Анализ производственного потенциала промышленного предприятия на примере ЗАО "Автотор"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Тема анализа производственного потенциала весьма важна как в теоретическом, так и практическом плане. Знание производственных потенциалов предприятий позволяет определить суммарный потенциал отрасли и народного хозяйства, создает основу для обеспечения сопряженности смежных предприятий и производств. Значения производственных потенциалов предприятий необходимы для выявления затрат производственных ресурсов (величин его элементов), требующихся для оптимизации народнохозяйственных или отраслевых темпов и пропорций развития определения направлений инвестиционной политики.

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО АВТОТОР.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Для характеристики уровней производственного  потенциала используются следующие  обозначения:

     А - высокий уровень ППП. Производимая продукция успешно продается. Доля рынка стабильна. Физический объем производства сохранен. Предприятие обладает значительным рыночным потенциалом, его положение на рынке устойчивое. Техника и технология, используемые в производстве продукции находятся в хорошем состоянии. Технико-экономические показатели производства не ниже среднеотраслевых;

     В - средний уровень ППП. Предприятие  успешно существует в бизнесе, имеются  трудности, которые преодолеваются, т.к. работают механизмы адаптации. Производимая продукция продается. Доля рынка не стабильна, но в среднем за период наблюдения поддерживается на определенном уровне. Физический объем производства продукции сохранен (хотя может быть его уменьшение в отдельные периоды). Техническая и технологическая состоятельность в удовлетворительном состоянии. Эффективность использования техники и технологии – среднеотраслевая;

     С - низкий уровень ППП. Наличие хронических  нарушений большинства параметров всех функциональных составляющих: проблемы с обеспечением предприятие ОПФ, сырьем, материалами, трудовыми ресурсами, неэффективное их использование. Наличие потерь на рынках производимой продукции (снижение доли рынка или же угрожающе тревожное снижение физического объема производства). Значительная потеря рыночного потенциала (неблагоприятные изменения в составе конкурентов, клиентуры, ассортимента продукции). Наличие проблем с техническим и технологическим обеспечением производственной деятельности. Эффективность использования основных производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов ниже среднеотраслевого уровня

 

     2. характеристика ЗАО «Автотор»

     Группа  предприятий «Автотор» объединяет в своем составе производственные, снабженческие, обеспечивающие, управляющие и банковские структуры, действующие на рынке России с 1994 года. Принципиально важным звеном группы предприятий являются мощности по производству легковых и грузовых автомобилей, расположенные на территории Особой экономической зоны – в Калининградской области.

     В настоящее время производство совершает полный производственный цикл от заказа комплектующих изделий до выпуска готовой продукции и несут всю полноту ответственности за качество продукции и другие показатели товарного выпуска.

     В соответствии с распоряжением Росстандарта производством предоставлено право нанесения на выпускаемую технику отдельных уникальных идентификационных знаков ( VIN знаков ), которые являются главным элементом учета производимой предприятиями товарной продукции в государственных базах данных ( ФТС, ГИБДД и пр. ).

     В составе производство сформирована индивидуальная цепочка управления, контроля, подготовки производства и обучения кадров.

     За 11 лет в рамках проекта были подписаны  соглашения об организации производства автомобилей с ведущими мировыми производителями, в числе которых - KIA Motors, BMW AG, General Motors. Под каждое соглашение реализуется отдельный инвестиционный проект, общий объем инвестиций на сегодняшний день превышает 380 млн. евро.   
           Сейчас «Автотор» выпускает 25 моделей всемирноизвестных брендов, в числе которых BMW, GM, KIA, Opel. А каждый бренд – это разные партнеры и разные технологии. В июне 2008 года завершено строительство сварочно – окрасочного корпуса и в ноябре 2008 года был осуществлен запуск первой очереди сварочно-окрасочного комплекса по выпуску автомобилей Chevrolet Lacetti(GM DAT).  
           В состав нового производственного комплекса входят корпус цеха сварки и окраски кузовов легковых автомобилей и вновь возведённый сборочный корпус. Оба корпуса соединены галереей для передачи кузова из цехов сварки и окраски на сборочные конвейера. Общая стоимость реконструкции нового производственного комплекса – € 80 млн.; общая площадь комплекса – 110 тыс.м2, в том числе 39,21 тыс.м2 – производственная площадь; количество работающих – 1420 человек. Производственная мощность – 80 тысяч автомобилей в год. Производство, начиная от поступления комплектующих, узлов и агрегатов и завершая выпуском автомобиля на склад готовой продукции, связано одной системой управления.  
           Вторую и третью очереди окрасочного комплекса запланировано создать в 2011 и 2013 гг. соответственно.   
 

