Автор: Дарья Правдюкова, 21 Ноября 2010 в 15:20, реферат
Бунин неотделим от страны, давшей ему жизнь. Как личность, как творец он рожден отечественной культурой. Где бы ни находился, он продолжал её священные традиции и чувствовал себя неотъемлемой частью той духовной атмосферы, которая была создана гением Пушкина и Толстого, Бородина и Рахманинова, Поленова и Нестерова. Выразителем духа Родины, её искусства считали Бунина те, кто вместе с ним разделил муки эмиграции. Я выбрала эту тему, потому что Россия была главным источником его произведений.
I.Введение......................................................................................................................... 3
II. Тема России в рассказах И.А. Бунина.
1. «Антоновские яблоки»
1.1. Творческая история…………………………………………………………...5
1.2. Смысл названия……………………………………………………………….5
1.3. Своеобразие композиции…………………………………………………….6
1.4. Система персонажей:
а) лирический герой.........................................................................................6
1.5. Сюжет………………………………………………………………………….7
1.6.Художественные особенности:
а) запах,..............................................................................................................9
б) цвет,................................................................................................................10
в) сад...................................................................................................................11
1.7. Авторская позиция……………………………………………………….........12
1.8. Оценка в критике……………………………………………………………...13
2. «Темные аллеи»
2.1.Творческая история…………………………………………………………....14
2.2. Смысл названия……………………………………………………………….14
2.3.Композиция…………..………………………………………………………...15
2.4.Конфликт……………………………………………………………………….15
2.5.Система персонажей:
а) Надежда,.........................................................................................................15
б) Николай Алексеевич.....................................................................................16
2.6. Сюжет.................................................................................................................16
2.7. Развязка конфликта...........................................................................................17
2.8. Авторская позиция............................................................................................18
2.9. Оценка в критике...............................................................................................18
3. «Чистый понедельник»
3.1. Творческая история...........................................................................................19
3.2. Смысл названия……….....................................................................................19
3.3.Основной конфликт.......…………………………….…………………………19
3.4. Система персонажей:
а) главная героиня,............................................................................................20
б) герой...............................................................................................................21
3.5. Развязка конфликта…………………………………………………………....22
3.6. Авторская позиция.............................................................................................22
3.7. Оценка в критике...............................................................................................22
III. Заключение.............................................................................................................24
IV. Список используемой литературы.....................................................................30
Во второй главе автор описывает богатую жизнь зажиточных крестьян и мелкопоместных дворян. Уклад жизни тех и других был очень похож. Именно в усадьбы тетки лирический герой чувствует присутствие крепостного права. Фасад дома тетки Анны Герасимовны представляется лирическому герою живым: «Точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, - окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами». Родовая усадьба предстает в неповторимом, «человеческом» облике, рождает нежность. «И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом!»
В третьей части автор изображает любимое занятие своих предков - охоту. Заядлым охотником был его дядя, Арсений Семенович, колоритная фигура, яркий представитель своего сословия. Арсений Семенович худощав, широкоплеч, строен, красив, артистичен. Писатель откровенно любуется охотничьим азартом и удалью «игроков». В самом Арсении Семеновиче и его гостях мы чувствуем стихийную силу. И в то же время Арсений Семенович способен цитировать поэтические строки. Так, в нескольких чертах писатель создает образ человека, в котором противоречиво сочетаются стихийные инстинкты и образованность.
В сцене охоты писатель дает возможность русскому помещику проявить свой характер. Описание охоты в рассказе – самый запоминающийся эпизод, наряду со сбором антоновских яблок. Для героев рассказа охота – это игра, призванная создать иллюзию былого помещичьего великолепия и тем самым поддержать «угасающий дух» дворян. В умении передать незабываемые ощущения Бунин продолжает литературную традицию Льва Николаевича Толстого. Кроме того, дворяне были носителями высокой русской культуры, самой образованной и культурной частью нации. Об этом говорят богатые библиотеки в каждой усадьбе, книги в старинном переплете. Изображая быт помещиков, охоту, писатель любуется некогда будто бы неколебимым единением людей, их неразрывными узами с землей, нехитрыми естественными утехами, нравами. По убеждению автора, на этой почве возник неповторимый пласт отечественной культуры, прославленный в книгах и старых портретах, в творениях классицизма, в журнале романтических времен «с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина».
