Экспертиза макаронных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проведения исследования обусловлена необходимостью идентификации сорта муки, из которой они изготовлены. Целью курсовой работы является разработка номенклатуры критериев ассортиментной идентификации.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
1Изучить современный ассортимент макаронных изделий.
2Рассмотреть виды фальсификации макаронных изделий.
3Исследовать средства и критерии идентификации
4 Изучить современные средства и оборудование необходимое для проведения идентификации макаронных изделий
5Изучить современные экспертные методы товароведной экспертизы макаронных изделий
6Изучить требования к экспертной группе

Содержание

Введение 3
1 Теоретическая часть 5
Современный ассортимент макаронных изделий 5
Виды фальсификации макаронных изделий 7
Средства и критерии идентификации 9
Современные средства и оборудование необходимое для проведения идентификации макаронных изделий 10
Современные экспертные методы товароведной экспертизы макаронных изделий 11
Требования к экспертам 14
2 Объекты и методы исследования 16
2.1 Фальсификация макаронных изделий 16
Экспертные методы исследования 16
3 Практическая часть 19
3.1Характеристика ассортимента и потребительских свойств макаронных изделий, реализуемых в магазине «Малюга» 19
3.2 Установление критериев ассортиментной идентификации макаронных изделий 21
3.3 Создание экспертной группы, для выявления критериев ассортиментной идентификации макаронных изделий 23
3.4 Разработка рекомендаций по предотвращению фальсификации на основе анализа критериев ассортиментной идентификации 29
Заключение 31
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по экспертизе макаронных изделий.docx

— 154.94 Кб (Скачать)

     Для проведения экспертизы самое непосредственное отношение имеют средства измерений, средства обнаружения и оргтехника.

     Средства  измерений – технические устройства для проведения измерений физических величин.

     Средства  измерений, используемые экспертами при  проведении товарной экспертизы, подразделяются на средства измерений физических величин  товара и средства измерения показателей  климатического режима помещения. К простейшим приспособлениям, используемым в торговых объектах при проведении экспертизы, относятся меры объема (мензурки, цилиндры), температуры (термометры), относительной влажности воздуха (психрометры) и др.

     Термометр – устройство для измерения температуры  путем преобразования ее в показания  или в сигнал, являющийся известной  функцией температуры. 

     При проведении товарных экспертиз наиболее распространены жидкостные термометры, основной частью которых является резервуар  с капиллярной трубкой с запаянным  концом. Резервуар заполнен ртутью (у ртутных термометров). При нагревании такой системы жидкость, имеющая  больший коэффициент объемного  расширения, чем стекло, начинает заполнять  резервуар. С помощью откалиброванной шкалы по высоте столбика жидкости в капилляре измеряют действительное значение температуры.

     Психрометр  – техническое устройство, предназначенное  для измерения относительной влажности воздуха путем пересчета разницы температур между сухим и смоченным термометрами.

     Средства  обнаружения – технические устройства или стандартные вещества, предназначенные для установления наличия физической величины или вещества или отдельных свойств веществ. В отличие от средств измерения средства обнаружения не могут служить для определения действительных значений измеряемой величины.

     Способами обнаружения фальсификации макаронных изделий служат визуальный осмотр по идентифицирующим признакам.

       К оргтехнике относятся средства связи (телефоны, факсы), счетно-вычислительная техника, компьютеры, а также канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, бумага, средства обработки и хранения документов) /5, с.46-57/. 
 

       1.5 Современные экспертные методы товароведной экспертизы

       Экспертные  методы – методы оценки, проводимые группой экспертов в условиях неопределенности или риска. Предназначены для экспертной оценки товаров в случаях, когда другие методы неприменимы или неэкономичны.

       Классификация экспертных методов.

