Разработка анкеты и технология анкетирования

Дата добавления: 22 Декабря 2010 в 18:57
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (64.27 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Курсовая работа.doc

  —  405.00 Кб
 
 
 

     Региональная  кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     По  дисциплине «Маркетинговые исследования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Студентки 5 курса «Маркетинг» 
                   

                  Дата  выполнения_____________

                  Подпись студентки___________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

     Тула  – 2010 г.

 

     Содержание

Введение 3
Глава 1

Сущность  анкеты и анкетирования

4
Глава 2

Разработка  анкета и технология анкетирования

10
Глава 3

Анкета  опроса потребителей

39
Заключение 48
Перечень  использованной литературы 49

 

      Введение

     Современная рыночная экономика характерна взаимодействием трех ее основных субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строят свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять современные инструменты взаимодействие на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность подобных инструментов и составляет основу маркетинговых исследований.

     Исследование потребителей позволяет определить и изучить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров. Одним из методов проведения маркетинговых исследований является опрос.

     Целью исследования, проводимого в курсовой работе, является раскрытие сущности анкетирования и требований по составлению анкеты.

     Основные  задачи исследования:

    • раскрыть сущность анкетирования,
    • выделить требования по составлению вопрос в анкете
    • провести анализ анкетирования конкретной организации.

     Объектом  исследования в курсовой работе является система проведения анкетирования.

     Предметом исследования – содержание и разработка анкеты.

     При выполнение курсовой работы использовались учебно-методические работы.

 

      Глава 1

     Сущность  анкеты и анкетирования 

       Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна:  облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть опробована  и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки.

     В ходе разработки анкеты исследователь  маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. В общем случае структура вопросов анкеты состоит из 3 элементов:

     -Целевые  повременные - содержат данные анкеты, которые непосредственно связаны с главной целью исследования. Они обычно описывают отношение, знание товара и поведение потребителя.

     -Классификационные  повременные - включают данные, описывающие  респондентов.

     -Управляемые  переменные - используются для того, чтобы помочь исследователю провести анкетирование.

     В небрежно подготовленной анкете можно  всегда найти целый ряд ошибок.  Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.

     Закрытый  вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые    вопросы    предоставляют    опрашиваемому    набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию, например, ‘Укажите две наиболее важные для Вас характеристики автомобиля: скорость, мощность двигателя, дизайн, надежность, стоимость’. Эти вопросы могут требовать однозначного ответа ("да" или "нет") или предоставлять множественный выбор.

     Открытый  вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа (например, "Укажите важные для Вас свойства товара “X").

       Открытые вопросы ставят в  самых разных формах. Открытые  вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении маркетинговых исследований нашли закрытые вопросы.

     Формулирование  самого вопроса требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа. Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес.  Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.

     Формулировки  вопросов анкеты должны быть тщательно  разработаны и отвечать следующим требованиям:

             1. Вопрос должен быть ясным  и понятным опрашиваемому и  не допускать двусмысленности. Для этого важно, чтобы слова, включенные в формулировку вопроса были понятны опрашиваемому.

     2. Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например, "Не считаете ли Вы, что не следует ...").

     3. Интервалы вариантов ответов (при закрытых вопросах) не должны пересекаться (например, до 20: 21-30; 31-40 и т.д.).

     4. Вопросы не должны содержать слова "часто", "очень часто", "много", "мало", "редко", и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно.

     Состав  и последовательность вопросов анкеты также не должна носить произвольного характера и при их определении следует руководствоваться следующими требованиями:

     1. Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.

     2. В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого в анкете  следует  предусмотреть  несколько  контрольных  вопросов, позволяющих выявить возможные противоречия в его ответах.

     3. Последовательность  вопросов  должна  учитывать  их  логическую взаимосвязь, в основе которой следует положить принцип "от общего — к частному".

     4. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направленные на выяснение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к. при их постановке возрастает вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу.

