Тема России в рассказах И.А. Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»

Автор: Дарья Правдюкова, 21 Ноября 2010 в 15:20, реферат

Описание работы

Бунин неотделим от страны, давшей ему жизнь. Как личность, как творец он рожден отечественной культурой. Где бы ни находился, он продолжал её священные традиции и чувствовал себя неотъемлемой частью той духовной атмосферы, которая была создана гением Пушкина и Толстого, Бородина и Рахманинова, Поленова и Нестерова. Выразителем духа Родины, её искусства считали Бунина те, кто вместе с ним разделил муки эмиграции. Я выбрала эту тему, потому что Россия была главным источником его произведений.

Содержание

I.Введение......................................................................................................................... 3
II. Тема России в рассказах И.А. Бунина.
1. «Антоновские яблоки»
1.1. Творческая история…………………………………………………………...5
1.2. Смысл названия……………………………………………………………….5
1.3. Своеобразие композиции…………………………………………………….6
1.4. Система персонажей:
а) лирический герой.........................................................................................6
1.5. Сюжет………………………………………………………………………….7
1.6.Художественные особенности:
а) запах,..............................................................................................................9
б) цвет,................................................................................................................10
в) сад...................................................................................................................11
1.7. Авторская позиция……………………………………………………….........12
1.8. Оценка в критике……………………………………………………………...13
2. «Темные аллеи»
2.1.Творческая история…………………………………………………………....14
2.2. Смысл названия……………………………………………………………….14
2.3.Композиция…………..………………………………………………………...15
2.4.Конфликт……………………………………………………………………….15
2.5.Система персонажей:
а) Надежда,.........................................................................................................15
б) Николай Алексеевич.....................................................................................16
2.6. Сюжет.................................................................................................................16
2.7. Развязка конфликта...........................................................................................17
2.8. Авторская позиция............................................................................................18
2.9. Оценка в критике...............................................................................................18
3. «Чистый понедельник»
3.1. Творческая история...........................................................................................19
3.2. Смысл названия……….....................................................................................19
3.3.Основной конфликт.......…………………………….…………………………19
3.4. Система персонажей:
а) главная героиня,............................................................................................20
б) герой...............................................................................................................21
3.5. Развязка конфликта…………………………………………………………....22
3.6. Авторская позиция.............................................................................................22
3.7. Оценка в критике...............................................................................................22
III. Заключение.............................................................................................................24
IV. Список используемой литературы.....................................................................30

Работа содержит 1 файл

Реферат по лит-ре.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Глава III.

Заключение.

    Тема  России является основной в творчестве И.А. Бунина. Писатель неоднократно обращался к этой теме в течение всего своего творческого пути. На рубеже веков он написал цикл рассказов, посвященных теме разорения и исчезновения дворянства, чтобы удержать в памяти потомков непреходящие ценности прошлого, достойные преемственности и уважения.

    Самым ярким произведением этого периода  является рассказ «Антоновские яблоки», опубликованный в 1900 году в журнале «Жизнь». В нем Бунин с огромной художественной силой  запечатлел усадебную Россию, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанной с природой, земледелием, народными обычаями. Антоновские яблоки символизируют здоровье, красоту, изобилие, благополучие патриархального уклада жизни.

    В русской классической литературе старый, заброшенный сад – устойчивый символ дворянской культуры. И у  Бунина сад – это зеркало, отражающее происходящие в России события. Автор с любовью  описывает большой, весь золотой, поредевший сад, символизирующий здоровье и красоту помещичьего уклада жизни. Сначала он «золотой», поредевший, в последней главе – опустевший, унылый. Умирает не просто сад, а целая эпоха русской истории, опоэтизированная Буниным. Чувство невосполнимой утраты передается автором с помощью яркой художественной детали. Лирический герой находит в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, которое кажется ему почему-то необыкновенно вкусным.

    В третьей части рассказа автор изображает любимое занятие своих предков – охоту. Описание охоты – самый запоминающийся эпизод в рассказе, наряду со сбором антоновских яблок. Бунин продолжает литературную традицию Льва Николаевича Толстого. Писатель откровенно любуется охотничьим азартом и удалью своего дяди Арсения Семеновича, его стихийной силой, красотой, высокой духовной культурой.

