Тема России в рассказах И.А. Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»

Автор: Дарья Правдюкова, 21 Ноября 2010 в 15:20, реферат

Описание работы

Бунин неотделим от страны, давшей ему жизнь. Как личность, как творец он рожден отечественной культурой. Где бы ни находился, он продолжал её священные традиции и чувствовал себя неотъемлемой частью той духовной атмосферы, которая была создана гением Пушкина и Толстого, Бородина и Рахманинова, Поленова и Нестерова. Выразителем духа Родины, её искусства считали Бунина те, кто вместе с ним разделил муки эмиграции. Я выбрала эту тему, потому что Россия была главным источником его произведений.

Содержание

I.Введение......................................................................................................................... 3
II. Тема России в рассказах И.А. Бунина.
1. «Антоновские яблоки»
1.1. Творческая история…………………………………………………………...5
1.2. Смысл названия……………………………………………………………….5
1.3. Своеобразие композиции…………………………………………………….6
1.4. Система персонажей:
а) лирический герой.........................................................................................6
1.5. Сюжет………………………………………………………………………….7
1.6.Художественные особенности:
а) запах,..............................................................................................................9
б) цвет,................................................................................................................10
в) сад...................................................................................................................11
1.7. Авторская позиция……………………………………………………….........12
1.8. Оценка в критике……………………………………………………………...13
2. «Темные аллеи»
2.1.Творческая история…………………………………………………………....14
2.2. Смысл названия……………………………………………………………….14
2.3.Композиция…………..………………………………………………………...15
2.4.Конфликт……………………………………………………………………….15
2.5.Система персонажей:
а) Надежда,.........................................................................................................15
б) Николай Алексеевич.....................................................................................16
2.6. Сюжет.................................................................................................................16
2.7. Развязка конфликта...........................................................................................17
2.8. Авторская позиция............................................................................................18
2.9. Оценка в критике...............................................................................................18
3. «Чистый понедельник»
3.1. Творческая история...........................................................................................19
3.2. Смысл названия……….....................................................................................19
3.3.Основной конфликт.......…………………………….…………………………19
3.4. Система персонажей:
а) главная героиня,............................................................................................20
б) герой...............................................................................................................21
3.5. Развязка конфликта…………………………………………………………....22
3.6. Авторская позиция.............................................................................................22
3.7. Оценка в критике...............................................................................................22
III. Заключение.............................................................................................................24
IV. Список используемой литературы.....................................................................30

Работа содержит 1 файл

Реферат по лит-ре.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      Бунин показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крестьянки. Эта женщина обладает сильным, стойким характером. Даже мужики с уважением отзываются о ней: «Баба – ума палата». «Бессердечно» брошенная любимым, она, по-видимому, пережила немало трудностей, но не рассказывает о них, не желая ни сочувствия, ни жалости. Надежда не погибла, сумела выжить и устроить свою жизнь, хотя замуж все равно не вышла, так как осталась верна своей первой любви.

    Теперь она хозяйка постоялого двора, в горнице у неё чисто, опрятно, тепло, сухо. Кроме того, она дает деньги в долг под проценты. При этом не разоряет своих клиентов, а поступает всегда по справедливости, по совести. Но если вовремя не вернуть долг, то тогда пеняй на себя, пощады не жди. Также строго, но справедливо она судит своего возлюбленного.

    б) Николай Алексеевич.

    Старик  военный олицетворяет в рассказе Российскую империю, самодержавие. Поэтому, даже внешне он похож на Александра II. С годами он не потерял своей военной выправки, стройности. Перед нами ещё бодрый старик, с красивыми чертами лица и барскими, властными привычками. Несмотря на все свои неудачи, разочарования, он не потерял присутствия духа и старается производить хорошее впечатление.

2.6.Сюжет.

    В молодости они беззаветно любили друг друга. Но дворянин безжалостно  бросил дворовую девушку, потому что не мог жениться на ней из-за принятых в обществе правил. Подобный союз повлек бы за собой неприятные последствия: осуждение странного брака со стороны родных и друзей, страдания из-за невозможности в этих условиях быть счастливыми. Примеры подобных браков были, но они всегда заканчивались трагически.

    Бунин не оправдывает своего героя, но главную  причину видит в социальном неравенстве, в разности общественного положения. Жениться на Надежде Николаю Алексеевичу  не позволила дворянская спесь.

    С тех пор прошло много лет. За это время  он совершенно забыл о ней, не чувствовал за собой никакой вины. Неожиданная встреча с Надеждой вызывает внутреннее замешательство, смятение в его душе. Сначала он не придает большого значения этой встрече, так как считает, что прошло уже слишком много времени, поэтому она всё забыла и простила. И вдруг, к своему удивлению, он узнает, что она его до сих пор любит и не простила.

