Библейские сюжеты в произведениях мировой литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:10, реферат

Описание работы

Обращение к лучшим образцам мировой литературы дает все основания утверждать: христианские принципы протяжении веков были и остаются фундаментом, основой цивилизации, культуры и литературы в частности. Особый интерес вызывает поиск литературой форм активной, сознательной, свободной причастности персонажей к христианских представлений о человеке и его призвание. Без обращения к Богу, без духовной энергии, связывающая человеческую душу с Господом, не может быть истинной культуры (соответственно и литературы).

Содержание

Введение-------------------------------------------------------3

Библия и древнерусская литература-----------------5

Библия и литература XVII века------------------------8

Библия и русская литература XIX века------------12

Библия и западная литература XIX века----------28

Библия и литература XX века-------------------------34

Заключение-------------------------------------------------45

Использованная литература------------

Работа содержит 1 файл

Библейские сюжеты в произведениях мировой литературы.docx

— 112.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Библейские сюжеты в произведениях мировой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ученица 9 класса

                                                      ГУО «Мокранской средней школы»

                               Малористкого района 

                            Новосадец Виктория

              Руководитель: учитель 2-ой категории 

                                              русского языка и литературы,

                          английского языка

                                    Кременевская Виктория

Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мокраны 2012

 

 

Содержание 

 

 

  1. Введение-------------------------------------------------------3

 

  1. Библия и древнерусская литература-----------------5

 

  1. Библия и литература XVII века------------------------8

 

  1. Библия и русская литература XIX века------------12

 

  1. Библия и западная литература XIX века----------28

 

  1. Библия и литература XX века-------------------------34

 

  1. Заключение-------------------------------------------------45

 

  1. Использованная литература---------------------------46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обращение к лучшим образцам мировой литературы дает все основания  утверждать: христианские принципы протяжении веков были и остаются фундаментом, основой цивилизации, культуры и  литературы в частности. Особый интерес  вызывает поиск литературой форм активной, сознательной, свободной  причастности персонажей к христианских представлений о человеке и его  призвание. Без обращения к Богу, без духовной энергии, связывающая  человеческую душу с Господом, не может  быть истинной культуры (соответственно и литературы). Связь здесь двостороннний  и прочный: культура в своих высших проявлениях (литература и искусство, философия, богословская мысль) тесно  связаны с религией; духовность культуры, по мнению многих известных богословов, находится в непосредственной зависимости  от степени ее религиозности. Завязь истинной человечности, "бутон культуры", как говорил священник Павел  Флоренский, вырастает из зерна культа, то есть с богослужебной обрядовой  сущности религии. Это и является именно той духовной закваской, стимулирующая  художественное творчество.

 Сегодня во всем  мире наряду с духовным возрождением  идет противоположный процесс  – процесс духовной деградации, страшного обездуховлення культуры, вытеснение ее всякого рода  подделками и суррогатами, лишь  имитируют духовность. Средства  массовой информации, к сожалению,  далеко не всегда оказываются  на высоте: мы являемся свидетелями  навязывания читателям, слушателям, зрителям многочисленных стереотипов  антидий и антигероев, которые  отвергают традиционные моральные  принципы, принципы религиозные,  особенно христианские, выраженные  в евангельских заповедях. Поэтому  часто толпа, требующая хлеба  и зрелищ, получает ценности ложные  и вымышленные. А какая польза  человеку, если он приобретет  весь мир, но потеряет собственную  душу?

 Вера в личное бессмертие  и необходимость обязательной  ответственности перед совестью, гласом Божиим в душе человека  – вот нравственная основа  христианства. Она утверждается  мировой литературой в лучших  ее творениях. 

Библия существенно повлияла на развитие всей литературы. Христианская вера уже до конца І столетия получила много приверженцев в мире. Во многих европейских странах были основаны христианские общины. Позднее, они были основаны в Малой Азии, Северной Африке, а со временем Христово  учение распространилось по всему миру. Библия стала самой популярной книгой и  существенно повлияла на развитие мировой  литературы. Она переводилась многими  языками, а сюжеты из Святого Писания  стали основанием многих произведений. Из ветхозаветных героев большой  популярностью пользовался царь Соломон. Его мудрость воспета во многих произведениях, а мифическое богатство стало темой произведений многих художников, в том числе  и писателя Хагардта, произведения которого в наше время стали особенно популярными. В оригинальных произведениях  русских авторов на переднем плане  выступает мудрость Библии. Уже первейшие произведения свидетельствуют об осведомленности русичей о Святом Письме. Летописец Нестор, который написал «Повесть временных лет», рядом с целостной картиной исторических событий включил богословские трактаты, жития святых, рассказы, легенды, исторические пересказы, поучения, речи, которые стали не только иллюстрациями к летописи, а и добавили его произведению большей значимости, говорили, что человеческая история священна.