В
последней части автор
Автор использует оксюморон («грустная, безнадежная удаль»), чтобы с особой психологической точностью передать сложное состояние лирического героя: предельно сильное ощущение красоты и одновременно трагизма земного бытия. Использование оксюморона в данном случае подчеркивает особенность русского национального характера. Особенно метким в этом смысле кажется эпитет «безнадежная». То же самое настроение мы встречаем в русских народных песнях.
1.6. Художественные особенности:
а) запах.
Одним из главных образов-лейтмотивов, является в произведении образ запаха, сопровождающий все повествование от начала и до конца. Особая роль образа запаха в сюжете произведения обусловлена еще и тем, что с течением времени характер запахов меняется от тонких, едва уловимых гармоничных природных ароматов в первой и второй частях рассказа – к резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, во второй, третьей и четвертой его частях («запах дыма», «в запертых сенях пахнет псиной», запах «дешевого табаку» или «просто махорки»). Меняются запахи – меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия.
В «Антоновских яблоках» мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою, является одним из главных мотивов: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб... Перемерли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч...»
б) цвет.
Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира: из него постоянно исчезают краски: «Дни стоят синеватые, пасмурные... Целый день я скитаюсь по пустым равнинам». «Низкое сумрачное небо», «посеревший барин». Полутона и оттенки («бирюзовый», «лиловый» и др.), в изобилии присутствующие в первых частях произведения, сменяются контрастом черного и белого («чернеют сад», «поля резко чернеют пашнями... забелеют поля», «снежные поля»). На черно-белый фон Бунин-живописец неожиданно наносит весьма зловещий мазок: убитый матерый волк «окрашивает своей бледной и уже холодной кровью пол».
Но, пожалуй, наиболее часто встречающимся является в произведении эпитет «золотой»: большой, весь золотой... сад», «золотой город зерна», «золотые рамы», «золотистый свет солнца».
Семантика этого образа чрезвычайно обширна: это и прямое значение («золотые рамы»), и обозначение цвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя, торжественности минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности, «золотой» поры жизни героя.
При всем многообразии значений можно констатировать одно: эпитет «золотой» относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской, уходящей России. Таким образом, у читателя этот эпитет ассоциируется ещё с одним понятием: «золотой век» российской жизни, век относительного благополучия, изобилия, основательности и прочности бытия.
в) сад.
В русской классической литературе старый, запущенный сад становится устойчивым символом дворянской культуры. Не случайно сад – это постоянный фон, на котором происходит действие многих повестей и рассказов Бунина. Сад у Бунина – это зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и их обитателями. В рассказе «Антоновские яблоки» сад предстает живым существом со своим настроением и характером. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: «...помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен «лиловым туманом», как будто скрывает тайны природы. Но «прощальный праздник осени» подошел к концу, и «черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске». В последней главе сад – опустевший, унылый... На пороге нового век остались одни воспоминания о некогда блистающем цветущем саде...
Умирает не просто прежний уклад жизни – умирает целая эпоха русской истории, дворянская эпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа все более отчетливым и настойчивым становится мотив пустоты и холод.
С особенной силой это показано в образе сада, когда-то «большого, золотого», наполненного звуками, ароматами, теперь же – «озябшего за ночь, обнаженного», «почерневшего», а так же переданного с помощью художественных деталей, выразительнейшей из которых является найденное «в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко», которое «почему-то... покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие».
Вот так, на уровне личных ощущений и переживаний героя изображает Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном наследии.
1.7. Авторская позиция.