       Экспертные  методы подразделяются на три подгруппы: 1) методы группового опроса экспертов; 2) математико-статистические методы обработки экспертных оценок; 3) методы экспертной оценки показателей качества. Каждая группа экспертных методов в свою очередь делится на виды и разновидности. Так, методы группового опроса экспертов делятся на метод Дельфы, метод ПАТТЕРН, комбинированный метод, математико-статистические методы обработки экспертных оценок делятся на метод ранжирования, метод непосредственной оценки, метод последовательных предпочтений, метод парных сравнений, методы экспертной оценки показателей качества делятся на методы главных точек, методы движения по уровням, экспресс-методы комплексной оценки.

       Методы  группового опроса – методы, основанные на проведении опроса группы экспертов с последующим анализом и обработкой полученной от них информации.

       Метод Дельфы – это многоэтапный метод, предусматривающий первоначальное изолированное вынесение экспертами своих обсуждений и дальнейшее многократное их корректировка на базе ознакомления каждого эксперта с суждениями других экспертов, до тех пор, пока величина разброса оценок не будет находиться в рамках заранее установленного желаемого интервала варьирование оценок.

       Особенностями метода Дельфы являются: отказ от совместной работы экспертов (чтобы избежать конформизма); анонимность оценок; регулирование  обратной связи; групповой ответ.

       Опрос экспертов проводится 3-4 тура, состоит  из серии анкет, вопросы которых корректируются от тура к туру.

       Метод ПАТТЕРН – метод опроса экспертов, основанный на построении иерархической структуры - дерева целей – и вынесении решения этих целей после открытого обсуждения.

       Метод основан на делении сложной проблемы, на более мелкие под проблемы, до тех пор, пока каждая под проблема не сможет быть разносторонне и надежно оценена экспертами в количественном выражении.

       В процессе реализации этого метода строится дерево цели и присваивается коэффициент  весомости каждой задачи относительно основной цели. При этом эксперты выносят  решения после открытого обсуждения в экспертной группе.

       Комбинированный метод – метод, основанный на сочетании индивидуальных и коллективных экспертных оценок, в нем использованы положительные особенности других экспертных методов и исключены их недостатки.

       Математико-статистические методы – это методы обработки экспертных оценок – методы, предназначенные для повышения достоверности результатов оценки качества товаров экспертами.

       Метод ранжирования – метод, основанный на расположении объектов экспертизы в возрастающем или убывающем порядке.

       Процедура ранжирования состоит в расположении объектов экспертом в наиболее рациональном порядке и присвоении им определенного  ранга в виде числа натурального ряда. При этом ранг 1 получает наиболее предпочтительный объект, а ранг n – наименее предпочтительный. В результате получается шкала порядка, в которой число рангов равно числу объектов.

       Метод непосредственной оценки состоит в том, что диапазон изменения какой либо количественной переменной разбивается на несколько интервалов, каждому из которых присваивается определенная оценка в балах, например от 0 до 10. Эксперт должен включить каждый объект в определенный интервал в зависимости от его значимости.

       Метод последовательных предпочтений. Эксперту представляется ряд объектов, которые необходимо оценить по их относительной важности, и он производит ранжирование. Наиболее важному объекту присваивается оценка, равная 1, а остальным объектам – оценки ниже 1 до 0 в порядке их относительной важности. Затем эксперт устанавливает, является ли объект с оценкой 1 более важным, чем сумма остальных факторов. Если важность объекта велика, то он увеличивает оценку, чтобы она была больше, чем сумма всех остальных. Если значимость объекта ниже, чем сумма всех остальных, то он  корректирует оценки.

       Далее аналогичной процедуре подвергаются все остальные объекты, значимость которых проверяется в сравнении с суммой всех оставшихся.

       Метод парных сравнений – метод, основанный на сравнении объектов экспертизы попарно для установления наиболее важного в каждой паре.

       Методы  экспертной оценки показателей  качества – это методы определения действительных значений единичных и комплексных показателей качества.

       Метод главных точек

       Метод трех главных точек – метод, основанный на разделении значений показателей на максимальное, минимальное, среднее значение и определении значений оценок в этих точках. В задачу эксперта входит также определение тенденции зависимости в интервале между главными точками и построение графика.

