Шпаргалка по "Земельное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

1.История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права.
2.Предмет земельного права. Методы земельного права.
3.Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки.
4. Принципы земельного права и земельного законодательства.
5.Разграничение земельной, гражданской, административной и иных отраслей права.
6.Понятие и виды источников земельного права.
7.Закон как источник земельного права.
8.Указы президента Российской Федерации и подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как источники земельного права.

Работа содержит 1 файл

Шпоры земельное право.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

   Был принят Указ Президента  РФ «О неотложных мерах по  осуществлению земельной реформы  в РСФСР» от 27 декабря 1991 г.  Указ устанавливал, что право  принимать решения о предоставлении  земель должно принадлежать органам местной администрации. Право граждан на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, экономические, социальные и правовые основы их деятельности определялись Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. Данные крестьянские (фермерские) хозяйства представляли собой форму свободного предпринимательства.

   С принятием Указа Президента  РФ «О регулировании земельных  отношений и развитии аграрной  реформы в России» от 27 октября  1993 г. открылся новый этап в  земельном законодательстве РФ.

   Гражданам и юридическим  лицам было предоставлено право  совершать гражданско-правовые сделки  с землей, передавать земельные  участки и их части в качестве  взносов в уставные фонды коммерческих  организаций.

 

   16. Виды вещных прав на земельные участки

   Глава 4 нового ЗК РФ  посвящена земельно-правовым отношениям, связанным с пользованием земельными  участками. Согласно ей предусматриваются  пять форм правового использования  земли: постоянное (бессрочное) пользование;  пожизненное наследуемое владение земельными участками; аренда земельных участков; ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут); безвозмездное срочное пользование земельными участками.

   I. Институт постоянного  (бессрочного) пользования земельными  участками предусмотрен ст. 20 ЗК РФ и под ним понимается владение и пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной земельной собственности, без установленного срока (бессрочно). В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

   Согласно п. 1 ст. 268 Гражданского  кодекса(ГК) РФ это право пользования  земельными участками, входящими в государственную или муниципальную земельную собственность, может предоставляться не только юридическим лицам, но и гражданам.

   II. Институт пожизненного  наследуемого владения земельным  участком предусмотрен в ст. 21 ЗК РФ и под ним понимается постоянное владение и пользование земельным участком, передаваемым по наследству. При этом земельный участок предоставляется безвозмездно и только из тех земель, которые находятся в государственной либо муниципальной форме собственности.

   Норма гражданского права предусматривает возможность обладания земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения только для физических лиц, но не для организаций, предприятий и учреждений.

   III. Институт аренды земельных  участков предусмотрен в ст. 22 ЗК РФ. В соответствии со ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.

   Аренда земельного участка  носит временный характер, возникает  на договорной основе и является  возмездной. При аренде земельных участков, находящихся в государственной либо муниципальной формах земельной собственности, в роли арендодателей выступают соответствующие органы государственной власти и управления либо органы местного самоуправления.

   IV. Институт ограниченного пользования чужим земельным участком регламентируется в ст. 23 ЗК РФ, а также в ст.ст. 274-278 ГК РФ. Институт сервитута подразделяется на два вида: частный и публичный. Частный сервитут регулируется нормами гражданского законодательства и может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др.

   Публичный сервитут устанавливается  на основании закона или иного нормативно-правового акта РФ, субъекта РФ либо органов местного самоуправления. По времени действия он может быть срочным или постоянным и должен быть зарегистрирован органами государственной власти.

   V. Институт безвозмездного  срочного пользования земельными участками предусмотрен в ст. 24 ЗК РФ, гл. 36 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 689 и п. 1 ст. 607 ГК РФ договор безвозмездного срочного пользования может быть заключен в отношении земельных участков и иных природных объектов. В безвозмездное срочное пользование могут передаваться земельные участки: из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц; из земель соответствующих организаций гражданам в виде служебного надела.

 

17. Понятие права собственности  на землю и другие природные  ресурсы

   Конституция РФ, провозглашая  право собственности на землю  граждан, включает его в основные  права и свободы человека и  гражданина, которые согласно ей  являются неотчуждаемыми (ст. 17), непосредственно действующими (ст. 18) и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией (ст. 64).

   ЗК РФ 2001 г. значительно  ограничивает права собственников  земельных долей. Они могут  внести причитающуюся им часть  земли в уставный капитал сельскохозяйственной организации либо получить земельный участок в натуре для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, присоединения к другому крестьянскому (фермерскому) хозяйству, создания личного подсобного хозяйства и т. д.