    Простить  может только тот, кто уже не испытывает никаких чувств. Любящий человек  не может забыть измены, предательства, подлости.

    В этой сложной ситуации Николай Алексеевич не пытается оправдывать себя, найти  объяснение своему поступку. Сначала  он пытается успокоить себя и её банальными доводами об изменчивости, непостоянстве в этом мире. Даже приводит цитату из книги Иова в подтверждение своей позиции: «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Надежда не разделяет его мнение, она считает, что любовь не подчиняется законам времени.

    2.7.Развязка конфликта.

    Надежда все-таки сумела достучаться до его сердца, разрушила все защитные барьеры, заставила его раскаяться в содеянном и исповедоваться в своих несчастьях. Оказалось, что драма поломала не только её жизнь, но наложила свой отпечаток и на его судьбу. Несчастье Николая Александровича заключается в том, что он тоже потерял свою единственную любовь. Жена ему изменила, бросила, сын у него вырос без сердца, без чести, без совести.

    Столкнув  через 30 лет бывших любовников, автор  заставляет их вновь осознать значение происшедшей трагедии.

    Все же произведение не оставляет тягостного впечатления, так как Надежда и Николай любят друг друга, а, по Бунину, «всякая любовь – великое счастье…» Одного её короткого мига достаточно, чтобы осветить всю жизнь героев.

    2.8. Авторская позиция.

    Притча  про случайную встречу на почтовом тракте старого генерала и крестьянки приобретает символическое значение. По мнению Бунина, трагедия России заключается в отказе дворянства от своего народа, что и привело в последствии к революции и историческому возмездию.

    Автор считает, что виноваты в исторической катастрофе и барин, забывший свою ответственность за судьбу России, и народ, поднявшийся на бунт против своего господина. Признание этой взаимной вины Бунин выразил символической сценой, когда Надежда, услышав горькую исповедь генерала, поцеловала у него руку, а он поцеловал у неё. Этой символической сценой взаимного целования рук Бунин хотел смягчить эту непримиримость.

    2.9. Оценка в критике.

      Написанный в 1938 году в эмиграции рассказ «Темные аллеи» получил высокую оценку в критике. Советский поэт А.Твардовский назвал Бунина «последним из классиков русской литературы»: «Читаю «Темные аллеи» и проникаюсь сладкой завистью к человеку, который  оставался влюбленным в жизнь в своем немолодом возрасте. Мне кажется, что написать такие строки, где всё пронзительно, как звук скрипки, мог только человек с редчайшим талантом».    
 
 

    3. «Чистый понедельник». 

    3.1. Творческая история.

    Рассказ «Чистый понедельник» занимает важное место в творчестве И.А. Бунина. Он был написан 12 мая 1944 года и впервые прочитан на вечере в Париже 19 июня 1945 года. События рассказа происходят в 1912 – 14 годах, накануне первой мировой войны и революции. В эти годы общество особенно волновал вопрос о дальнейшей судьбе России. После победы над фашистской Германией этот вопрос опять вызвал горячие споры в обществе. Писатель глубоко переживал за судьбу своей страны, за её будущее. В рассказе «Чистый понедельник» он предложил свой вариант ответа на самый злободневный вопрос времени.

    3.2. Смысл названия.

    Название  рассказа имеет символический смысл. Чистый понедельник – это первый день Великого поста. В это день в жизни главных героев рассказа происходит важное событие. В этот день заканчивается Масленица (праздник) в жизни героев и начинается строгий пост в прямом и переносном смысле этого слова. Она делает окончательный выбор между земной жизнью и служением Богу и навсегда уходит в монастырь. Монастырь является символом духовной жизни. Не найдя смысла жизни, духовности в современном мире, героиня рассказа уходит в прошлое, в допетровскую Русь.

    3.3. Основной конфликт.

    В основе сюжета рассказа лежит внутренний конфликт в сознании главной героини  между древностью и современностью, стремлением к возвышенному идеалу и простыми человеческими чувствами, между европейскими и древнерусскими, христианскими ценностями. 
 

    3.4. Система персонажей:

    Любовная  история имеет в рассказе символическое значение. Во взаимоотношениях главных героев Бунин запечатлел историю взаимоотношений России и Запада.

    а) главная героиня.

    Главная героиня рассказа олицетворяет Россию. В её портрете Бунин подчеркивает восточные черты: «А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза, пленительный с бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком...» Она дочь знатного, просвещенного купца, живет в Москве в богато обставленной квартире, любит красивую одежду, бархат, шелк, дорогие меха.

