Анализ маркетинговой деятельности предприятия (на примере предприятия «Полиграф»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, исследование среды маркетинга предприятия, раскрыта ценовая, товарная политика предприятия, сделан SWOT-анализ, а также анализ внутренней и внешней среды предприятия. В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по обшей характеристики предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Цели и задачи маркетинговой деятельности……………………………...4
1.1. Определение целей маркетинговой деятельности…………………….4
1.2. Организация маркетинговой деятельности…………………………....7
2. Исследование среды маркетинга предприятия………………………….12
2.1. Анализ внутренней среды……………………………………………..12
2.2. Анализ внешней среды………………………………………………..17
2.3. СВОТ-анализ…………………………………………………………...22
3. Исследование рын-ка………………………………………………………24
3.1. Определение емкости рынка………………………………………….24
3.2. Исследование конкурентов……………………………………………25
3.3. Исследование поставщи-ков…………………………………………...27
4. Изучение потребите-лей………………………………………...…………29
4.1. Факторы, оказывающие влияние на потребителя……………………29
4.2. Сегментация…………………………………………………………….29
5. Товарная политика предпри-ятия………………………..………………..32
5.1. Оценка предлагаемого товара…………………………………………32
5.2. Анализ конкурентоспособности товара………………………………33
5.3. Система сбыта………………………………………………………….33
6. Ценовая политика предприятия…………………………………………..35
Заключе-ние…………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Анализ маркетинговой деятельности предприятия.doc

— 250.00 Кб (Скачать)


37

 

Национальная академия природоохранного и курортного
строительства

 

 

Кафедра

менеджмента и маркетинга

 

 

Курсовая работа

на тему «Анализ маркетинговой деятельности предприятия»

               (на примере предприятия «Полиграф»)

по предмету «Основы маркетинга»

 

 

 

 

Студентки

 

 

 

 

 

г. Симферополь - 2005


План

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Цели и задачи маркетинговой деятельности……………………………...4

  1.1. Определение целей маркетинговой деятельности…………………….4

  1.2. Организация маркетинговой деятельности…………………………....7

2. Исследование среды маркетинга предприятия………………………….12

  2.1. Анализ внутренней среды……………………………………………..12

  2.2. Анализ внешней среды………………………………………………..17

  2.3. СВОТ-анализ…………………………………………………………...22

3. Исследование рынка………………………………………………………24

  3.1. Определение емкости рынка………………………………………….24

  3.2. Исследование конкурентов……………………………………………25

  3.3. Исследование поставщиков…………………………………………...27

4. Изучение потребителей………………………………………...…………29

  4.1. Факторы, оказывающие влияние на потребителя……………………29

  4.2. Сегментация…………………………………………………………….29

5. Товарная политика предприятия………………………..………………..32

  5.1. Оценка предлагаемого товара…………………………………………32

  5.2. Анализ конкурентоспособности товара………………………………33

  5.3. Система сбыта………………………………………………………….33

6. Ценовая политика предприятия…………………………………………..35

Заключение…………………………………………………………………...36

Список литературы…………………………………………………………..37


Введение

 

             

Маркетинговая деятельность на предприятии очень актуальна на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

Темой данной работы является управление системой маркетинговой деятельности на предприятии. Актуальность темы, выбранной автором этой работы для освещения, для украинских предприятий трудно переоценить.

Целью работы является изучение и освоение методических основ   управления маркетинговой деятельности, исследование среды маркетинга предприятия, раскрыта ценовая, товарная политика предприятия, сделан SWOT-анализ, а также анализ внутренней и внешней среды предприятия. В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по обшей характеристики предприятия.

Объектом исследования выступает предприятие «Полиграф», осуществляющая издательскую деятельность и оказание полиграфических услуг. Предметом исследования являются аспекты организации маркетинговой деятельности на этом предприятии.

Я думаю, что использование маркетинговых мероприятий при работе любого предприятия даст положительный эффект, повысит уровень прибыли предприятия и будет способствовать расширению его рыночной доли.

 


1. Цели и задачи маркетинговой деятельности

 

1.1. Определение целей маркетинговой деятельности

 

Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условия рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм.

Маркетинговый подход – общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но  и прямым убыткам. Маркетинговая система как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных  и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы – специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей.

На многих отечественных предприятиях в настоящее время медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако, на ряду с этим отсутствует нередко отсутствует правильно понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг, в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента.

Управление маркетингом – это целенаправленная деятельность по регулированию позиций фирмы на рынке, по средствам планирования, организации, учета, контроля, исполнения каждой фазы позиционно - деятельностного поведения фирмы, с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке.

Сфера управления маркетингом, занимая определенное место в общей системе маркетинговых знаний, включает анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных  на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов посредством решения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д. В сфере менеджмента непосредственно соприкасающимися с управлением маркетингом на фирме и маркетинговым управлением фирмой выступают мотивация фирмы, оценка хозяйственных решений, стратегическое планирование, выбор формы хозяйствования, структура управления, управление персоналом, имитационное моделирование и др.

Цель – это ориентир, к которому должно стремится предприятие в своей деятельности. Планирование целей предприятия состоит из нескольких этапов. Чтобы правильно выбрать путь, необходимо знать исходное положение предприятия. Для этого на первом этапе планирования проводится всесторонний анализ его текущей деятельности (ситуационный анализ). Такой анализ дает возможность оценить внутренние возможности и ресурсы предприятия, его сильные и слабые стороны, определить тенденции изменения внешней среды и степень адаптации предприятия к этим изменениям. Проведя все исследования и ответив на интересующие вопросы, можно переходить ко второму этапу – выработке целей предприятия. Цели должны характеризоваться:

1.      Конкретностью и измеримостью,

2.      Достижимостью,

3.      Ориентацией во времени,

4.      Избирательностью,

5.      Участием сотрудников в их постановке.

