Тема России в рассказах И.А. Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»

Автор: Дарья Правдюкова, 21 Ноября 2010 в 15:20, реферат

Описание работы

Бунин неотделим от страны, давшей ему жизнь. Как личность, как творец он рожден отечественной культурой. Где бы ни находился, он продолжал её священные традиции и чувствовал себя неотъемлемой частью той духовной атмосферы, которая была создана гением Пушкина и Толстого, Бородина и Рахманинова, Поленова и Нестерова. Выразителем духа Родины, её искусства считали Бунина те, кто вместе с ним разделил муки эмиграции. Я выбрала эту тему, потому что Россия была главным источником его произведений.

Содержание

I.Введение......................................................................................................................... 3
II. Тема России в рассказах И.А. Бунина.
1. «Антоновские яблоки»
1.1. Творческая история…………………………………………………………...5
1.2. Смысл названия……………………………………………………………….5
1.3. Своеобразие композиции…………………………………………………….6
1.4. Система персонажей:
а) лирический герой.........................................................................................6
1.5. Сюжет………………………………………………………………………….7
1.6.Художественные особенности:
а) запах,..............................................................................................................9
б) цвет,................................................................................................................10
в) сад...................................................................................................................11
1.7. Авторская позиция……………………………………………………….........12
1.8. Оценка в критике……………………………………………………………...13
2. «Темные аллеи»
2.1.Творческая история…………………………………………………………....14
2.2. Смысл названия……………………………………………………………….14
2.3.Композиция…………..………………………………………………………...15
2.4.Конфликт……………………………………………………………………….15
2.5.Система персонажей:
а) Надежда,.........................................................................................................15
б) Николай Алексеевич.....................................................................................16
2.6. Сюжет.................................................................................................................16
2.7. Развязка конфликта...........................................................................................17
2.8. Авторская позиция............................................................................................18
2.9. Оценка в критике...............................................................................................18
3. «Чистый понедельник»
3.1. Творческая история...........................................................................................19
3.2. Смысл названия……….....................................................................................19
3.3.Основной конфликт.......…………………………….…………………………19
3.4. Система персонажей:
а) главная героиня,............................................................................................20
б) герой...............................................................................................................21
3.5. Развязка конфликта…………………………………………………………....22
3.6. Авторская позиция.............................................................................................22
3.7. Оценка в критике...............................................................................................22
III. Заключение.............................................................................................................24
IV. Список используемой литературы.....................................................................30

Работа содержит 1 файл

Реферат по лит-ре.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Министерство  общего и профессионального образования 

Российской  Федерации.

Муниципальное Образовательное Учреждение

Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа  № 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экзаменационный реферат по литературе. 

Тема  России в рассказах

И.А. Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи»,

  «Чистый понедельник». 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила ученица 11 «В» класса 

Правдюкова  Дарья Александровна 

Руководитель 

учитель русского языка  и литературы 

Иванкова  Людмила Александровна 
 
 
 
 
 

р.п. Усть-Донецкий 

май, 2007 год

Оглавление.

I.Введение......................................................................................................................... 3

II. Тема России в рассказах И.А. Бунина.

     1. «Антоновские яблоки»

          1.1. Творческая история…………………………………………………………...5

          1.2. Смысл названия……………………………………………………………….5

1.3. Своеобразие композиции…………………………………………………….6

 1.4. Система персонажей:

    а) лирический герой.........................................................................................6

1.5. Сюжет………………………………………………………………………….7

1.6.Художественные особенности:

    а) запах,..............................................................................................................9

    б) цвет,................................................................................................................10

    в) сад...................................................................................................................11

1.7. Авторская позиция……………………………………………………….........12

1.8. Оценка в критике……………………………………………………………...13

  1. «Темные аллеи»

2.1.Творческая история…………………………………………………………....14

2.2. Смысл  названия……………………………………………………………….14

2.3.Композиция…………..………………………………………………………...15

2.4.Конфликт……………………………………………………………………….15

2.5.Система персонажей:

а) Надежда,.........................................................................................................15

б) Николай  Алексеевич.....................................................................................16

          2.6. Сюжет.................................................................................................................16

          2.7. Развязка конфликта...........................................................................................17

          2.8. Авторская позиция............................................................................................18

          2.9. Оценка в критике...............................................................................................18

    3. «Чистый понедельник»

          3.1. Творческая история...........................................................................................19

         3.2. Смысл названия……….....................................................................................19

          3.3.Основной конфликт.......…………………………….…………………………19

          3.4. Система персонажей:

                  а) главная героиня,............................................................................................20

                  б) герой...............................................................................................................21

 3.5. Развязка конфликта…………………………………………………………....22

3.6. Авторская позиция.............................................................................................22

3.7. Оценка в критике...............................................................................................22

  III. Заключение.............................................................................................................24

  IV. Список используемой литературы.....................................................................30 
 

Глава I.

Введение.

    Мой реферат посвящен теме России в рассказах  Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Чистый понедельник». Эта тема является основной в творчестве И.А. Бунина. Бунин покинул Россию, не приняв революцию. Даже в эмиграции писатель никогда не порывал внутренних связей с Родиной, жил и творил с любовью к ней.

    Бунин неотделим от страны, давшей ему жизнь. Как личность, как творец он рожден отечественной культурой. Где бы ни находился, он продолжал её священные традиции и чувствовал себя неотъемлемой частью той духовной атмосферы, которая была создана гением Пушкина и Толстого, Бородина и Рахманинова, Поленова и Нестерова. Выразителем духа Родины, её искусства считали Бунина те, кто вместе с ним разделил муки эмиграции.  Я выбрала эту тему, потому что Россия была главным источником его произведений.

