Формирование стратегии обеспечения конкурентных преимуществ малого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы выработка рекомендаций по формированию стратегии обеспечения конкурентных преимуществ малого предприятия. Целевая направленность работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определение сущности и особенностей формирования конкурентных

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологический подход к формированию конкурентных преимуществ малого предприятия в современных условиях
1.1. Понятие и виды конкурентных преимуществ малого предприятия в современных условиях
1.2 Среда, формирующая конкурентные преимущества малого предприятия в современных условиях
1.3. Технологический подход к формированию конкурентных преимуществ малого предприятия в индустрии услуг
1.4. Подходы и методы оценки конкурентного преимущества малого предприятия
Глава 2. Оценка конкурентных преимуществ ООО «Легион-центр М» и необходимость их улучшения
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Легион-центр М»
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности ООО «Легион-центр М»
2.3. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Легион-центр М»
2.4. Анализ внешней среды, влияющий на деятельность ООО «Легион-центр М»
2.5. Оценка конкурентных преимуществ ООО «Легион-центр М»
Глава 3. Формирование стратегии обеспечения конкурентных преимуществ ООО «Легион-центр М»
3.1. Выбор конкурентной стратегии для ООО «Легион-центр М» (в целом по п/п)
3.2.Тактические рекомендации по обеспечению конкурентных преимуществ ООО «Легион-центр М»
3.3. Расчет экономической эффективности разработанных рекомендаций
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом лили.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

Достоинством этого метода является то, что при наличии достоверной информации об объемах реализации оцениваемых предприятий этот метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. В тоже время, получение подобной информации чаще всего затруднено или даже невозможно, что существенно снижает практическую ценность метода. Поэтому перед принятием окончательного решения о направлениях повышения конкурентоспособности предприятия целесообразно использовать для анализа еще один методический инструмент – матрицу, разработанную консультативной фирмой «Маккинзи», представленную на рисунке 1.4. Для построения такой модели проводится опрос экспертов, прежде всего менеджеров самого предприятия и сотрудников его службы маркетинга. Им предлагается сначала оценить степень привлекательности определенного товарного рынка, а затем устойчивость позиций товаров предприятия на этом рынке.

Конкурентная позиция товара

               высокая  сред.    низкая

высокая

 

средняя

 

низкая

                                                                       привлекательность рынка

                                                                                                                                       

Рис.1.4. - Анализ конкурентной ситуации

Для того, чтобы экспертные оценки были более обоснованными применяется следующая процедура. Сначала эксперты отбирают факторы, в наибольшей мере влияющие на привлекательность того или иного товарного рынка для предприятия. Таких факторов семь: размер рынка, темпы роста рынка; интенсивность конкуренции на рынке; уровень цен; прибыльность продаж; сложность технологии производства; степень государственного регулирования.

Затем экспертам предлагается оценить относительную значимость каждого из отобранных ими факторов для предприятия. Далее они определяют меру их влияния на возможности предприятия достичь успеха при продажах на этом рынке. На основе ранее полученных относительных оценок значимости факторов все результаты опроса взвешиваются и с учетом полученных результатов рынок относят к одной их трех категорий: с низкой, средней и высокой привлекательностью (горизонталь). Такая же процедура происходит при определении конкурентной позиции товара на рынке. В соответствии с полученными результатами товар относят к одной из трех категорий: с высокой, средней и низкой позиций. В итоге мы получаем матрицу размером три на три, в которой можно размещать освоенные предприятием «продукто – рынки» в зависимости от комбинаций полученных оценок.

Специалисты фирмы «Шелл Кемикллс» (подразделение концерна «Шелл»), которые давно применяют вышеописанный инструмент для анализа конкурентных позиций своих товаров рекомендуют использовать определенные стратегии для каждого элемента матрицы. По их мнению, для каждой из клеток стратегия должна быть различной (варианты этих стратегий обозначены номерами в клеточках матрицы).

1.      Лидер это оптимальный вариант – товара занимает сильную позицию на высоко привлекательном рынке. Надо максимально укреплять или поддерживать такой товар, наращивая объемы производства или продаж;

2.      Лидер роста. Здесь необходимы инвестиции, позволяющие наращивать объемы данного продукта в соответствии с расширением рынка. Как правило, продажи такого продукта будут прибыльными и его развитие возможно на основе самофинансирования.

