Анализ производственного потенциала промышленного предприятия на примере ЗАО "Автотор"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Тема анализа производственного потенциала весьма важна как в теоретическом, так и практическом плане. Знание производственных потенциалов предприятий позволяет определить суммарный потенциал отрасли и народного хозяйства, создает основу для обеспечения сопряженности смежных предприятий и производств. Значения производственных потенциалов предприятий необходимы для выявления затрат производственных ресурсов (величин его элементов), требующихся для оптимизации народнохозяйственных или отраслевых темпов и пропорций развития определения направлений инвестиционной политики.

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО АВТОТОР.doc

— 194.50 Кб (Скачать)
 

     Рассматриваемое предприятие можно отнести в разряд с высоким уровнем производственного потенциала при следующих значениях рассчитываемых коэффициентов если:

  • все три коэффициента – коэффициенты уровня ППП А;
  • два коэффициента - коэффициенты уровня ППП А, один коэффициент - коэффициент уровня ППП В.

     Предприятие можно отнести в разряд со средним  уровнем производственного потенциала при следующих значениях рассчитываемых коэффициентов если:

  • два коэффициента - коэффициенты уровня ППП А, один коэффициент - коэффициент уровня ППП С;
  • один коэффициент - коэффициент уровня ППП А, один коэффициент - коэффициент уровня ППП В, один коэффициент - коэффициент уровня ППП С;
  • два коэффициента - коэффициенты уровня ППП В, один коэффициент - коэффициент уровня ППП А;
  • все три коэффициента – коэффициенты уровня ППП В;
  • два коэффициента - коэффициенты уровня ППП В, один коэффициент - коэффициент уровня ППП С.

     Предприятие можно отнести в разряд с низким уровнем производственного потенциала при следующих значениях рассчитываемых коэффициентов если:

  • два коэффициента - коэффициенты уровня ППП С, один коэффициент - коэффициент уровня ППП А;
  • два коэффициента - коэффициенты уровня ППП С, один коэффициент - коэффициент уровня ППП В;
  • все три коэффициента – коэффициенты уровня ППП С

     На  рассматриваемом предприятии ЗАО  «Автотор» особую значимость имеет  производственная составляющая ППП, так  как о высоком уровне производственного потенциала низкий износ основных фондов и использование новейшего высокотехнологичного оборудования.

     Таким образом на основе данных, приведенных в таблице 6, 7, 8, предприятию можно присвоить высокий уровень производственного потенциала (А) - высокий уровень ППП. Производимая продукция успешно продается. Доля рынка стабильна. Физический объем производства сохранен. Предприятие обладает значительным рыночным потенциалом, его положение на рынке устойчивое. Техника и технология, используемые в производстве продукции находятся в хорошем состоянии. Технико-экономические показатели производства не ниже среднеотраслевых. Однако возможно существуют проблемы с обеспечением предприятия комплектующими и материалами.  

3.2 Пути повышения уровня производственного потенциала предприятия 

     Производственный  потенциал предприятия (ППП) – это  отношения, которые возникают на микроуровне между работниками  самого предприятия по поводу получения  максимально возможного производственного  результата, который может быть получен  при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов, при имеющемся уровне техники и технологий, передовых формах организации производства, и вне зависимости от состояния внешней среды. Противоречивый характер этих отношений определяется внутренней средой самого предприятия, а производственный потенциал предприятия заключается в поиске и реализации внутренних источников саморазвития.

     Для повышения производственного потенциала промышленного предприятия необходимо повышать эффективность использования производственных ресурсов, характеризующих производственный потенциал.

     Трудно  переоценить значение эффективного использования основных фондов. Можно  выделить следующие основные пути повышения  эффективности использования основных фондов: технические, организационные, экономические.

     К техническим путям относятся реконструкция зданий и сооружений, модернизация машин и оборудования, повышение качества их технической эксплуатации, рост квалификации персонала. Здесь же рассматривается упущенная выгода от несвоевременной замены технических средств или приобретения устаревших моделей оборудования.

     Организационное направление включает: во-первых, четкое диспетчирование производства, выявление незагруженного оборудования и помещений, реализацию излишних основных фондов, расширение объема производства на имеющихся производственных мощностях и площадях; во-вторых, применение современной оргтехники, позволяющей вести учет движения продукции и всех инвентарных единиц основных фондов в реальном режиме времени.

     Экономические пути реализуются через стимулирование субъектов хозяйствования и персонала.

     Хотелось  бы отдельно выделить модернизацию оборудования. Она может проводится по нескольким направлениям:

  • усовершенствование конструкции действующих машин, повышающие их режимные характеристики и технические возможности;
  • механизация и автоматизация станков и механизмов, позволяющие увеличить производительность оборудования;
  • перевод оборудования на программное управление.

     Пути  роста фондоотдачи:

     - повышение производительности оборудования в результате технического перевооружения и реконструкции действующих и строительства новых предприятий;

     - повышение коэффициента сменности  работы оборудования;

     - улучшение использования времени  и мощностей;

     - ускорение освоения вновь вводимых  мощностей;

     - снижение стоимости единицы мощности  вновь вводимых, реконструируемых  и перевооружаемых предприятий;

     - замена ручного труда машинным.