    Автор обращает внимание на внутреннюю противоречивость её характера, которая находит выражение и в её образе жизни, и в духовных интересах, и даже в интерьере её квартиры. С одной стороны, она ведет светский образ жизни, проводит вечера в театрах, модных ресторанах, а с другой – всерьез увлекается древнерусской историей, посещает храмы, монастыри, древнерусские кладбища. С одной стороны , в театр она надевает гранатовое бархатное платье и туфли с золотыми застежками, а с другой – ходит на курсы в скромной одежде и завтракает в вегетарианской столовой. Такая же двойственность ощущается в её духовном мире. С одной стороны, она проявляет интерес к модным западноевропейским писателям, а с другой – любит народные предания, духовную музыку, цитирует «Повесть о Петре и Февронии». В обстановку её квартиры, созданную для беспечной жизни, не вписывается портрет босого Л.Н. Толстого, опростившегося гения.

    Внутренний  психологический конфликт в её душе говорит о том, что она ищет свой нравственный идеал, что она никак не может сделать окончательный выбор между современной жизнью и духовными ценностями прошлого.

    б) герой.

    Герой рассказа ассоциируется с Западом. Он богат, красив, жизнерадостен, у него южный живой темперамент. Ему  нравится жизнь, она ему кажется  сплошным праздником. Он всегда находится в гуще событий, ведет светский образ жизни, бывает на лекциях современных поэтов, посещает модные концерты, интересуется новой постановкой Художественного театра. Герой привозит возлюбленной новые модные произведения западных писателей-декадентов, западные сладости (шоколад), «таскает» её, как он выражается, по ресторанам и театрам, отрывая от глубоких раздумий, молитв и посещения монастырей и кладбищ. Он любит бодро восклицать «Ол Райт». Возникает впечатление, что герой, подобно Чацкому Грибоедова, то ли долго жил за границей, то ли связан биографически с Петербургом.   Он не задумывается над вечными вопросами, любит главную героиню. Рассказчик предлагает героине руку и сердце на что получает ответ: «Нет, в жены я не гожусь, не гожусь...» Героиня внутренне сопротивляется этому западноевропейскому влиянию. И ему ничего не остается, «кроме надежды на время?»

    Со времени Петровских реформ Запад лелеет надежду если не на взаимность, то хоть на создание прочного респектабельного брака-сотрудничества с Россией, но всякий раз получает ответ:  «Нет, в жены я не гожусь, не гожусь». Были и другие взаимоотношения: насилие (войны и интервенции) со стороны Запада, должный отпор которому давала Россия. Но страшнее всего по Бунину, - соблазн славы, блеска, рационализма, гордыни.   

    3.5. Развязка конфликта. 

    Чистый  понедельник – переломный момент в судьбе героини. Не найдя духовной красоты в современном мире, она  принимает решение уйти в монастырь, то есть она выбирает христианские ценности и находит свой нравственный идеал в служении Богу. Монастырь является символом духовной жизни. Именно память веков заставляет героиню уйти в монастырь, уйти от того, что не нравиться в современном мире, в её собственной жизни. Она не оставляет герою никакой надежды, в письме просит больше не искать её.

    Монастырь также выступает в рассказе, по мнению Долгополова, «антитезой, не показанной прямо, но предощущаемой революции». Действительно, после соблазна западными  революционными идеями Россия должна прийти к смирению и покаянию.

    После разлуки с любимой происходит духовное пробуждение героя. Он, наконец, понимает причины её странного поведения, переживает ту же духовную эволюцию, через два года посещает те же самые места, где они были когда-то вместе. У ворот Марфо-Мариинской обители встречается взглядом с монахиней.

    3.6. Авторская позиция.

    Россия, по мнению Бунина, выбирает христианский путь развития, ведущий не к материальному  благополучию, а к духовному и  нравственному совершенствованию. Этот путь соответствует национальному характеру и историческим традициям русского народа. Россия, по мнению писателя, развивается по своему собственному пути, критически заимствуя опыт стран Запада и Востока.

    3.7. Оценка в критике.

    Бунин считал «Чистый понедельник» своим лучшим рассказом. После создания этого произведения он записал: «Благодарю Бога за то, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

    Рассказ «Чистый понедельник» не утратил  своего значения в и наши дни, потому что Россия опять выбирает свой жизненный  путь. Поднятые в рассказе проблемы волнуют молодое поколение. С одной стороны, молодежь очень сильно увлекается западными идеалами, а с другой – восстанавливаются храмы, возрождаются монастыри. Это говорит о том, что мы не отказываемся от своих христианских идеалов. Рассказ Бунина помогает старшеклассникам сделать правильный выбор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Тема России в рассказах И.А. Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»