     5. Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью.

     6. Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном возрасте, точном доходе и точном месте жительства. Следует ограничиваться указанием "вилки".

     7. Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

     После разработки анкеты важно провести ее опробование в реальных условиях, т.е. провести тестирование с ее помощью небольшого количества людей, относящихся к той же категории, которая подлежит исследованию. Необходимость этой работы обусловлена стремлением исключить возможные двусмысленность, недостаточную ясность для опрашиваемых или некорректность с их точки зрения включенных в анкету вопросов.

     Опыт  показывает, что даже если разработка анкеты производилась высококвалифицированными и опытными специалистами, ее опробование позволяет им выявить отдельные недостатки и на этой основе произвести ее доработку, т.е. лучше адаптировать ее к подлежащей опросу аудитории. Игнорирование же этой работы может привести к неожиданным трудностям в сборе информации, к искажениям ответов и даже росту числа отказов от участия в опросах. В конечном итоге это приводит к потерям, несоизмеримым с затратами на проведение пробного тестирования.

     Организация сбора информации включает определение  требований к персоналу, привлекаемому к сбору первичной информации, его подбор, обучение или инструктаж. При проведении инструктажа следует обратить внимание на степень активности интервьюеров и, следовательно, воздействия их на опрашиваемых лиц. Так, интервьюерам может быть отведена активная роль при проведении опроса. В этом случае они сами задают вопросы, наблюдают за поведением опрашиваемых, фиксируют их ответы и поведение, а также, при необходимости, разъясняют им задаваемые вопросы.

     Другой  подход ограничивает действия интервьюеров и предусматривает:

     -чтение  вопросов анкеты опрашиваемыми  и фиксацию ими собственных  ответов;

     -четкое  определение мест и времени  сбора информации;

     -ориентацию  системы стимулирования труда  персонала, привлеченного к сбору  информации, на квалифицированное  и добросовестное выполнение  возложенных на них обязанностей;

     -создание  организационных предпосылок для  контроля работы осуществляющего сбор информации персонала и для последующего анализа собранной информации. Для этого каждая из анкет должна иметь название и номер, а в случае личного опроса или опроса по телефону, в анкете следует предусмотреть указание даты и времени опроса, места опроса или номера телефона, номера интервьюера и его подпись, шкала оценки; возможность покупателю сделать комментарий.

     Хотя  анкета является самым распространенным орудием исследования, в маркетинговых изысканиях находят применения и разного рода технические устройства. Для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого при контакте с конкретным рекламным объявлением или изображением используют гальванометры. Гальванометр фиксирует малейшее выделения пота, которыми сопровождаются эмоциональное возбуждение. Прибор под названием тахистоскоп экспонирует для опрашиваемого рекламное объявление в интервале выдержек от менее чем в одну сотую секунду до нескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый рассказывает обо всем, что успел увидеть и запомнить. Применяется и специальный аппарат для фиксации движения глаз, с помощью которого определяют, на какие участки падает взгляд в первую очередь, как долго задерживается он на определенных участках и т.д. Электронное устройство под названием аудиометр, подключаемое к телевизору в домах опрашиваемых, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые настроен.  

Страницы:123456следующая →
Описание работы
Целью исследования, проводимого в курсовой работе, является раскрытие сущности анкетирования и требований по составлению анкеты.
Основные задачи исследования:
• раскрыть сущность анкетирования,
• выделить требования по составлению вопрос в анкете
• провести анализ анкетирования конкретной организации.
Объектом исследования в курсовой работе является система проведения анкетирования.
Предметом исследования – содержание и разработка анкеты.
При выполнение курсовой работы использовались учебно-методические работы.
Содержание
Введение 3
Глава 1
Сущность анкеты и анкетирования
4
Глава 2
Разработка анкета и технология анкетирования
10
Глава 3
Анкета опроса потребителей
39
Заключение 48
Перечень использованной литературы 49