Формирование эффективного товарного портфеля предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать и оценить товарный портфель розничного магазина «Тополек» и разработать рекомендации, направленные на совершенствование его ассортиментной политики.
В соответствии с поставленной целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:
- определить сущность товарного портфеля фирмы;
- рассмотреть этапы анализа товарного портфеля;
- дать сравнительную характеристику методам оценки товарного портфеля фирмы;
- дать общую характеристику деятельности розничного магазина;
- проанализировать работу данного предприятия с помощью одного из методов оценки товарного портфеля фирмы;
- разработать рекомендации, направленные на улучшение деятельности магазина.
Объектом анализа и оценки товарного портфеля с помощью рассматриваемых методов является ООО «Терек» магазин «Тополек».
При написании работы использовались литература, как современных, так и зарубежных авторов. В том числе материалы сети Интернет, различные периодические издания.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА ТОВАРНОГО ПОРТФЕЛЯ ФИРМЫ
1.1. Товарный портфель фирмы как элемент ассортиментной политики
1.2. Этапы анализа товарного портфеля фирмы
1.3. Методы оценки товарного портфеля фирмы
II. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТОВАРНОГО ПОРТФЕЛЯ ООО «ТЕРЕК» МАГАЗИН «ТОПОЛЕК»
2.1. Характеристика магазина «Тополек»
2.2. Оценка товарного портфеля магазина «Тополек»
2.3. Разработка рекомендаций, направленных на улучшение ассортиментной политики ООО «Терек» магазина «Тополек»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Практическое задание

Работа содержит 1 файл

контрольная моя.docx

— 86.12 Кб (Скачать)

     - розничная торговля выполняет рекламные функции товара производителя.

     «Тополек» - это магазин традиционной торговли, т.к. имеет небольшой торговый зал, осуществляет торговлю через прилавок и ориентирован на массового покупателя. Магазин имеет удобное расположение, находится недалеко от остановки транспорта и работает круглосуточно без выходных и перерывов на обед. В зависимости от уровня концентрации магазин является изолированным предприятием торговли относительно других торговых точек. В зависимости от места расположения - в микрорайоне города, удаленном от центра города.

     В магазине «Тополек» есть все  документы, необходимые для деятельности предприятия:

     - свидетельство о государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица;

     - документы, подтверждающие принадлежность торгового объекта физическому лицу (свидетельство о праве собственности, технический паспорт);

     - свидетельство об уплате единого налога на вменённый доход;

     - лицензия на розничную торговлю алкогольной продукцией, свидетельство об уплате лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями; документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции на территории РФ; копия справки к товарно-транспортной накладной; копии лицензий оптовых поставщиков;

     - документы, подтверждающие сертификацию товаров и услуг;

     - товарно-транспортные накладные на все товары;

     - свидетельства о метрологической поверке весоизмерительного оборудования; мерных сосудов;

     - санитарные книжки для работников;

     - договоры о найме работников предприятия;

     - ассортиментный перечень производимой продукции.

     Также имеется книга отзывов и предложений, которая предоставляется по требованию гостей.

     Основной  функцией магазина является: удовлетворение потребности конечного покупателя по месту его жительства или работы, а также получение прибыли от своей деятельности

     В магазине выполняются следующие  виды деятельности:

     - обслуживание посетителей;

     - работа с персоналом;

     - работа с поставщиками.

     Управление  деятельностью магазина осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия  и формирует штат. В штате предприятия числятся 30 человек, работающих в две смены (продавцы прилавка, продавцы-кассиры, фасовщицы), а также директор, бухгалтер и товаровед. К работе в магазине, связанной непосредственно с процессом обслуживанием потребителей, допускаются сотрудники, прошедшие специальную подготовку и профилактические медосмотры в соответствии с требованиями нормативных документов.