Новых высот достигает  христианская мораль в «Поучении» Владимира  Мономаха. Этим «Поучением» киевский князь стремился указать путь в жизни не только своим детям, а и всем христианам. Бог изменяет мир, действует через выдающихся людей. Особый вес в историческом прогрессе имеет литература, которая  способна повлиять на ум и достучаться  к сердцу и душе человека. Афонский монах, известный писатель Иван Вишенский  из далекой чужбины слал пылкие послания, в которых призвал украинцев  иметь крепкую веру и незыблемую надежду в живого Бога. В своих  произведениях Иван Вишенский ссылался на Библию, использовал в собственных  строках выписки из Святого Письма, обращался к библейским персонажам, раскрывал значение библейских историй.

Иван Вишенский создавал во времена исторических сдвигов, на изломе двух веков, когда в Украине  разворачивалась религиозная полемика, в которой Библия была главным  критерием истины. В XVI столетии создавали  рукописные сборники поучений, в которых  живым народным языком передавались евангельские сказы. В Киево-Печерской  лавре готовятся сборники разных украинских авторов, в которых писатели в монашеских рясах создавали  свои трактаты, рассевая зерна христианской морали. Уже в его первых произведениях  пестреют религиозные переживания. Поэт передает народные представления  о Боге, о праведной или грешной  душе, а посредником между людьми и Творцом считает народного  певца - кобзаря: «Старик спрятался  в степи на могиле, чтобы никто  не видел, Чтобы ветер по полю слова  размахал, Чтобы люди не слышали, так  как это Божье Слово, То сердце исподволь с Богом разговаривает, То сердце щебечет Господнюю славу…» («Балагур»).

Поэмы «Тризна», «Большой погреб», «Кавказ», послание «И мертвым, и живым…»  начинаются эпиграфами со Святого Писания, а во вступлении к поэме «Еретик» Кобзарь упоминает библейского  пророка Езекиила, который проповедовал среди иудеев в V ст. до н.э. и беспощадно высмеивал старание своих земляков откупиться от гнева Божьего ритуальными  жертвоприношениями. «Псалмы Давыдовы»  Шевченко - это будто небольшой  Псалтырь, который является не только высокохудожественным переводом давних религиозных молитв. Это, в первую очередь, заповеди поэта родному  народу, гимн Богу: «Псалом новый  Господу и новую славу воспоем  честным собором, Сердцем нелукавым». В  «Легенде о Пилате» опирается  на библейскую историю о Каине  и Авеле; в поэме «Смерть Каина» неожиданно и трагически звучит мотив  утраченного рая; поэма «Моисей» стала отдельной версией известной  библейской истории.

XX столетие - это время  воинствующего материализма. Насаждалась  новая вера в вечную материю,  в коммунистический «рай» на  земле. В 1918 году Григорий Чупринка  писал: «Завтра станет храм  базаром и площадью сад; Овладеет  Божьим жаром Коммерческий порядок». Казалось, что во время глобального  атеизма Вечная Книга будет  навсегда вычеркнута из сознания  народа, но она продолжала вдохновлять  на творчество. Олег Ольжич, Богдан-Игорь  Антонич, Юрий Клен, Николай Зеров  и много других талантливых  художников снова и снова обращались  к Библии, доказывали, что материальный  мир является зависимым от  мира духовного, а Слово происходит  от Творца.

 

Библия и древнерусская  литература

Священное Писание в русской литературе всегда играло значимую роль. Вместе с христианством во время процесса крещения Руси на нашу землю пришла и великая Книга, которую обычно называют Книгой Книг. Это было очень важное событие, потому что на Руси уже в первое десятилетие после крещения было немало грамотных людей. Распространение духовности не могло идти только через устное слово и через внешний символ. Нужна была книга. И вот эта Книга пришла. Это была Библия. В древнерусской литературе очень часто используются библейские сюжеты.