    Творчество  И.А. Бунина приобретает особую актуальность в наше время, когда Россия опять выбирает свой жизненный путь. Произведения помогают молодому поколению сделать правильный выбор между европейскими  и христианскими ценностями, соответствующими историческим традициям русского народа.

    Цель  реферата -  определить позицию автора по отношению к  таким важным вопросам, как разорение дворянства, причины  русской революции, будущее России.

    Чтобы достичь этой цели, я должна проанализировать три рассказа И.А. Бунина, написанные в разные периоды его творчества, изучить сюжет, композицию, конфликт,  систему персонажей, необходимую критическую литературу.

    В работе над рефератом я использовала следующую литературу:

    1. Смирнова Л.А. «Иван Алексеевич  Бунин. Жизнь и творчество».  М, Просвещение, 1991 г.

    2. Суродеева Т.  «Всякая любовь – великое счастье». Газета «Литература», № 12, 2001 г.

      3. Зарубина Л.И. «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность». «Антоновские яблоки» И. А. Бунин», Ж. «Литература в школе», №5, 2002 г.

    4.   Полякова Н.А. «О художественном  своеобразии прозы И.А. Бунина  на примере рассказа «Антоновские  яблоки», Ж. «Литература в школе», №5, 2002 г.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II.

Тема  России в рассказах  И.А. Бунина.

1. «Антоновские яблоки». 

 1.1 Творческая история.

    В рассказе «Антоновские яблоки» Бунин  с огромной художественной силой  запечатлел образ родной земли, усадебную  Россию, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанной с природой, земледелием, народными обычаями. Писатель тонко уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого, огромный пласт отечественно культуры, о котором прежде не было принято говорить. Рассказ был задуман в 1891 году, но написан и опубликован в 1900 году в журнале «Жизнь». Он посвящен теме разорения и исчезновения дворянских гнезд. Это восторженная и грустная эпитафия русской усадьбе. Рассказ навеян автору сильным запахом антоновских яблок, лежащих в ящике письменного стола в его кабинете. В ранней редакции о творческой истории рассказа подробно говорилось во вступлении: «Начинается осень, идут беспрерывные дожди, а ящики моего письменного стола полны антоновскими яблоками, и здоровый аромат их, - запах меда и осенней свежести – переносит меня в помещичьи усадьбы в этот мир, который скуднеет, дробился, а теперь гибнет, о котором через пятьдесят лет будут знать только по нашим рассказам».

 1.2. Смысл названия.

В рассказе заключен символический смысл. Антоновка –  это старинный зимний сорт яблок, широко распространенный в России. Бунин не случайно дал такое «фруктовое» название рассказу. Антоновские яблоки символизируют здоровье красоту, изобилие, благополучие патриархального уклада жизни. Запах антоновских яблок лейтмотивом проходит почти через весь рассказ. В ранней редакции в подзаголовке стояло слово «эпитафия», что в переводе с древнегреческого означает надгробная надпись. Рассказ «Антоновские яблоки» Бунин считал эпитафией уходящему дворянскому миру.

  1.3. Своеобразие композиции.

    Главной особенность рассказа является его  бессюжетность. Выражение авторских  чувств в нём доминирует над событиями. Повествование ведется от первого лица, следовательно, главным героем является сам автор. Сюжет основан не на событиях, а на переживаниях лирического героя и развивается как цепь воспоминаний автора, лирических отступлений и философских раздумий. Сам Бунин считал себя, прежде всего, поэтому его ранние произведения похожи на стихотворения в  прозе своей эмоциональной напряженностью и ритмическим строем.

 1.4. Система персонажей:

 а) лирический герой.

    Лирический  герой по своему душевному настрою близок самому автору. Духовный мир этого человека представлен очень живо. Можно отметить его патриотизм, мечтательность, поэтически тонкое видение мира: « А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и хорошо жить на свете!»

    В центре изображения не только последовательная смена осенних месяцев, но и «возрастной» взгляд на мир, к примеру, ребенка, подростка, юноши и зрелого человека. «Раннюю погожую осень», с описания которой начинается повествование, мы видим глазами мальчика, «барчука». Во второй главке лирический герой во многом утратил радость и чистоту, свойственную детскому восприятию. В третьей и четвертой главках убывают светлые тона и утверждаются темные, мрачные, безысходно тоскливые:  «Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные... В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве сажусь на корточки возле вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, густо умирают сумерки». Итак, Бунин повествует не только о том, как приходят в ветхость поместья и ветер перемен разрушает старый бытовой уклад, но и о том, как человек движется к своей осенней и зимней поре.

    Таким образом,  речь идет не только о разорении  дворянства, но и о формировании личности лирического героя.

    1.5. Сюжет.

    Одной из главных особенностей прозы И.А. Бунина является, конечно же, отсутствие сюжета в привычном представлении, то есть сюжета, понимаемого как фабула. Сюжет в «Антоновских яблоках» лирический, то есть основанный не на событиях, а на переживании героя.

    Рассказ состоит из четырех маленьких главок, каждая из которых посвящена одному осеннему месяцу.

    В первой части речь идет о сборе  урожая в яблоневом саду в августе. Вся глава проникнута детским  восторгом перед красотой природы. Сбор урожая – самое важное событие в деревне. Автор с любовью описывает большой, весь золотой,  поредевший сад, который символизирует здоровье и красоту помещичьего уклада. В праздничные дни в саду  устраивалась ярмарка, на которой веселились все вместе: и крестьяне, и господа. Сад одаривал всех душистыми, сочными плодами.

Информация о работе Тема России в рассказах И.А. Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»