Япония в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является попытка раскрыть место Японии в мировом хозяйстве, определить причины, способствовавшие высоким темпам экономического и технологического роста. Для достижения данной цели необходимо выделить и решить следующие задачи, а именно:
1. Рассмотреть Японию, как субъект международных экономических отношений, возникающих между агентами рынка в процессе международного производства, обмена, распределения и потребления произведённых продуктов.
2.Выделить структуру экономики Японии.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные черты японской экономики
1.1. Общая характеристика Японии и ее место в мировом хозяйстве
1.2. Природно-ресурсный потенциал страны и территориально-отраслевая структура японского хозяйства
Глава 2. Япония в международных экономических отношениях
2.1. Развитие и структура внешней торговли
2.2. Экспортная политика Японии конца 70-х и начала 80-х гг.
2.3. Структура импорта в экономике Японии сегодня
2.4 Экспорт - импорт капитала. Его характерные черты…
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ И РОССИИ
3.1. Современные внешнеэкономические связи Японии
3.2. Внешнеэкономические связи Японии и Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Приложение. Краткая характеристика Японии

Работа содержит 1 файл

Курсовая по мировой экономике Японии.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

 

Япония также имеет дипломатические отношения со странами Юго-Восточной Азии.

Транспорт. В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Протяженность автомобильных дорог составляет около 1,2 млн. км из них 5 тыс. км - скоростных. Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Протяженность ж/д около 30 тыс. км. Растут объемы авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн. бр. рег. т в 1996 г.), но 73% этого тоннажа уходит под "удобными флагами". Размеры автомобильного парка - 43 млн. легковых машин и 22 млн. грузовых и автобусов (1995 г., второе место в мире).

 

С середины 70-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший - Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры. В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова.

 

Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных Перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.

 

 

Внешнеэкономические связи

 

С начала 70-х годов, когда платежный баланс Японии приобрел крупное активное сальдо, а инвалютные резервы набрали необходимую "критическую массу", страна выдвигается в число заметных экспортеров капитала. В 1986 г. Япония вышла по этому показателю на первое место в мире. Общие размеры зарубежных финансовых активов Японии в 1995 г. превысили отметку в 2,4 трлн. долл., т. е. превысили показатели всех остальных стран. Возросшие финансовые возможности Японии подтверждаются тем, что более трети международных финансовых операций осуществляются в настоящее время японскими частными банками, а в десятку крупнейших частных банков мира входят семь японских.

 

Быстро увеличиваются объемы японских прямых частных инвестиций. В 1995 г. они достигли 55 млрд. долл., а ежегодно репатриируемые доходы Японии от зарубежных инвестиций в начале 90-х годов примерно равнялись 90% государственных доходов от налогов на корпорации. Главными стимулами прямого зарубежного инвестирования для японских компаний являются курс на защиту и закрепление рынков сырья и сбыта готовой продукции, а также снижение издержек производства при организации предприятий за рубежом, в первую очередь благодаря более дешевой рабочей силе.

 

Преобладающей формой, в которой осуществляются частные японские инвестиции, Является приобретение акций (почти 60%) и облигаций (около 40%) зарубежных фирм, в то время как на организацию и расширение филиалов и отделений японских компаний выделяется только около 3% сумм. Таким образом, в отличие от американских транснациональных корпораций, которые стремятся к стопроцентному контролю над зарубежными предприятиями и созданию своих отделений за рубежом, японские компании чаще используют формы совместных предприятий, стремясь расширять контроль за предпринимательством за рубежом и увеличивать возможности по распоряжению зарубежными активами. Вместе с тем в ряде отраслей, особенно современных, растет доля зарубежных предприятий, где весь капитал принадлежит японским компаниям (например, на предприятиях точного электромашиностроения и по выпуску электронной техники - до 40%).

 

В 70-х годах почти 2/3 прямых частных зарубежных инвестиций японских компаний приходилось на развивающиеся страны, особенно на страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, где разворачивалось производство с относительно меньшими, чем в Японии, издержками. С начала 80-х годов в региональном распределении стал доминировать фактор защиты рынков сбыта готовой продукции зарубежного производства, и преобладающая часть инвестиций сосредоточилась в США и странах Европы (около 60%). .Почти половина прямых зарубежных инвестиций приходится на капиталовложения в торговлю и финансово-кредитную, страховую сферу и прочие нематериальные сектора, около трети - на обрабатывающую промышленность, пятая часть - на добывающую.

 

Длительное время главными действующими лицами японского международного бизнеса выступали "универсальные торговые компании", представляющие интересы крупнейших японских многоотраслевых концернов и более мелких компаний, объединенных, как правило, в составе какой-либо из японских финансово-промышленных групп. "Универсальные торговые компании" опираются в своей деятельности прежде всего на подконтрольную им глобальную сбытовую сеть, рассчитанную на продажи массовой станд

 

Внешняя торговля

 

Лидерами среди стран-производителей грузовиков, импортированных в 1 квартале 2009 года, стали Германия и Япония. Их доля составила 23 и 21%, соответственно. Доля остальных стран ведущей десятки составила от 3 до 6%.

 

 

Основными марками японского происхождения стали Nissan (36%), Isuzu (21%), Mitsubishi (18%). Причем из общего количества данных марок, импортированных в 1 квартале 2009 года, в Японии произведено Nissan – 65%, Isuzu - 100%, Mitsubishi - 67%.( http://www.id-marketing.ru/production/gruzoviki-2009/)

 

В экономической литературе для характеристики экономического развития Японии используют понятие японское экономическое чудо, что подчеркивает феноменальный успех страны которая из второразрядной и обособленной страны превратилась в мировую державу с динамичной и конкурентоспособной рыночной экономикой открытого типа.

Факторы экономического успеха Японии

Данная схема не претендует на исчерпывающую характеристику факторов экономического прогресса Японии, но позволяет показать системный характер экономического успеха страны. Опыт Японии представляет интерес для стран, которые пытаются преодолеть отставание в уровне экономического развития от промышленного развитых стран.(5,315)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Корниенко О. В.  Мировая экономика. — СПб.: Питер, 2009. — 256 с:

2.reiki-aikadze.narod.ru

3.Гоголева Т.Н., Ключищёва В.Г., Хаустов Ю.И. Международная  экономика: учебное пособие –М.:КНОРУС,2010-304с.

4. old.worldofjapan.ru

5.Черников Г.П.,Черникова Д.А.Мировая экономика: учебник для вузов-М.:ДРОФА,2006.430.

6.Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 336 с. — (Высшее образование).

 

 

                       Приложение

 



Информация о работе Япония в мировой экономике