  этажа не более половины количества покупателей.

       Ширину  основных эвакуационных проходов в  торговом зале следует принимать  не менее 2,5 м, ширину маршей открытых лестниц-- не менее 1,45 м.

       При объединении двух и более основных эвакуационных проходов в общий  проход его ширина должна быть не менее  суммарной ширины объединяющихся проходов. Ширина лестничного марша должна быть не менее наибольшей ширины эвакуационного выхода в данную лестничную клетку.

       Установками автоматического пожаротушения  должны быть оборудованы следующие  помещения в зданиях непродовольственных  магазинов торговой площадью 3500 м2 и  более или высотой в три  этажа и более: торговые залы, помещения  для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, для хранения тары, упаковочных материалов и инвентаря, обменного фонда контейнеров, для  прессования бумажных и древесностружечных отходов, для мусора, мастерские ремонта  оборудования и инвентаря, рекламно-декорационные  мастерские, экспедиции по доставке товаров  на дом.

       Автоматической  пожарной сигнализацией должны быть оборудованы помещения непродовольственных  магазинов и продовольственных  магазинов, за исключением помещений  уборных, душевых, моечных, охлаждаемых  камер, хранения и подготоподготовки  к продаже мяса, рыбы, фруктов, овощей, металлической посуды, несгораемых  строительных материалов.

       Устройство  и планировка торгового зала магазина, требования к торговым зданиям

       Торговым  залом является специально оборудованная  основная часть торгового помещения  магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.

       Под устройством торгового зала понимается его конфигурация, размещение внутри здания и относительно других помещений  магазина, количество и расположен IE входов, выходов, оконных проемов  и т. п.

       Планировка  торгового зала заключается в  разделении всей его площади на функциональные зоны и размещении внутри них торгового  оборудования.

       Требования  к устройству и планировке торгового  зала магазина

       К устройству и планировке торгового  зала предъявляется ряд требований:

       удобное для покупателей расположение входов, выходов, отделов;

       создание  наилучших условий для перемещения  товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам размещения и выкладки;

       эффективное использование площади торгового  зала при размещении торгового оборудования;

       обеспечение свободного движения потоков покупателей;

       *рациональная  организация расчетных операций.

       Оптимальные условия для организации продажи  товаров обеспечиваются в торговых залах прямоугольной формы с  соотношением сторон от 1:1 до 1:3. Это  не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических  операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям  возможность хорошо ориентироваться  в размещении товарных групп и  совершать покупки в минимальные  сроки, создает условия для их комфортного пребывания в магазине.

       Эксплуатация  торговых залов магазинов, расположенных  в отдельно стоящих зданиях и  имеющих пропорции близкие к  квадрату (1:1; 2:3), более эффективна с  точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая  форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

       При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков  покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки  торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

       Размещение  входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют  в магазинах, продажа товаров  в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.

       В магазинах самообслуживания вход и  выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей  был направлен против часовой  стрелки.

       В магазине с отделом заказов или  кафетерием создают расширенные  тамбуры или холлы, из которых  покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина.

       Всю площадь торгового зала можно  условно разделить на:

       установочную  площадь;

       площадь проходов для покупателей и перемещения  товаров;

       площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

       площадь контрольно-кассового узла.

       Установочная  площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием (для  выкладки товаров, денежных расчетов и  обслуживания покупателей) и крупногабаритными  товарами (холодильниками, стиральными  машинами и т. п.), размещенными в  торговом зале. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади  торгового зала.

       Об  эффективности использования площади  торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле

       где Ку -- коэффициент установочной площади;

       Sy -- установочная площадь, м2;

       Sт.з-- площадь торгового зала, м2.

       Низкое  значение коэффициента установочной площади (меньше 0,25) говорит о нерациональном использовании торговой площади  из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в  таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

       Однако  следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости  от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и  от его специализации.

       Наряду  с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально  эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую  экспозиционную площадь.

       Экспозиционная  площадь исчисляется как сумма  площадей всех элементов оборудования, предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т. д.). К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

       Степень использования площади торгового  зала под выкладку товаров характеризует  коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле: 

       где Кэксп -- коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

       Sэксп-- экспозиционная площадь, м2;

       Sт.з-- площадь торгового зала, м2.

       Этот  показатель зависит от видов и  типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также  от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается  соотношение, примерно равное 0,7.

       Увеличение  коэффициента экспозиционной площади  за счет применения островных горок  или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости  товаров, вызвать неудобства при  их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.

Информация о работе Торговый инвентарь для предприятий торговли