Автор: Дарья Правдюкова, 21 Ноября 2010 в 15:20, реферат
Бунин неотделим от страны, давшей ему жизнь. Как личность, как творец он рожден отечественной культурой. Где бы ни находился, он продолжал её священные традиции и чувствовал себя неотъемлемой частью той духовной атмосферы, которая была создана гением Пушкина и Толстого, Бородина и Рахманинова, Поленова и Нестерова. Выразителем духа Родины, её искусства считали Бунина те, кто вместе с ним разделил муки эмиграции. Я выбрала эту тему, потому что Россия была главным источником его произведений.
I.Введение......................................................................................................................... 3
II. Тема России в рассказах И.А. Бунина.
1. «Антоновские яблоки»
1.1. Творческая история…………………………………………………………...5
1.2. Смысл названия……………………………………………………………….5
1.3. Своеобразие композиции…………………………………………………….6
1.4. Система персонажей:
а) лирический герой.........................................................................................6
1.5. Сюжет………………………………………………………………………….7
1.6.Художественные особенности:
а) запах,..............................................................................................................9
б) цвет,................................................................................................................10
в) сад...................................................................................................................11
1.7. Авторская позиция……………………………………………………….........12
1.8. Оценка в критике……………………………………………………………...13
2. «Темные аллеи»
2.1.Творческая история…………………………………………………………....14
2.2. Смысл названия……………………………………………………………….14
2.3.Композиция…………..………………………………………………………...15
2.4.Конфликт……………………………………………………………………….15
2.5.Система персонажей:
а) Надежда,.........................................................................................................15
б) Николай Алексеевич.....................................................................................16
2.6. Сюжет.................................................................................................................16
2.7. Развязка конфликта...........................................................................................17
2.8. Авторская позиция............................................................................................18
2.9. Оценка в критике...............................................................................................18
3. «Чистый понедельник»
3.1. Творческая история...........................................................................................19
3.2. Смысл названия……….....................................................................................19
3.3.Основной конфликт.......…………………………….…………………………19
3.4. Система персонажей:
а) главная героиня,............................................................................................20
б) герой...............................................................................................................21
3.5. Развязка конфликта…………………………………………………………....22
3.6. Авторская позиция.............................................................................................22
3.7. Оценка в критике...............................................................................................22
III. Заключение.............................................................................................................24
IV. Список используемой литературы.....................................................................30
Министерство
общего и профессионального
Российской Федерации.
Муниципальное Образовательное Учреждение
Усть-Донецкая
средняя общеобразовательная
Экзаменационный
реферат по литературе.
Тема России в рассказах
И.А. Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи»,
«Чистый понедельник».
Выполнила
ученица 11 «В» класса
Правдюкова
Дарья Александровна
Руководитель
учитель
русского языка и литературы
Иванкова
Людмила Александровна
р.п. Усть-Донецкий
май, 2007 год
Оглавление.
I.Введение....................
II. Тема России в рассказах И.А. Бунина.
1. «Антоновские яблоки»
1.1. Творческая история………………………………
1.2. Смысл названия…………………………………………
1.3. Своеобразие композиции……………………………………………………
.6
1.4. Система персонажей:
а) лирический герой.........................
.............................. .............................. ....6
1.5. Сюжет…………………………………………………………………
……….7
1.6.Художественные особенности:
а) запах,........................
.............................. .............................. ..........................9
б) цвет,.........................
.............................. .............................. ...........................10
в) сад...........................
.............................. .............................. ............................11
1.7. Авторская позиция………………………………………………………..
.......12
1.8. Оценка в критике……………………………………………………………
...13
2.1.Творческая история………………………………………………………….
...14
2.2. Смысл названия…………………………………………………………
…….14
2.3.Композиция…………..…………………………
……………………………...15
2.4.Конфликт………………………………………………
……………………….15
2.5.Система персонажей:
а) Надежда,......................
.............................. .............................. .......................15
б) Николай Алексеевич....................
.............................. .............................. .....16
2.6. Сюжет.........................
2.7. Развязка конфликта.....................
2.8. Авторская позиция.......................
2.9. Оценка в критике.......................
3. «Чистый понедельник»
3.1. Творческая история.......................
3.2. Смысл названия………...................
3.3.Основной конфликт.......…………………………….………
3.4. Система персонажей:
а) главная героиня,......................
б) герой.........................
3.5. Развязка конфликта………………………………………………………
…....22
3.6. Авторская позиция.......................
.............................. .............................. ..........22
3.7. Оценка в критике.......................
.............................. .............................. ............22
III. Заключение....................
IV. Список используемой
литературы....................
Глава I.
Введение.
Мой реферат посвящен теме России в рассказах Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Чистый понедельник». Эта тема является основной в творчестве И.А. Бунина. Бунин покинул Россию, не приняв революцию. Даже в эмиграции писатель никогда не порывал внутренних связей с Родиной, жил и творил с любовью к ней.
Бунин неотделим от страны, давшей ему жизнь. Как личность, как творец он рожден отечественной культурой. Где бы ни находился, он продолжал её священные традиции и чувствовал себя неотъемлемой частью той духовной атмосферы, которая была создана гением Пушкина и Толстого, Бородина и Рахманинова, Поленова и Нестерова. Выразителем духа Родины, её искусства считали Бунина те, кто вместе с ним разделил муки эмиграции. Я выбрала эту тему, потому что Россия была главным источником его произведений.