    В последней части автор описывает  жизнь совершенно обедневшего дворянина, который не может содержать даже свору охотничьих собак. Где-нибудь в глухом хуторе собирается компания таких охотников, которые с безнадежной удалью поют русскую народную песню.

    В ранней редакции в подзаголовке рассказа стояло слово «эпитафия», что в переводе с древнегреческого означает надгробная надпись. Рассказ «Антоновские яблоки» - это эпитафия уходящему дворянскому миру. Писатель понимает, что смена исторических эпох – закономерный процесс и бег времени невозможно остановить. В советское время Бунина обвинили в поэтизации крепостного быта, в идеализации дворянства, что не соответствует действительности. Он беспокоится только о том, чтобы вместе с дворянством не исчез неповторимый пласт отечественной культуры, тесно связанный с природой, здоровой, размеренной деревенской жизнью.

    И.А. Бунин снова обратился к теме России в годы революции и гражданской войны. На самом деле он категорически отверг советскую власть и эмигрировал за границу. В произведениях, написанных в эмиграции, он пытался понять и осмыслить революционные события и их причины.

    Рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 году и опубликованный в одноименном сборнике, посвящен проблеме взаимоотношений дворянства с народом. Рассказ представляет собой сжатый полемический вариант романа Толстого «Воскресенье». Бунин нарочно уподобляет своих героев Нехлюдову и Катюше Масловой, использует толстовский сюжет и систему образов, но дает совсем другую версию развития событий.

    Надежда олицетворяет в рассказе Россию. Она  обладает сильным, волевым характером и яркой восточной красотой. В  молодости она любила  господина, но он бросил дворовую девушку, подчинившись общепринятым правилам. Бессердечно брошенная любимым, Надежда пережила немало трудностей, но сумела выжить и устроить свою судьбу. Она стала хозяйкой постоялого двора, заслужив любовь и уважение своих постояльцев. Однако замуж не вышла, потому что осталась верна своей первой любви.

       Николай Алексеевич олицетворяет в рассказе Российскую империю. Он даже внешне похож на Александра II и с годами не потерял военной выправки и стройности. Внешне он производит хорошее впечатление, но жизнь его не сложилась: жена изменила, бросила; сын вырос без чести, без совести.

    Через тридцать лет писатель сталкивает бывших любовников, чтобы заставить осознать значение произошедшей трагедии. Неожиданная встреча с Надеждой взывает внутреннее замешательство, смятение в его душе. Он пытается успокоить себя банальными доводами об изменчивости и непостоянстве всего в этом мире, даже приводит цитату из книги Иова: «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Но Надежда не разделяет его взглядов. Она считает, что любовь не подчиняется законам времени, не проходит с годами. Надежда до сих пор любит его и не простила, потому что любящий человек не может простить измены и предательства. 

    Притча  про случайную встречу на почтовом тракте старого генерала и крестьянки имеет символическое значение. По мнению писателя, трагедия России заключается в отказе дворянства от своего народа, что привело впоследствии к революции и историческому возмездию. Автор считает, что в исторической катастрофе виноваты и барин, забывший свою ответственность за судьбу России, и народ, поднявшийся против своего господина. Признание этой взаимной вины Бунин выразил символической сценой, когда Надежда, услышав горькую исповедь генерала, поцеловала у него руку, а он в знак примирения поцеловал у неё. Если Толстой еще надеялся на примирение дворянства с народом и благополучное разрешение векового конфликта между ними, то Бунин даже не допускает такой возможности.

    После победы над фашистской Германией  вопрос о дальнейшей судьбе России опять вызвал горячие споры в обществе. В рассказе «Чистый понедельник» Бунин предложил свой ответ на этот самый злободневный вопрос своего времени. Опять любовная история имеет символическое значение. Во взаимоотношениях главных героев Бунин запечатлел историю отношений России и Запада.

    Главная героиня олицетворяет Россию. Она  дочь знатного, просвещенного купца, живет в Москве в богато обставленной квартире, любит красивую одежду, бархат, шелк, дорогие меха.