 

       3 Анализ производственного потенциала промышленного предприятия на примере ЗАО «АвТОТОР» 

     3.1 Анализ производственного потенциала  промышленного предприятия на  примере ЗАО «Автотор». 

     Анализ  производственного потенциала предприятия  осуществляется путем оценки состояния  производственной, материальной и кадровой составляющих.

     Оценка  состояния производственной составляющей осуществляется по следующим параметрам:

     1) Износ основных фондов

     2) Соотношение коэффициентов обновления  и выбытия основных фондов

     3) Фондоотдача (ФО)

     1) Износ основных фондов. В определенной  степени значение данного показателя  свидетельствует о наличии или  отсутствии проблем, связанных  с накопленным износом основных производственных фондов. В этом смысле именно накопленный износ, его величина – своего рода показатель успеха или неудачи на рынке средств труда. Данный показатель определяется отношением суммы износа основных фондов к их первоначальной стоимости.

     По  данным ЗАО «Автотор» износ основных фондов составил:

     - в 2009г. – 43,7 %,

     - в 2008г. – 45,1 %,

     - в 2007г. – 54,8 %.

     Уровень этого показателя для оценки ППП  имеет следующую шкалу:

    • Уровень ППП А – менее 50% – умеренный;
    • Уровень ППП В – 51-69 % – требующий обновления;
    • Уровень ППП С – 70 % и более – значительный.

     Значительное  снижение износа основных фондов в 2008 году, по сравнению с 2007, произошло  за счет закупки нового оборудования для модернизации производства и  закупки современного высокотехнологичного оборудования .В 2009 году произошло менее значительное снижение износа основных средств за счет закупки нового оборудования для модернизации производства. Общее снижение износа основных фондов свидетельствует об отсутствии проблем, связанных с накопленным износом основных производственных фондов. В этом смысле именно накопленный износ, его величина – своего рода показатель успеха на рынке средств труда.

     2) Соотношение коэффициентов обновления  и выбытия основных фондов.

     Коэффициент обновления рассчитывается как отношение стоимости поступивших основных фондов к стоимости основных фондов на конец года:

     КобновОФ2009 = 4183200 тыс.р. / 42053400 тыс.р. = 0,09947,

     КобновОФ2008 = 7527000 тыс.р. / 39391300 тыс.р. = 0,19108,

     КобновОФ2007 = 4555300 тыс.р. / 33197400 тыс.р. = 0,13722.

     Коэффициент выбытия рассчитывается как отношение  стоимости выбывших основных фондов к стоимости основных фондов на начало года:

     КвыбОФ2009 = 1521100 тыс.р. / 39391300 тыс.р. = 0,03862,

     КвыбОФ2008 = 1333100 тыс.р. / 33197400 тыс.р. = 0,04016,

     КвыбОФ2007 = 799000 тыс.р. / 29441100 тыс.р. = 0,02714;

     КобновОФ2009 / КвыбОФ2009 = 0,09947 / 0,03862 = 2,58,

     КобновОФ2008 / КвыбОФ2008 = 0,19108 / 0,04016 = 4,76,

     КобновОФ2007 / КвыбОФ2007 = 0,13722 / 0,02714 = 5,06.

     Уровень этого показателя для оценки ППП имеет следующую шкалу:

     - Уровень ППП А – > 1;

     - Уровень ППП В – 0,5 - 1;

     - Уровень ППП С – < 0,5.

