Оценка конкурентоспособности товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

В ходе данной работы основной целью является оценка конкурентоспособности товара как фактор повышения эффективности деятельности организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретические основы………………………………………………………….3
1.1.Понятие конкурентоспособности товара……………………………………3
1.2.Виды конкурентоспособности……………………………………………….9
1.3.Исследование конкурентоспособности товара…………………………….12
2.Методы оценки конкурентоспособности товара………………………….…14
2.1.Оценка состояния конкурентной среды…………………………..………..14
2.2.Методы оценки конкурентоспособности товара…………………………..18
2.3.Факторы,определяющие конкурентоспособность товаров…………….....25
3.Оценка конкурентоспособности товара на примере компании «BMW Group»………………………………………………………………………...…..34
3.1.Общая характеристика компании………………………………………….34
3.2.Оценка уровня конкурентоспособности товара…………………………...37
3.3.Рекомендации по повышению конкурентоспособности «BMW Group»..40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

Оценка конкурентоспособности.docx

— 111.13 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Теоретические основы………………………………………………………….3

1.1.Понятие  конкурентоспособности товара……………………………………3

1.2.Виды  конкурентоспособности……………………………………………….9

1.3.Исследование  конкурентоспособности товара…………………………….12

2.Методы оценки конкурентоспособности товара………………………….…14

2.1.Оценка  состояния конкурентной среды…………………………..………..14

2.2.Методы  оценки конкурентоспособности товара…………………………..18

2.3.Факторы,определяющие конкурентоспособность товаров…………….....25

3.Оценка  конкурентоспособности товара на примере компании «BMW Group»………………………………………………………………………...…..34

3.1.Общая  характеристика  компании………………………………………….34

3.2.Оценка уровня конкурентоспособности товара…………………………...37

3.3.Рекомендации  по повышению конкурентоспособности  «BMW Group»..40

Заключение……………………………………………………………………….41

Список  использованных источников…………………………………………...43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время любая фирма не может  проводить анализ рынка, планирование и контроль своей деятельности без  исследования своих покупателей, конкурентов, посредников и других субъектов  и сил, действующих на рынке, а  также без сбора исчерпывающей  информации об уровне сбыта и ценах. Практически нет таких фирм, которые  были бы полностью удовлетворены  той маркетинговой информацией, которую удается собрать. Одни фирмы  отмечают недостатки точной информации, другие указывают на избыток неправильной или ложной информации. Поэтому залогом  эффективно работающих фирм является наличие развитой системы маркетинговой  информации.

Системой  маркетинговой информации называется постоянно действующая система  взаимосвязи людей, оборудования и  методических приемов, предназначенная  для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, современной и точной информации для использования ее с целью  совершенствования методов и  способов планирования маркетинговых  мероприятий, претворения их в жизнь  и контроля за их использованием.

Огромную  роль в составлении правильной стратегии  предприятия играет качество, достоверность  и полнота полученной от маркетингового исследования информации.

Если  компания не в состоянии получить качественную информацию о деятельности своих отделов и подразделений, сложившейся ситуации на рынке и  т.д., то она не сможет составить стратегию  развития, освоения новых рынков и  закрепления на уже освоенных  рынках. Наоборот, обладая полной и  наиболее достоверной информацией, компания может выявить недостатки и ошибки в разных сферах своей  деятельности, что позволит ей разработать  и претворить в жизнь различные  проекты, которые будут направлены на изменение создавшихся ситуаций на рынках и внутри компании. Это, непременно, в свою очередь приведет к росту  благосостояния компании и наилучшим  образом повлияет на ее деятельность.

В условиях развитого конкурентного рынка  маркетинг становится эффективным  средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность.

Конкурентоспособность товара решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном рынке. Проблема конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

В ходе данной работы основной целью является оценка конкурентоспособности товара как фактор повышения эффективности  деятельности организации. 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1.ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА

Товар - главный объект на рынке. Он имеет  стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем  и надежностью, задаваемой потребителями  полезностью, показателями эффективности  в производстве и потреблении, другими  весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все  особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его  экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.

Технические показатели товара определяются оценкой  соответствия его технического уровня, качества и надежности современным  требованиям, которые выдвигаются  потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при  достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса  как у нас в стране, так и  за рубежом. Основные требования потребителей к техническим показателям находят  отражение в национальных и международных  стандартах.

Качество  товара - это степень достижения установленного технического уровня при  производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим  методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических  средств.