Авторская позиция ни у кого не вызывает сомнений. Бунин глубоко сожалеет о вырождении дворянского сословия. Он стремится удержать в памяти потомков непреходящие ценности прошлого, достойные преемственности и уважения: здоровый образ жизни, близость к природе, хозяйственность, высокую культуру. Главную причину разорения дворянства Бунин видит не в социальных обстоятельствах, а в отрицательных качествах русского национального характера: стихийности, неуравновешенности, непрактичности, неумении выбрать себе дело по силам и разумно распорядиться своими способностями.
Концовка «Антоновских яблок» оставляет мрачное впечатление. Зимой на глухом хуторе, где пируют на последние деньги мелкопоместные, раздается заунывная, грустно-безнадежная песня... Символичен образ метели, заметающей, кажется саму память о тех далеких временах. Но авторская позиция, если вдуматься, противоречива. Он не только скорбит по прошлому, испытывает «сладкую и странную тоску» при виде того, как меняется жизнь. На протяжении всего рассказа мы ощущаем и мажорный настрой: в небе «блещет бриллиантовое семизвездие «Стожар»... читатели разделяют восторг лирического героя, его веру в то, «как хорошо жить на свете!»
1.8. Оценка в критике.
Критики были единодушны в своем восхищении изумительным художественным мастерством «Антоновских яблок», их непередаваемой эстетической прелестью. Высоко оценил талантливость и художественное совершенство этого рассказа М.Горький.
В
«Антоновских яблоках» иногда усматривают
поэтизацию крепостного быта, но это
не соответствует замыслу писателя. У
Бунина не было цели идеализировать крепостничество.
Он хочет показать простоту, красоту, деловитость
деревенской жизни.
2.
«Темные аллеи».
2.1.Творческая история.
Одноименный рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу «Темные аллеи», задавая общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всему циклу.
Рассказ «Темные аллеи» представляет собой как бы сжатый и полемический вариант романа «Воскресение» Толстого. Бунин нарочно уподобляет своих героев Нехлюдову и Катюше Масловой, но дает другую версию развития событий. В своем рассказе Бунин использует толстовский сюжет и систему образов. Если Толстой ещё надеялся на примирение дворянства с народом и благополучное разрешение векового конфликта между ними, то Бунин даже не допускает такой возможности.
2.2. Смысл названия.
Название «Тёмные аллеи», как вспоминал писатель, было навеяно чтением стихов поэта Огарёва. В случайно попавшем ему в руки сборнике Бунин наткнулся на строки стихотворения «Обыкновенная повесть»:
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея…
Прочитав
эти строки, писатель представил себе
осеннее ненастье, длинную дорогу
и одинокую коляску на ней, в которой
едет куда-то старый военный. Эта
сцена послужила отправным
2.3. Композиция.
Композиционно рассказ состоит из экспозиции и двух частей (в первой части происходит встреча героев, во второй – их прощание).
Холодный осенний пейзаж, нарисованный автором в экспозиции, настраивает читателя на трагический исход истории любви, о которой идет речь в следующей части.
2.4.Конфликт
В основе сюжета рассказа лежит конфликт между дворянством и народом.
2.5.Система персонажей:
а) Надежда.
Надежда в рассказе олицетворяет народную Россию. Внешне она полностью соответствует бунинскому представлению о женской красоте. Автор сознательно выделяет в её портрете восточные черты: смуглый цвет лица, черные пышные волосы, большие глаза. Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться вечной своему чувству. «Всё проходит, да не всё забывается», - утверждает она в ответ на слова офицера, который он уже успел о многом позабыть: «Всё проходит, мой друг… Любовь, молодость – всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит… Как о воде протекшей будешь вспоминать». Иная Надежда. Вода эта превращается для неё в вечно бьющий ручей любви, которую она пронесла через всю жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», - говорит героиня. Огонь обиды и любви ровно пылает в сердце Надежды, но, заметьте, она ни в чем не обвиняет Николая (в этом своеобразие новеллы: в ней нет виноватых). Ярким лучом проходит через всю её жизнь это огромное страстное чувство, наполняя её счастьем, пускай даже в одиночестве.