3.      Надо стараться больше. Подобная позиция может быть в перспективе не устойчивой. Необходимы инвестиции для укрепления конкурентной позиции данного товара на этом рынке.

4.      Источник прибыли. Товар приносит большую прибыль, а инвестиции в поддержку не нужны.

5.      Обращаться с осторожностью. Необходима осторожность при инвестировании в этот товар, так как он не является лидером рынка, да и последний не очень привлекателен.

6.      Удвоить или уйти. Здесь необходима жесткая селективная политика – от каких-то модификаций (типов)товара надо отказаться, а оставшиеся попытаться продвигать на рынке более активно.

7,8. Осторожное отступление. Перспективы получения прибыли здесь не высоки и поэтому надо организовать аккуратный отвод ресурсов из данного сегмента операций предприятия.

9. Уход «по-английски». Здесь предприятие будет только терять деньги, поэтому от подобной комбинации «продукто-рынок» надо избавиться как можно быстрее.

Таким образом, анализ с помощью бостонской матрицы и матрицы фирмы «Маккинзи» дает возможность провести четкую градацию ассортимента товара предприятия и отобрать те из них, которые наиболее перспективны.

Другим наиболее известным методом, может считаться метод, использующий в качестве основного подхода оценку товара (услуги) предприятия по показателям качества и цены или как вариант – по показателям качества. Исходная позиция метода – конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции.

В качестве показателя качества чаще других используется обобщающий показатель, оцениваемый комплексным методом. Для оценки сначала выясняется спектр потребительских свойств, по которым потребитель обычно судит о качестве товара.                                           

Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение цены и качества.

Кт=К/Ц,                                                                                              (1.1)                   

где,    Кт – показатель конкурентоспособности товара;

К – показатель качества товара;

Ц – показатель цены товара.

Данный метод (приложение 2) отражает, что чем больше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за нее платит, тем выше запас конкурентоспособности товара для потребителя.

Изучение конкурентоспособности реализуемого на рынке товара должно вестись непрерывно и систематически. Это даст возможность уловить момент начала интенсивного снижения уровня конкурентоспособности и принять соответствующее решение. Независимо от целей исследования основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.

После выбора продуктов, по которым намечено проведение анализа, на основе изучения конкретного рынка и требований покупателя определяются параметры, по которым проводится оценка. При этом часть параметров характеризует потребительские свойства товара (его потребительную стоимость), а другая часть его экономические свойства (стоимость). Потребительные свойства каждого товара описываются набором «жестких» и «мягких» потребительских параметров.

«Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ними основные характеристики, заданные конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические, которые подразделяются на параметры назначения (технической эффективности, конструктивные), экономичности, регламентированные. «Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара(дизайн, цвет, упаковку товара и т.п.).

Далее устанавливают иерархию этих параметров, выдвигая на первый план те, которые имеют наибольшую значимость «вес» для потребителя. Определение «веса» каждого параметра поручают сформированной на предприятии группе экспертов, располагающих надежной рыночной информацией. Обладающие наибольшим «весом» параметры (приоритетные с точки зрения конкурентоспособности) в первую очередь становятся объектами тщательного исследования. По аналогичной схеме определяется набор экономических (стоимостных) параметров, характеризующих его основные экономические свойства. Величина экономических параметров определяется ценой изделия, расходами на его транспортировку, установку, обучение персонала и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления. Определение набора экономических параметров, их оценка и «взвешивания» проводятся с той же точностью, что и потребительных параметров, причем образец в обоих случаях должен быть один и тот же.

Расчет интегрального показателя относительной конкурентоспособности основан на сравнении его параметров с параметрами существующего (или разрабатываемого) товара, наиболее полно отражающими потребности покупателя. Информацию о характере требований покупателя дают рыночные исследования. Чтобы оценить отношение параметров образца, необходимо эти данные количественно определить. Каждый «жесткий» параметр имеет определенную величину, выраженную в некоторых единицах: миллиметрах, киловаттах и т.д. По этой величине покупатель видит насколько свойство изделия, выраженное данным параметром удовлетворяет его потребность.