     Повышение эффективности использования материальных ресурсов является резервом повышения  уровня производственного потенциала промышленного предприятия.

     Удовлетворение  потребности предприятия в материальных ресурсах может обеспечиваться двумя  путями: экстенсивным и интенсивным:

     а) экстенсивный:

  • увеличение добычи сырьевых ресурсов,
  • увеличение производства материальных ресурсов,

     б) интенсивный:

  • рациональное использование материалов,
  • утилизация отходов материальных ресурсов,
  • использование безотходных производств,
  • применение прогрессивных научнообоснованных норм расхода материальных ресурсов.

     Рациональное  использование персонала предприятия – непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов.

     В зависимости от характера мероприятий  основные направления реализации резервов экономии материальных ресурсов в промышленности и на производстве можно разделить на производственно-технические и организационно-экономические.

     К производственно-техническим направлениям можно отнести:

  • мероприятия, связанные с качественной подготовкой сырья к его производственному потреблению;
  • совершенствованием конструкции машин, оборудования и изделий;
  • внедрением новой техники и прогрессивной технологии, обеспечивающих максимально возможное уменьшение технологических отходов и потерь материальных ресурсов в процессе производства изделий с максимально возможным использованием вторичных материальных ресурсов.

     К основным организационно-техническим  направлениям экономии материальных ресурсов можно отнести:

  • комплексы мероприятий, связанных с повышением научного уровня нормирования и планирования материалоёмкости промышленной продукции, разработкой и внедрением технически обоснованных норм и нормативов расхода материальных ресурсов;
  • комплексы мероприятий, связанных с установлением прогрессивных пропорций, заключающихся в ускоренном развитии производства новых, наиболее эффективных видов сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов.

     Главное направление экономии материальных ресурсов на каждом предприятии –  увеличение выхода конечной продукции  из одного и того же количества сырья и материалов на рабочих местах

     Одним из резервов повышения производственного  потенциала предприятия является рост производительности труда, который  обеспечивается за счет следующих направлений:

     а) изменение трудоемкости продукции:

  • за счет совершенствования техники,
  • за счет совершенствования технологии,
  • внедрения мероприятий НТП,
  • пересмотра норм выработки,
  • механизации и автоматизации производства и труда,
  • за счет внедрения новых методов организации труда;

     б) улучшение использования рабочего времени:

  • устранение потерь рабочего времени по внутрипроизводственным причинам (частые отклонения от технологии, переработка брака, неудовлетворительная организация труда),
  • ликвидация опозданий, прогулов и других нарушений трудовой дисциплины,
  • устранение потерь рабочего времени из-за внешних факторов (недопоставка сырья, сбой электроэнергии, плохое качество ремонтных работ);

     в) направление использования кадров:

  • сокращение текучести кадров,
  • совершенствование структуры управления,
  • изменение соотношения основных и вспомогательных рабочих,
  • целесообразное сокращение аппарата управления;

     г) структурные сдвиги, связанные с  выпуском продукции, выгодной по трудоемкости.

     Применительно к исследуемому предприятию, можно  сказать, что ЗАО «Автотор» имеет  высокий уровень производственного потенциала, но необходимо отметить, что такой уровень достигнут, в основном, за счет использования новейшего высокотехнологичного оборудования, закупленного на полученные предприятием кредиты. Хотя предприятие и получает высокую прибыль, но выплаты по кредитам приводят его в состояние убытка, что снижает общий уровень производственного потенциала.

     Для выхода из убыточного состояния предприятию  необходимо получать прибыль от продаж, превышающую суммы кредитных  выплат. Для повышения прибыли  от продаж предприятию необходимо:

     а) снижать затраты на изготовление продукции за счет:

  • снижения цен на закупаемое сырье и материалы путем установления и поддержания долговременных отношений с основными поставщиками сырья,
  • повышение эффективности производства,
  • снижение накладных расходов,
  • сокращение постоянных издержек;

     б) увеличивать объем продаж путем  развития маркетинга:

  • участие в конкурсах, выставках и смотрах,
  • повышение эффективности рекламной кампании,
  • дополнительные вознаграждения дистрибьюторам,
  • повышения узнаваемости продукции потребителями;
 
 

 

      Заключение 

     Производственный  потенциал предприятия (ППП) – это  отношения, которые возникают на микроуровне между работниками  самого предприятия по поводу получения  максимально возможного производственного  результата, который может быть получен при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов, при имеющемся уровне техники и технологий, передовых формах организации производства, и вне зависимости от состояния внешней среды. Противоречивый характер этих отношений определяется внутренней средой самого предприятия, а производственный потенциал предприятия заключается в поиске и реализации внутренних источников саморазвития.

     К производственным ресурсам, характеризующим  производственный потенциал предприятия, следует отнести: основные фонды предприятия, оборотные средства предприятия (материальные ресурсы), трудовые ресурсы предприятия.

Информация о работе Анализ производственного потенциала промышленного предприятия на примере ЗАО "Автотор"