  Понятие права собственности на землю и другие природные ресурсы можно рассматривать в экономическом и юридическом аспектах. Главным признаком права собственности в экономическом смысле является присвоение. Содержание права собственности на земельные участки имеет определенную форму, которая зависит от способа производства, уровня и потребностей развития материальных производительных сил. В качестве юридической категории правовой институт земельной собственности возникает с появлением государства и права и представляет собой результат за-крепления правовыми нормами экономических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

   Институт права собственности  на землю обладает всеми основными  чертами, которые присущи любому  отношению собственности, и рассматривается в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле это право собственности представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют отношения собственности на землю. При этом право собственности можно рассматривать не только как правовой институт собственности, но и как субъективное право в виде совокупности правомочий собственника по владению, пользованию, распоряжению землей и другими природными ресурсами.

   Субъективному праву собственности  противостоит неопределенное число лиц, которые обязаны воздерживаться от совершения противоправных действий, направленных на ущемление прав собственника и препятствующих ему нормально осуществлять свое право. В случае его нарушения право собственности должно защищаться законом в принудительном порядке.

   Собственность на землю  и другие природные ресурсы  имеет свою специфику, которая  определяется социально-экономическими  причинами и особенностями ее  объектов: направленностью развития  земельных правоотношений в сторону  сельского хозяйства; доминированием среди субъектов права собственности на землю граждан и юридических лиц.

   Предоставляя собственникам  земли и других природных ресурсов  право самостоятельно владеть,  пользоваться и распоряжаться  ими, Конституция РФ все же  устанавливает определенные ограничения. Все ограничения права собственности на землю подразделяются на постоянные и временные. К постоянным ограничениям правомочий собственника относятся обязанности (в соответствии со ст. 42 ЗК РФ), собственник земельного участка должен: сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, расположенные на территории земельного участка; осуществлять мероприятия по охране земель и др. Дополнительным ограничением прав собственника земельного участка является также право государства в лице его компетентных органов на принудительный выкуп земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд.

   В совокупность временных  ограничений прав собственника  земельного участка входит, например, обязанность лица, владеющего землей, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным способом.

 

18. Формы земельной  собственности- напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Принятый 25,10,2001 г. ЗК РФ также закрепил множественность форм земельной собственности.

   В соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК РФ частной собственностью  являются земельные участки, которые  были приобретены гражданами  и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

   Государственная собственность  на землю существует в двух формах: государственная собственность РФ в целом; государственная собственность субъектов РФ — республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

   Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ  государственной собственностью являются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17,06,2001 г. Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, а именно:

   — признанные таковыми федеральными законами;

   — приобретенные РФ по  основаниям, предусмотренным гражданским  законодательством;

   — право собственности  Российской Федерации на которые  возникло при разграничении государственной  собственности на землю.

   Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов РФ находятся следующие категории:

   — признанные таковыми  федеральными законами;

   — приобретенные субъектами  РФ по основаниям,

   — предусмотренным гражданским  законодательством.

   В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

   — занятые недвижимым  имуществом, находящимся в собственности  субъектов РФ;

   — предоставленные органам  государственной власти субъектов  РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

   — отнесенные к землям  особо охраняемых природных территорий  регионального назначения, землям  лесного фонда, землям водного  фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель;

   — занятые приватизированным  имуществом, которое до его приватизации  находилось в собственности субъектов  РФ.

   В муниципальной собственности  находятся следующие категории  земельных участков:

   — признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

   — право муниципальной  собственности на которые возникло  при разграничении государственной  собственности на землю;

   — приобретенные муниципальными  образованиями РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ). В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

   В собственность муниципальных  образований могут безвозмездно  передаваться земли, которые находятся  в государственной собственности,  в том числе и за пределами  границ муниципальных образований.

 

19. Субъекты и объекты  земельной собственности

   Субъектами права земельной  собственности являются граждане  РФ, иностранные граждане, лица без  гражданства, юридические лица, иностранные  юридические лица, Российская Федерация  и субъекты РФ в лице органов  государственной власти, а также административно-территориальные единицы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления.

   По нормам гражданского  законодательства субъектами права  государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

   Субъекты права муниципальной  собственности на земельные участки  помимо ЗК РФ определены также  и в Федеральном законе РФ от 22 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Информация о работе Шпаргалка по "Земельное право"