Аварийно спасательные и другие неотложные работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:25, реферат

Описание работы

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на ликвидацию зон ЧС, прекращению действия характерных для них факторов.

Содержание

Общие положение по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ…………………………….....3

Обязанности должностных лиц ГО по организации и АСДНР…….….15
Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 62.45 Кб (Скачать)

СОЖЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Общие положение по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ…………………………….....3

 

  1. Обязанности должностных лиц ГО по организации и АСДНР…….….15
  2. Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на ликвидацию зон ЧС, прекращению действия  характерных для них факторов.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ является одной из основных задач РСЧС и  ГО.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием условий, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной  подготовки, экипировки и оснащения.

Содержание аварийно-спасательных работ:

  • ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
  • локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
  • розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
  • подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;
  • вывод (вывоз) населения в безопасные районы;
  • санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия и воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход.

Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Цели других неотложных работ:

  • создание условий для проведения спасательных работ;
  • предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;
  • обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения и объектов экономики в условиях чрезвычайной ситуации.

Содержание других неотложных работ:

  • прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
  • локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
  • укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
  • ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ  различие оказывается чисто условным. Поэтому в практике аварийно-спасательного  дела и закрепился общий термин –  аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР).

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов  ЧС, а в военное время -  вида применяемого оружия и масштабов  военных действий. Наиболее сложные  условия для ведения АСДНР  могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материалами, средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

Успех проведения мероприятий  по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения аварийно-спасательных и  других неотложных работ достигается:

  • заблаговременной и целеустремленной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и  возникновении чрезвычайной ситуации;
  • экстренным реагированием РСЧС на возникновение чрезвычайной ситуации, организацией эффективной разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону чрезвычайной ситуации, развертыванием систем управления, необходимых сил и средств;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и последовательным претворением его в  жизнь;
  • непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами (их планирование, координация и контроль) и тесным взаимодействием участников в ходе работ;
  • непрерывным ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с привлечением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;
  • неуклонным выполнением участниками работ установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;
  • организацией бесперебойного и всестороннего материального обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им психологической помощи;
  • высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава.

Заблаговременная подготовка к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в соответствии с их полномочиями, установленными, Федеральными законами  № 68-ФЗ от 21.12.1994 г «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне».

Основными мероприятиями, обеспечивающими  создание действенных предпосылок  для успешной ликвидации, в последующем, чрезвычайных ситуаций являются:

  • подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;
  • проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;
  • поддержание в готовности органов управления, сил и средств;
  • создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;
  • осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта РФ), связанной с чрезвычайными ситуациями.

Ликвидация чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит  от организации действий органов  управления и сил РСЧС. В основе организации АСДНР лежат заблаговременно  разрабатываемые на всех уровнях  РСЧС, во всех ее подсистемах и звеньях  планы действий по предупреждению и  ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти  планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайной ситуации для соответствующей территории или объекта, прогнозирования вариантов  возможной при этом обстановки, анализа  возможных решений на проведение работ.

В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС (планах ГО) предусматривается  создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций и при ведении  военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновении ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния личного состава и техники и объема работ в очагах поражения.

Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил  состоит из формирований первого  эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ (готовность до 0,5 часа).

Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для защиты формирований первого эшелона (готовность до 3 часов).

Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ (готовность более 3 часов).

Формирования, входящие в  состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и  производственного принципа.

Состав эшелонов и смены  определяется исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил  и средств.

Последовательность проведения АСДНР в зоне ЧС (в очагах поражения) во многом зависит от характера сложившейся  обстановки и определяется председателем  комиссии по чрезвычайным ситуациям  и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) или руководителем  ГО.

Анализ проведения АСДНР  при ликвидации последствий ЧС и  ведения гражданской обороны  показывает, что все задачи выполняются  поэтапно в определенной последовательности и в максимально короткие сроки.

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения,  предотвращению развития и уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР. В первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и населения о ЧС.

На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. В первоочередном порядке производятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АСДНР.

На третьем  этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы) и по восстановлению функционирования объекта. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго-, и водоснабжения, линий связи, медицинского обслуживания, снабжения продовольствием и предметами первой необходимости. А при радиационном загрязнении, химическом и бактериологическом заражении местности проводится дезактивация, дегазация и дезинфекция (если это не проводилось на 2-ом этапе).

По окончании этих работ  осуществляется возвращение эвакуируемого  производственного персонала и  населения.

Рассмотрим  подробнее  действия формирований РСЧС и ГО на втором этапе выполнения задач, так  как в это время проводятся основные аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Итак, в первоочередном порядке  проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям и местам аварий.

Проезд (проход) при местных  незначительных завалах устраивается путем расчистки проезжей части  от обломков, а при сложных завалах  высотой более 1 м – прокладывания  проезда по завалу.

Проезды устраиваются шириной 3-3,5 м для одностороннего и 6-6,5 м  – для двустороннего движения. При одностороннем движении через  каждые 150-200 м делаются разъезды протяженностью 15-20 м. Для устройства проездов (проходов) используются формирования механизации, имеющие автокраны и бульдозеры.

Одновременно с проведением  работ по устройству проездов (проходов) ведется разведка участков работ, определяются приемы и способы спасения людей  из завалов и защитных сооружений, локализации пожаров, приостановки и ограничения выброса (утечки) АХОВ. В это же время может осуществляться локализация и ликвидация аварий на технологических производственных линиях и емкостях с АХОВ, коммунально-энергетических и технологических сетях, угрожающих жизни людей и препятствующих проведению АСДНР (если это не было выполнено на первом этапе).

После окончания работ  по устройству проездов (проходов) формирования механизации совместно с аварийно-техническими и спасательными формированиями, а при пожарах на объектах и  с командами пожаротушения, выдвигаются  к местам работ и приступают к  розыску и спасению людей, вскрытию заваленных защитных сооружений, подаче в них воздуха, при необходимости, и к проведению других работ.

Информация о работе Аварийно спасательные и другие неотложные работы