Конкретность и измеримость целей предполагает установление точных заданий в различных аспектах деятельности. Цели должны быть количественно выражены, что необходимо для проверки их исполнения.

Достижимость целей – принципиальное требование при планировании. Цели должны быть выполнимыми и подсказывать направление действий. Они должны допускать расчленение на частные задачи, выполнение которых можно поручить конкретным подразделениям или сотрудникам.

Ориентация во времени определяет соотношение целей разного временного горизонта (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные). Это позволяет знать не только результат, но и сроки его достижения.

 

Рис. 1. Соотношение целей фирмы во времени

 

К выбору целей необходимо подходить избирательно. Из множества задач, стоящих перед предприятием, в качестве целей необходимо выделить самые существенные, чтобы на них можно было сосредоточить ресурсы предприятия. Должны быть определены приоритеты целей. Для этого рекомендуется использовать метод построения дерева целей, который заключается в следующем: исходя из главной цели и для ее достижения формируются более низкие по уровню основные цели, затем промежуточные и т.д. При определении целей предприятия, фирмы особое внимание следует уделить тому, чтобы они отражали цели его сотрудников, усиливали их заинтересованность в успехе общего дела. Основными базовыми целями, исходя их опыта зарубежных фирм, являются: объем продаж, тепы роста (объем продаж или прибыли), доля на рынке, структура капитала, конкурентоспособность, использование ресурсов (прибыль на вложенный капитал, прибыль на суммарные затраты).

 

 

1.2. Организация маркетинговой деятельности

 

Основные задачи отдела маркетинговой информации в соответствии с основными стратегическими целями фирмы и ее текущими задачами, отраженными в бизнес планах и документах об учреждении данного предприятия отдел маркетинговой информации в своей повседневной деятельности обязан реализовывать следующие основные задачи:

              Обеспечение руководства фирмы необходимой маркетинговой информацией в интересах разработки стратегии и тактики развития и рыночного поведения фирмы. Отдел обязан при необходимости уточнять и дополнять указанную информацию, а также выполнять все необходимые работы по анализу и оценке различного рода текущих и перспективных рыночных ситуаций.

         Проведение всего комплекса рыночных исследований, связанных с рынком, товаром и потребителями как по утвержденному плану исследований маркетинга, так и по специальным указаниям руководства и по заданиям других подразделений фирмы. Для определения целей и функций отдела маркетинга необходимо провести полный анализ деятельности фирмы и выявить узкие места и диспропорции в ее функционировании. На основании полученных данных построить гипотезу разрешения данных проблем силами создаваемого отдела маркетинга, т.е. разработать план маркетинга. Исходя, из стратегии маркетингового развития и из целей отдела маркетинга мы можем построить гипотезу о рациональной структуре отдела маркетинга. В данном случае она будет выглядеть так: директор отдела маркетинга подчиняется непосредственно генеральному директору и/или Совету Директоров. Он координирует и несет ответственность за работу отдела в целом. Оптимальный размер отдела - 7 сотрудников.

 

Маркетинговая деятельность в современных Предприятиех организована по-разному. Наиболее распространенная форма – это функциональная организация, когда во главе различных направлений маркетинговой деятельности стоят специалисты по этому виду деятельности – менеджеры по продажам, менеджеры по рекламе, менеджеры по маркетинговым исследованиям, сервис–менеджеры и менеджеры по новым товарам (смотрите рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Функциональная организация службы маркетинга

 

В Предприятиех, продающих свой товар по всей стране и за рубежом, часто используется организация по географическому принципу, при которой за сотрудниками, занимающимися продажами и маркетингом, закреплены определенные страны, регионы и области. Организация по географическому принципу позволяет торговым агентам работать непосредственно на закрепленной за ними территории, лучше узнавать свих покупателей и сократить расходы, связанные с командировками.

Предприятие с большим разнообразием товаров или торговых марок часто организует управление по товарам или торговым маркам. При таком подходе менеджер по товару разрабатывает и реализует стратегию и маркетинговую программу по определенному товару или торговой марке (см. рис. 3).

Для компаний, продающих одну товарную группу на многочисленных и разнотипных рынках с различными потребностями и предпочтениями, более эффективна организация управления по рынкам. Организация управления по рынкам напоминает организацию по товарам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Организация по товарному принципу

 

В соответствии с поставленными задачами и исходя из принятой организационной структуры, отдел маркетинговой информации выполняет следующие виды работ:

1. Сегментация рынков; изучение нужд потребителей и формирование "карт потребностей"; анализ и оценка товаров и рыночной политики конкурентов; комплексное исследование рынка; разработка прогнозов развития рынков с выделением и оценкой основных групп потребителей; "технологические прогнозы" и исследование отраслевых тенденций; анализ и оценка эффективности рекламы; анализ и оценка эффективности сбыта (включая исследования эффективности организации сбыта, а также изучение различных систем стимулирования сбыта). Проводится также комплексная оценка новых товаров и услуг и разрабатываются основные элементы стратегии маркетинга (товара, цен, сбыта и рекламы).

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности предприятия (на примере предприятия «Полиграф»)