Творчество И.А. Бунина приобретает особую актуальность в наше время, когда Россия опять выбирает свой жизненный путь. Произведения помогают молодому поколению сделать правильный выбор между европейскими и христианскими ценностями, соответствующими историческим традициям русского народа.
Цель реферата - определить позицию автора по отношению к таким важным вопросам, как разорение дворянства, причины русской революции, будущее России.
Чтобы достичь этой цели, я должна проанализировать три рассказа И.А. Бунина, написанные в разные периоды его творчества, изучить сюжет, композицию, конфликт, систему персонажей, необходимую критическую литературу.
В работе над рефератом я использовала следующую литературу:
1.
Смирнова Л.А. «Иван
2. Суродеева Т. «Всякая любовь – великое счастье». Газета «Литература», № 12, 2001 г.
3. Зарубина Л.И. «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность». «Антоновские яблоки» И. А. Бунин», Ж. «Литература в школе», №5, 2002 г.
4.
Полякова Н.А. «О
Глава II.
Тема России в рассказах И.А. Бунина.
1.
«Антоновские яблоки».
1.1 Творческая история.
В рассказе «Антоновские яблоки» Бунин с огромной художественной силой запечатлел образ родной земли, усадебную Россию, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанной с природой, земледелием, народными обычаями. Писатель тонко уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого, огромный пласт отечественно культуры, о котором прежде не было принято говорить. Рассказ был задуман в 1891 году, но написан и опубликован в 1900 году в журнале «Жизнь». Он посвящен теме разорения и исчезновения дворянских гнезд. Это восторженная и грустная эпитафия русской усадьбе. Рассказ навеян автору сильным запахом антоновских яблок, лежащих в ящике письменного стола в его кабинете. В ранней редакции о творческой истории рассказа подробно говорилось во вступлении: «Начинается осень, идут беспрерывные дожди, а ящики моего письменного стола полны антоновскими яблоками, и здоровый аромат их, - запах меда и осенней свежести – переносит меня в помещичьи усадьбы в этот мир, который скуднеет, дробился, а теперь гибнет, о котором через пятьдесят лет будут знать только по нашим рассказам».
1.2. Смысл названия.
В рассказе заключен символический смысл. Антоновка – это старинный зимний сорт яблок, широко распространенный в России. Бунин не случайно дал такое «фруктовое» название рассказу. Антоновские яблоки символизируют здоровье красоту, изобилие, благополучие патриархального уклада жизни. Запах антоновских яблок лейтмотивом проходит почти через весь рассказ. В ранней редакции в подзаголовке стояло слово «эпитафия», что в переводе с древнегреческого означает надгробная надпись. Рассказ «Антоновские яблоки» Бунин считал эпитафией уходящему дворянскому миру.
1.3. Своеобразие композиции.
Главной особенность рассказа является его бессюжетность. Выражение авторских чувств в нём доминирует над событиями. Повествование ведется от первого лица, следовательно, главным героем является сам автор. Сюжет основан не на событиях, а на переживаниях лирического героя и развивается как цепь воспоминаний автора, лирических отступлений и философских раздумий. Сам Бунин считал себя, прежде всего, поэтому его ранние произведения похожи на стихотворения в прозе своей эмоциональной напряженностью и ритмическим строем.
1.4. Система персонажей:
а) лирический герой.
Лирический герой по своему душевному настрою близок самому автору. Духовный мир этого человека представлен очень живо. Можно отметить его патриотизм, мечтательность, поэтически тонкое видение мира: « А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и хорошо жить на свете!»
В центре изображения не только последовательная смена осенних месяцев, но и «возрастной» взгляд на мир, к примеру, ребенка, подростка, юноши и зрелого человека. «Раннюю погожую осень», с описания которой начинается повествование, мы видим глазами мальчика, «барчука». Во второй главке лирический герой во многом утратил радость и чистоту, свойственную детскому восприятию. В третьей и четвертой главках убывают светлые тона и утверждаются темные, мрачные, безысходно тоскливые: «Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные... В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве сажусь на корточки возле вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, густо умирают сумерки». Итак, Бунин повествует не только о том, как приходят в ветхость поместья и ветер перемен разрушает старый бытовой уклад, но и о том, как человек движется к своей осенней и зимней поре.
Таким образом, речь идет не только о разорении дворянства, но и о формировании личности лирического героя.
1.5. Сюжет.
Одной из главных особенностей прозы И.А. Бунина является, конечно же, отсутствие сюжета в привычном представлении, то есть сюжета, понимаемого как фабула. Сюжет в «Антоновских яблоках» лирический, то есть основанный не на событиях, а на переживании героя.
Рассказ состоит из четырех маленьких главок, каждая из которых посвящена одному осеннему месяцу.
В первой части речь идет о сборе урожая в яблоневом саду в августе. Вся глава проникнута детским восторгом перед красотой природы. Сбор урожая – самое важное событие в деревне. Автор с любовью описывает большой, весь золотой, поредевший сад, который символизирует здоровье и красоту помещичьего уклада. В праздничные дни в саду устраивалась ярмарка, на которой веселились все вместе: и крестьяне, и господа. Сад одаривал всех душистыми, сочными плодами.