     Основными специалистами в магазине являются продавец прилавка и продавец-кассир, которые подчиняются непосредственно  товароведу, получают от него приказы  и рабочие распоряжения и выполняют  следующие функции:

     - осуществляют своевременную и правильную в соответствии со схемами выкладку товара на стеллажи в торговом зале;

     - контролируют сроки реализации товара, делают отметки в тетрадь сроков годности о товаре с подходящим сроком, если срок годности истекает, снимают товар с реализации;

     - подготавливают товар к продаже, проверяя состояние на упаковке;

     - оформляют акты об уценке, списании товара;

     - проверяют соответствие ценников товару;

     - выполняют расчет с покупателем, ставят в известность товароведа о претензиях.

     В случае совершения нарушений к сотрудникам  могут быть применены следующие  санкции: замечание, выговор, увольнение, лишение или уменьшение размеров премии. 

     2.2 Оценка товарного портфеля магазина «Тополек»

     Товарный  портфель розничного магазина «Тополек»  складывается из ассортимента товаров, которые предложены потребителям. Товарный ассортимент – группа товаров, тесно  связанных между собой в силу схожести их функционирования, либо в  силу того, что их продают одним  и тем же группам клиентов, или  через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и  того же диапазона цен. Товарный ассортимент  продукции магазина состоит из множества  товарных групп, указанных в ассортиментном перечне, представленном в уголке покупателя.

     Товарный  ассортимент магазина должен быть гармоничным - удобным для покупателей и  экономически оправданным для магазина, исходя из этого - важной задачей является упорядочение ассортимента.

     Для изучения ассортимента применяют разные методы, в частности, как уже отмечалось в главе 1, одним из способов диагностирования сбалансированности товарного портфеля является  ABC - анализ, который был использован для оценки и анализа товарного портфеля магазина «Тополек». Однако хочется отметить, что оценка, получаемая в результате использования названного метода, является статической, то есть рассматривает только текущее состояние товарного портфеля с точки зрения его состава и структуры. На основе результатов его проведения можно судить лишь о соответствии портфеля состоянию категория риска товарного портфеля. Соответствие же состава и структуры товарного портфеля прочим целевым установкам на основе ABС - анализа товарного портфеля с использованием оценки критерию Парето - сбалансированности определить нельзя. По итогам реализации ABC - анализа можно оценить степень Парето - сбалансированности товарного портфеля [31, с.116].

     В данном случае критерием  группировки выступает величина выручки, получаемая  конкретной группой продуктов, результаты анализа приведены в таблице 1.

     Таблица 1 Анализ и оценка товарного портфеля магазина «Тополек»

Товарная  группа Продажа (руб.) Доля % Доля  нараст. итогом, %
Хлебобулочные изд.      82344      7,4       
Молочная  продукция      58591      5,3       
Пиво      147480      13,3       
Вино - водочные изд.      350221      32       
Колбасная продукция      92499      8,3       
Соки, напитки      72000      6,5       
Сигареты      84256      7,6       
Кондитерские  изделия      46821      4,2       
Чай, кофе      24125      2,4       
Крупы, сахар      28430      2,5       
П/ф      58946      5,2       
     Всего      1109926      100       
                           
Вино - водочные изд.      350221      32      32      А      
Пиво       147480      13,3      45,3
Колбасная продукция      92499      8,3      53,6
Сигареты      84256      7,6      61,2
Хлебобулочные изд.      82344      7,4      68,6
Соки, напитки      72000      6,5      74,9      В
Молочная  продукция      58591      5,3      85,7
П/ф      58946      5,2      90,9      С
Кондитерские  изделия      46821      4,2      95,1
Крупы, сахар      28430      2,5      97,6
Чай, кофе      24125      2,4      100
     Всего      1109926      100       

     Допустим, к категории А у нас будут  относиться товары, объем продаж которых  составляет менее 70% от общего объема продаж. То есть товарами категории А в этом случае у нас будут: вино - водочные изделия, пиво,

хлебобулочные изделия, колбасная продукция, сигареты. Эти товары наиболее ценные, с которыми предприятие делает 75% продаж. Для номенклатурных позиций категории A необходимы следующие правила:

     - частый, циклический подсчет запасов;

     - ежедневное обновление данных об этих товарах;

     - постоянный контроль спроса на такие товары, контроль размеров партий и запаса, и как результат относительно небольшие размеры заказов (партий);

     - так как основную долю потребности формируют запасы номенклатурных позиций класса A, необходимо стремиться к сокращению длительности цикла, т.к. чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах.