Для оценки конкурентоспособности используются косвенные критерии, которые можно  подразделить на две основные группы: потребительские и экономические. Классификация этих критериев показана на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Классификация критериев конкурентоспособности

Потребительские критерии конкурентоспособности определяют потребительскую ценность, или полезность, товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей, но особенно для индивидуальных. Это объясняется тем, что производственные потребители, приобретая сырьевые, энергетические и иные товары, имеют определенные возможности формировать заданный уровень качества и ассортиментную принадлежность товаров путем устранения отдельных дефектов. Индивидуальный потребитель, приобретающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изменить указанные характеристики товара.

Среди потребительских критериев особое место занимает качество товаров , которое отдельные авторы считают наряду с ценой практически единственным критерием конкурентоспособности товаров. Однако такое представление о сущности конкурентоспособности, обусловленной основополагающими характеристиками товара, неполно.

При оценке качества возникают две проблемы, от разрешения которых во многом зависит  достоверность определения конкурентоспособности  товаров.

Первая  проблема заключается в том, что  отдельные группы потребительских  свойств, составляющих качество, неравнозначны  как у одного, так и у разных товаров. Наибольшую значимость у большинства  товаров имеет функциональное назначение, которое оказывает решающее влияние  на создание потребительских предпочтений, а также безопасность и эргономические свойства. Для производственных потребителей большую значимость и применимость имеют не эргономические, а технологические  свойства.

Вторая  проблема состоит в определенном несовпадении оценки качества товара, проектируемого на этапе разработки, сформированного на этапе производства и проверенного при окончательном  контроле перед реализацией с  потребительской оценкой качества. Разрыв между реальным качеством  и требованиями к нему потребителей оказывает существенное влияние  на потребительские предпочтения, а, следовательно, и на конкурентоспособность. Чем меньше этот разрыв, тем выше конкурентоспособность товаров.

Сложность заключается в том, что потребитель  при оценке качества товаров ориентируется  в значительной мере не на регламентируемые нормативными документами показатели качества, а на собственные вкусы  и представления о том, каким  должен быть товар. Причем иногда представления  о товаре у многих потребителей очень  поверхностные, на уровне в основном органолептических показателей, которые  не всегда достаточно полно и объективно характеризуют полезность товара для потребителей.

Таким образом, можно говорить о потребительской  оценке уровня качества, который устанавливается  как отношение фактически определяемых значений органолептических показателей  качества к предполагаемым потребителями  значениям тех же показателей.

Итак, потребительская  оценка качества товаров является одним  из важнейших критериев конкурентоспособности  товаров.

Вместе  с тем качество тесно связано  с другим критерием конкурентоспособности - ассортиментом. Более того, целый ряд показателей качества одновременно применяются для целей идентификации ассортиментной характеристики товаров. К числу таких показателей относятся органолептические показатели (внешний вид), а для пищевых продуктов - вкус и запах, иногда - консистенция и/или внутреннее строение. Ассортиментная характеристика товара конкретного наименования и/или товарной марки устанавливается по функциональному назначению.

Повышенная  значимость показателей ассортиментной идентификации (функционального назначения, внешнего вида и других) обусловливает  большую роль ассортимента как критерия конкурентоспособности. Ассортиментная принадлежность товара имеет важнейшее  значение для принятия решения о  его покупке, особенно если она не импульсивная, а заранее запланированная  и служит средством удовлетворения неотложных потребностей. Например, потребитель, которому нужны зимние сапоги, не купит  летнюю обувь, даже если ее качество и  цена привлекательны для него.

Следовательно, по степени значимости критерии конкурентоспособности - ассортимент и качество - могут  быть равнозначными, а в некоторых  случаях ассортимент может оказаться  наиболее весомой характеристикой. Однако при наличии товаров-конкурентов  одного вида потребитель чаще всего  отдаст предпочтение качеству.

Важнейшим экономическим критерием конкурентоспособности товаров является цена; Для разных категорий потребителей и групп товаров конкурентоспособность обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными и потребления.

Закупочная  цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников. Причем привлекательность цены устанавливается в комплексе с основополагающими характеристиками потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена товара за счет пониженного качества может оказаться неприемлемой для предприятия-изготовителя, который выбрал направление товарной политики на улучшение качества. Зачастую гибкая система скидок, снижающих закупочную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также массовость его продаж.

Реализационная  цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования (например, пищевых продуктов, готовых к потреблению; табачных изделий; парфюмерно-косметических товаров, моющих средств и т. п.), а также услуг. Доступность реализационной цены создает потребительские предпочтения для индивидуальных потребителей товаров и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товара