 Например  «Повесть временных лет» начинает свою историю не просто с какого-либо события отечественной истории, а начинает с библейского родословия народов. В десятой главе Книги Бытия, первой книги Библии, вы найдете скучную для непосвященного таблицу, где перечисляются различные народы, преимущественно Древнего Востока и Средиземноморья. Зачем в священной, религиозной книге мы видим эти бесчисленные, причудливые для нас имена, названия племен, колен, городов, народов? А это особый прием, свойственный языку Библии: это знак, сигнал о том, что человечество есть одна целостная семья и что группы народов, которые здесь перечисляются, происходят от трех братьев — Сима, Хама и Иафета. И дальше библейские авторы перечисляют множество народов, которые потом входят в пролог «Повести временных лет».

Для самого повествования  преподобному Нестору Печерскому (или  тому летописцу, который этот текст  писал, — мы не всегда точно знаем, что принадлежит одному или другому  летописцу) было важно начать не просто, скажем, с основания Киева, а начать с предыстории народов. И указано, что семьдесят два народа лежат  в основе человечества. Это условная священная цифра. В Библии многие цифры священны условно. Например, семь означает полноту. В Иерусалимском  Храме до его разрушения в определенные дни приносилось семьдесят две  жертвы — за каждый народ Земли. Фактически, несмотря на разделения, конфликты  и взаимонепонимания, эта идея единства человечества была очень древней  и исключительно смелой. Крупнейший русский специалист по Древнему Востоку  Борис Александрович Тураев писал  в своей книге, что Библия дает уникальный образец сознания единства человечества в ту эпоху, когда почти  каждый народ человеком называл  только представителя своего племени, а иные люди — это были уже  потомки дьявола или дети каких-то злых богов, и это вполне понятно, потому что первобытному человеку свойственна  боязнь чужого. И вот эту смелую библейскую идею о том, что все  мы, люди, кровно связаны между собой, древний летописец делает преамбулой к истории своего княжества, славянских племен, своего государства и народа.

В «Поучении Владимира  Мономаха» князь Владимир напоминает библейские слова о том, что начало мудрости — это страх Божий. Далее он говорит: «Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем», научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех». И дальше он говорит удивительные слова: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех (он имеет в виду дела милосердия), не тяжки ведь они; ни затворничеством (обращаю ваше внимание!), ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».

Разумеется, Владимир Мономах  совсем не отрицает аскетических подвигов (аскетизм занимает очень важное место  в христианстве, в Евангелии), но в то же время князь уловил, сохранил главное, что есть в Евангелии: что  все-таки Богу важнее милосердие к ближнему. И ни .затворничество, ни голодание  не могут быть выше, чем действенная  любовь. Это говорит нам человек XII века, повторяя слова еще более  древние, в то время как многие столетия спустя люди оказывались не в состоянии это понять.

У протопопа Аввакума, человека XVII века, мы найдем удивительный контраст. Аввакум Петров был одним из ярчайших писателей своего времени, что это был борец за дело сохранения старых традиций, деятель действительно огромного масштаба. Это такая личность, которая в истории рождается, может быть, раз в полвека, а то и реже.Он писал, уже находясь в ссылке, в Пустозерске, в суровейших, ужасных условиях, которые и сейчас-то для людей трудны, когда у нас есть и радиосвязь, и электричество. Тогда, в конце XVII в., его сослали туда за инакомыслие и потом казнили жестоким образом (вы, наверное, знаете, что он был сожжен в срубе). Это был человек непреклонный.

Протопоп Аввакум писал  там толкования на священные книги, толкование на Библию, на отдельные  части Ветхого и Нового Завета. У него мы находим совершенно иной стиль, иной подход. Того величественного, немножко византийского, благоговейно-возвышенного стиля мы у него не найдем. Этот человек  пишет, как будто рубит топором, грубыми народными словами, которые  он слышал в своей нижегородской  юности. Вот, скажем, он описывает драму  первого человека, Адама. Для него это не просто история, для него это  вечный архетип человека перед Богом, и в этом он прав. Сказание об Адаме, которое обнимает всех нас, — это  сказание о своеволии. Я думаю, вы все помните, что в молитве  «Отче наш», единственной молитве, которую  непосредственно дал нам Господь  Иисус, есть слова: «Да будет воля Твоя». Это великая молитва и  великие слова. Только открывшись высшей воле, человек осуществляет себя, осуществляет свое подлинное «я». Чтобы проверить  это, человеку говорится: вот здесь  красный свет! Но он говорит: да будет  воля моя! И змей, который олицетворяет все низменное и темное, сатанинское, демоническое, говорит: можно, — вы будете как боги, владеющие добром и злом — всем миром.

Информация о работе Библейские сюжеты в произведениях мировой литературы