Степень удовлетворения выражают в форме процентного отношения фактической величины параметра к той величине, при которой потребность удовлетворяется на 100%. Аналогичный расчет проводят по всем количественно оцененным параметрам, получая для каждого параметрический индекс. Параметрические индексы можно определить и для «мягких» параметров, которые трудно поддаются количественной характеристике. Для этого используются органолептические методы, т.е. субъективное восприятие человеком некоторого свойства объекта и выражение результата в цифровой (балльной) форме.

Оценку степени удовлетворения потребности покупателя потребительскими свойствами изделия производят с помощью сводного параметрического индекса, который рассчитывают по формуле:

   Jn =  Σ Aj Ij                                                                                             (1.2)

где,   k  - число анализируемых количественных параметров;

         Aj   - «вес»  j- ого параметрического индекса;

         Ij   - параметрический индекс j –ого параметра.

Следует иметь ввиду, что ни  Jn, ни Ij не должны превышать 100%, так как потребность удовлетворенная более чем на 100% - это абсурд, экономически нецелесообразная растрата ресурсов, не имеющая значение для потребителя.

Параметрический индекс любого регламентируемого параметра может иметь только два значения – 0 и 1,  в зависимости от того, соответствует ли данный параметр всем требуемым нормам и стандартам. Нулевое значение индекса означает полную потерю конкурентоспособности изделия.

После расчета параметрических индексов и «весов» каждого экономического параметра определяют сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам (Jэ) по формуле:

Jэ = Σ Ai Ij                                                                                                (1.3)

где,     m  -число анализируемых экономических параметров;

          Ai   - «вес»   i -ого параметрического индекса;

           Ij   - параметрический индекс  j -ого параметра.

Сводные индексы конкурентоспособности по потребительным и экономическим параметрам (Jn и Jэ) дают интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия по отношению к образцу:

К =    Jn  /  Jэ                                                                                            (1.4)

        где, К- интегральный показатель относительной конкурентоспособности;

               Jn - сводный индекс по потребительным параметрам;

               Jэ- сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам.

              Этот показатель отражает различия между потребительными эффектами сравниваемых товаров. Если К > 1, анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец; если К < 1, то уступает, если К=1, то находится на одинаковом уровне. Задача состоит в том, чтобы получить К < 1. Это можно сделать целенаправленно увеличивая Jn и уменьшая Jэ, улучшая соответствующие  потребительские и экономические параметры изделия.

Интегральный показатель конкурентоспособности товара показывает степень его привлекательности для покупателя. Привлекательность же товара для продавца заключается в чистой выручке (Вэ), равной контрактной цене минус расходы на продажу товара и прочие расходы. Поэтому  удельный эффект (Кэ), характеризующий экономическую целесообразность продажи единицы продукции будет равен:

  Кэ =  Вэ  /  Зэ                                                                                     (1.5)

где, Кэ  -  удельный эффект;

       Вэ  -  чистая выручка от продажи;

       Зэ - полные затраты на производство продукции и ее транспортировку.

Основным достоинством этого метода является то,  что он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия – конкурентоспособность товара.

Вместе с тем данный подход позволяет получить лишь весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты деятельности предприятия. При оценке конкурентоспособности не учитываются факторы, формирующие экономические условия производства и сбыта продукции, что существенно снижает результативность проведенных исследований.

Более полную оценку конкурентоспособности предприятия позволяют получить методы, базирующиеся на теории эффективной конкуренции. Такую методику оценки предложила, в частности, к.т.н. Максимова И.В.. Поскольку в этом случае, по мнению И.В. Максимовой, проводится комплексная оценка деятельности предприятия, что позволяет делать более обоснованные выводы о конкурентоспособности и облегчает выработку управленческих решений по улучшению работы отдельных служб. В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности организации на базе теории эффективной конкуренции И.В. Максимова предлагает использовать разработанный ею метод, в основе которого лежит оценка четырех групп  показателей или критериев конкурентоспособности (приложение 3).

Информация о работе Формирование стратегии обеспечения конкурентных преимуществ малого предприятия