     Если  обновление основных производственных фондов опережает выбытие, то идет процесс  «опережения», т.е. следует предполагать, что основные фонды не только поддерживаются в работоспособном состоянии, но и происходят процессы существенного обновления или расширения производственной базы. Соотношение компенсации свидетельствует о том, что предприятие может лишь поддерживать основные производственные фонды на достигнутом уровне. Соотношение отставания свидетельствует о том, что предприятие «теряет» основные производственные фонды.

     Как видно из произведенных расчетов, в 2007 г., обновление основных производственных фондов опережает выбытие, а это значит, что идет процесс «опережения», т.е. следует предполагать, что в 2007 г. основные фонды не только поддерживаются в работоспособном состоянии, но и происходят процессы существенного обновления или расширения производственной базы. Постепенно, темпы опережения снижаются, что может свидетельствовать о том, что предприятие может лишь поддерживать основные производственные фонды на достигнутом уровне и частично их модернизировать.

     3) Фондоотдача (ФО). Данный показатель  определяется отношением выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных средств:

     ФО2009 = 53927800 тыс.р. / 40722300,5 тыс.р.=1,3243,

     ФО2008 = 36846400 тыс.р. / 36294300,5 тыс.р. = 1,0152,

     ФО2007 = 34358400 тыс.р. / 31319200,5 тыс.р. = 1,097.

     Уровень этого показателя для оценки ППП имеет следующую шкалу:

     - Уровень ППП А – > 1,

     - Уровень ППП В – = 1,

     - Уровень ППП С – < 1.

     Как видно из расчета, ФО за 2008 г., по сравнению  с 2007 г. уменьшилась, в основном, за счет увеличения среднегодовой стоимости  основных средств. Это связано с закупкой новейшего оборудования для модернизации производства. Данные мероприятия позволяют существенно увеличить объем производства и перейти на европейский стандарт качества продукции, так же было закуплено современное высокотехнологичное оборудование. Выручка от реализации продукции выросла менее значительно. В 2009г. ФО снова незначительно уменьшилась по сравнению с 2008 г. Увеличение среднегодовой стоимости основных средств произошло за счет закупки нового оборудования для модернизации производства, а увеличение выручки, примерно на такую же сумму достигнуто, в основном, за счет роста продаж.

     Оценка  состояния материальной составляющей осуществляется по следующим параметрам:

     1) Доля переменных затрат в себестоимости  продукции

     2) Соотношение изменения цен на комплектующие, материалы и изменения цен на продукцию

     3) Материалоотдача (МО).

     1) Доля переменных затрат в себестоимости  продукции. Оценивая данный показатель, несомненно, нужно иметь в виду, что структура себестоимости  имеет ярко выраженные отраслевые особенности.

     По  данным ЗАО «Автотор» доля переменных затрат в себестоимости продукции  составляет:

     - в 2009г. - 57,1%,

     - в 2008г. - 56,9%,

     - в 2007г. - 56,1%.

     Уровень этого показателя для оценки ППП  имеет следующую шкалу:

     - Уровень ППП А – 80 % и более,

     - Уровень ППП В – 50 % – 79 %,

     - Уровень ППП С – < 50 %.

     2) Соотношение изменения цен на  комплектующие, материалы и изменения цен на продукцию. В случае если значение данного соотношения более единицы – это соотношение называется «диктат поставщика». Поставщик, в силу различных причин (дефицитность продукции, монопольное положение) имеет возможность диктовать цену на свое комплектующие, а производитель продукции – предприятие, по разным причинам (жесткая конкуренция, низкий покупательский спрос и т.п.) не имеет возможности соответственно повышать цены на готовую продукцию. Если значение показателя равно единице – это «соотношение равнодействия». То есть предприятие – производитель продукции как бы передает «повышение» цен на сырье, материалы на цены на готовую продукцию. Если же значение данного соотношения менее единицы – это уже «диктат производителя». Означает это следующее - комплектующие, материалы покупаются по низким ценам, а готовая продукция пользуется повышенным спросом; либо предприятие занимает очень выгодную рыночную позицию и имеет возможность «диктовать цены».

Информация о работе Анализ производственного потенциала промышленного предприятия на примере ЗАО "Автотор"