    Автор обращает внимание на внутреннюю противоречивость её характера, которая находит выражение и в её образе жизни, и в духовных интересах, и даже в интерьере её квартиры. С одной стороны, она ведет светский образ жизни, проводит вечера в театрах, модных ресторанах, а с другой – всерьез увлекается древнерусской историей, посещает храмы, монастыри, древнерусские кладбища. С одной стороны , в театр она надевает гранатовое бархатное платье и туфли с золотыми застежками, а с другой – ходит на курсы в скромной одежде и завтракает в вегетарианской столовой. Такая же двойственность ощущается в её духовном мире. С одной стороны, она проявляет интерес к модным западноевропейским писателям, а с другой – любит народные предания, духовную музыку, цитирует «Повесть о Петре и Февронии». В обстановку её квартиры, созданную для беспечной жизни, не вписывается портрет босого Л.Н. Толстого, опростившегося гения.

    Внутренний  психологический конфликт в душе героини говорит о том, что она ищет свой нравственный идеал, что она никак не может сделать окончательный выбор между современной жизнью и духовными ценностями прошлого.

    Герой рассказа ассоциируется с Западом. Он богат, красив, жизнерадостен, у него южный живой темперамент. Ему  нравится жизнь, она ему кажется  сплошным праздником. Он всегда находится  в гуще событий, ведет светский образ жизни, бывает на лекциях современных поэтов, посещает модные концерты, интересуется новой постановкой Художественного театра. Герой привозит возлюбленной новые модные произведения западных писателей-декадентов, западные сладости (шоколад), «таскает» её, как он выражается, по ресторанам и театрам, отрывая от глубоких раздумий, молитв и посещения монастырей и кладбищ.

    Со  времени Петровских реформ Запад  лелеет надежду если не на взаимность, то хоть на создание прочного респектабельного брака-сотрудничества с Россией, но всякий раз получает ответ:  «Нет, в жены я не гожусь, не гожусь». Были и другие взаимоотношения: насилие (войны и интервенции) со стороны Запада, должный отпор которому давала Россия. Но страшнее всего по Бунину, - соблазн славы, блеска, рационализма, гордыни. 

    В основе сюжета рассказа лежит внутренний конфликт в сознании главной героини между древностью и современностью, между европейскими и христианскими ценностями. Развязка внутреннего конфликта происходит в чистый понедельник – первый день Великого поста. Не найдя духовной красоты в современном мире, она принимает решение уйти в монастырь, то есть выбирает христианские ценности и находит свой нравственный идеал в служении Богу. Монастырь является символом духовной жизни. В этот день заканчивается праздник в жизни героев и начинается строгий пост в прямом и переносном смысле слова. Она посвящает свою жизнь служению Богу, разрывает отношения с внешним миром и навсегда уходит в прошлое – допетровскую Русь.

    Это значит, что Россия, по мнению Бунина, после недолгого увлечения западными идеалами всё-таки выбирает свой собственный, христианский путь развития, соответствующий национальному характеру и историческим традициям русского народа, ведущий не к материальному благополучию, а к духовному и нравственному совершенствованию.

    Рассказы  И.А.Бунина «Антоновские яблоки», «Темные  аллеи», «Чистый понедельник» не утратили своего значения в наши дни, потому что поднятые в них проблемы продолжают волновать молодое поколение, так  как Россия опять выбирает свой жизненный путь. Рассказы Бунина помогают сделать правильный выбор, не увлекаться только западными идеалами и не забывать об исторических и культурных традициях своего народа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV.

Список  используемой литературы. 

    1. Смирнова Л.А. «Иван Алексеевич  Бунин. Жизнь и творчество».  М, Просвещение, 1991 г.

    2. Суродеева Т.  «Всякая любовь  – великое счастье». Газета «Литература», № 12, 2001 г. 

    3. Зарубина Л.И. «Если писать  о разорении, то я хотел бы  выразить только его поэтичность». «Антоновские яблоки» И. А. Бунин», Ж. «Литература в школе», №5, 2002 г. 

    4.   Полякова Н.А. «О художественном  своеобразии прозы И.А. Бунина  на примере рассказа «Антоновские  яблоки», Ж. «Литература в школе», №5, 2002 г. 

Информация о работе Тема России в рассказах И.А. Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»