       Метод семи главных точек  – метод оценки по семибалльной шкале оценки показателей, значения которых определены экспериментальным или расчетным путем, а также органолептическим методом.

       Семибалльная  шкала является равномерной, т.е. при  переходе от одного класса качества к  другому оценка меняется на один балл.

       Экспресс-методы комплексной оценкиоснованы на получении комплексного показателя качества путем анализа значений отдельных единичных показателей и внешнего вида без предварительной их оценки и с учетом коэффициентов весомости.

       При использовании метода необходимо учесть, что предельным количеством оцениваемых показателей является 7-9 показателей, расположенных на одном уровне иерархии и составляющих достаточно однородную группу.

       Метод движения по уровням

       Метод движения по уровням  без подготовки представляет собой комплекс операций, осуществляемых последовательно, с постепенным повышением уровня. При этом анализ начинается от нижнего уровня дерева показателей. С учетом значения показателей нижнего уровня эксперт дает оценку показателям вышележащего уровня. Эти операции повторяются с повышением уровня до тех пор. Пока не будет, достигнут верхний уровень.

       Метод движения по уровням  с подготовкой  основан на предварительном определении экспертами коэффициентов весомости показателей качества и их оценок. При назначении комплексных оценок эксперту известны средние значения коэффициентов весомости и оценки единичных показателей. /3 с. 37-40, 52-61/ 

       1.6Требования к экспертам

       Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость; компетентность; опыт работы; личные качества.

       Независимость эксперта означает отсутствие зависимости от изготовителей, продавцов и потребителей продукции, а также организаций, в которых проводится экспертиза. Условия работы эксперта должны исключать возможности коммерческого, финансового, административного и иного воздействия на результаты экспертной оценки.

       Компетентность эксперта обеспечивается наличием профессионального образования в определенной области, соответствующей его экспертной деятельности, а также специальными знаниями.

       Эксперты  должны иметь высшее образование. Кроме  того, эксперты должны пройти специальную подготовку. При этом эксперты должны обладать следующими специальными знаниями:

        - экспертизы товаров, сырья и  оборудования;

        - проведения лабораторных исследований  образцов товаров, включая физико – химические и микробиологические;

       Нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к продукции, а также  требования к методам и объемам  испытаний.

       Компетентность  экспертов поддерживается путем систематического участия в экспертизах товаров, самостоятельного обучения с помощью учебной, научной и справочной литературы в области средств, методов и организации экспертизы, а также повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования.

       Опыт  работы  - кандидат в эксперты должен иметь не менее 4 лет стажа практической работы в отрасли, соответствующей заявленной  области аттестации. В Системе «ТПП ЭКСПЕРТ» особо устанавливается также 2-годичный стаж работы в области экспертизы, обеспечения и управления качеством, а в Системе сертификации ГОСТ Р  - в области сертификации продукции.

       До  аттестации кандидат в эксперты должен приобрести опыт проведения экспертиз, который определятся участием не менее чем в четырех полных экспертных проверках.

       Личные  качества эксперта: объективность, ответственность, непредвзятость и принципиальность. Эти качества необходимо иметь эксперту для соблюдения принципов, положенных в основу экспертизы, а также для выполнения возложенных на него задач.

       Объективность эксперта основывается на его независимости  и компетентности, что позволяет проводить беспристрастную оценку товаров, используя необходимую и достаточную информацию о них.

       Объективность тесно связана с непредвзятостью  оценок товаров и документов, а также других объектов экспертизы. Эксперт должен уметь основывать экспертную оценку на фактических, неоспоримо доказанных или предполагаемых сведениях о товаре, противостоять давлению, оказываемому заинтересованными лицами.

       Ответственность эксперта должна основываться на соблюдении действующего законодательства, а также требований нормативных документов системы, в которой аттестован эксперт, использовании принятых средств и методов проведения экспертизы.

Информация о работе Экспертиза макаронных изделий