     К категории В такие товары, как - соки, молочная продукция. Промежуточные, с которыми предприятие делает 20% продаж. Для номенклатурных позиций класса B применяются те же меры, что и для номенклатурных позиций класса A, но реже и с большими приемлемыми допусками.

     К категории С оставшиеся товары - п/ф, кондитерские изделия, крупы, чай и кофе. Такие товары наименее ценные, с ними предприятие делает 5% продаж.

     Для позиций класса C можно сформулировать следующие правила:

     - изделия должны быть в наличии, запасов изделий класса C может быть больше, чем нужно, но не должно быть меньше, чем необходимо;

     - периодический контроль запасов;

     - большие размеры партий (заказов) и запасов, т.к. это не повлекут за собой существенных затрат, связанных с хранением запасов и поэтому имеет смысл экономить преимущественно на подготовительных издержках, заказывая помногу;

     - хранение на территориях, немедленно доступных для персонала.

     Предоставляя  анализ доходности продукта и его  прибыльности, метод ABC вносит существенный вклад в процесс принятия решений  высшим руководством. Используя этот метод, магазин может улучшить свою эффективность и уменьшить затраты, не снижая потребительскую ценность. Это также позволяет моделировать влияние снижения себестоимости  и затем подтверждать достигнутые  сбережения, что помогает приобрести неотъемлемое конкурентное преимущество по затратам и таким образом может  непрерывно добавлять ценность как  своим заинтересованным сторонам, так  и клиентам.  

2.3 Разработка рекомендаций, направленных на улучшение   ассортиментной политики ООО «Терек» магазина «Тополек»

     Для изучения товарного  портфеля данного магазина был проведен анализ ассортимента с помощью ABC - анализа. В результате были получены данные о состоянии ассортиментной портфеля, на основе которых можно предложить следующие выводы, направленные на улучшение деятельности и ассортиментной политики магазина «Тополек»:

     Наиболее реализуемыми являются товары номенклатурные группы А, такие как: вино - водочные изделия, пиво, хлебобулочные изделия, колбасная продукция, сигареты. Товары, входящие в эти группы всегда должны быть в наличии у магазина, т.к. основная прибыль магазина идет от продажи этих продуктов. Необходимо следить за ассортиментом каждой номенклатурной группы, стремиться к его расширению. Также нужно учитывать ЖЦТ товара, по мере устаревания и снижения спроса на данный товар (продукт), стремиться к снижению запасов этого товара, а затем снять его с продажи полностью. В свою очередь на смену устаревшим товарам приходят новые, которые пользуются наибольшим спросом у потребителей, поэтому такие товары обязательно должны быть в наличии у магазина или на складе.

     Товары, принадлежащие  номенклатурной группе В, это: соки, молочная продукция. Эта продукция тоже является ценной для магазина, но процент её реализации меньше, чем у товаров группы А. Необходимо обратить внимание на широту ассортимента этих групп, может быть он настолько узок, что не может полностью удовлетворить вкусы и предпочтения покупателей, посещающих магазин «Тополек». Товары, принадлежащие этой группе также всегда должны быть в наличии у магазина, товаровед должен следить за этим.

     К категории С относятся товары - п/ф, кондитерские изделия, крупы, чай и кофе. Доля продаж такой продукции сравнительно невысока, но это не значит, что таких товаров в магазине быть не должно. Наоборот, такие товары могут рассматриваться как дополнение к основным продуктам, поскольку они повышают их конкурентоспособность и реализуемость.

     При этом разработка политики в области  товарного ассортимента и цен  начинается с анализа возможностей осуществлять закупки товаров. Например, желание включить в ассортимент  ходовой товар может привести к необходимости делать предоплату, что потребует наличия денежных средств.

     С других маркетинговых позиций ассортимент  формируется из товаров, дополняющих  основные товары, фирменных товаров (обязательно присутствие марок - "флагов"), сопутствующих товаров, товарных комплексов. В целом, товарный ассортимент должен быть гармоничным - удобным для покупателей и  экономически оправданным для магазина.

Информация о работе Формирование эффективного товарного портфеля предприятия