Стимулирование прямых иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:54, научная работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении сущности национальной инвестиционной политики, выявление существующих проблем и предложение путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть инструменты стимулирования зарубежных инвесторов
-провести обзор нормативно-правовой базы
-изучить текущее состояние инвестиционного климата в России
- ознакомиться с изменениями законодательства в Российской Федерации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Инструменты стимулирования зарубежных инвесторов и обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций……………………………..3
1.1. Налоговые льготы…………………………………………………………….3
1.2.Финансовые и прочие формы стимулирования иностранных капиталовложений………………………………………………………………..5
1.3. Обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций и инвестиционной деятельности…………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Текущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России…………………………………………………………………………….12
2.1. Статистика об инвестиционном потенциале (доп. приложение)………..12
2.2. Изменение законодательства в Российской Федерации и направления дальнейшего совершенствования………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………............27
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приложение

Работа содержит 1 файл

реферат ин инвест.docx

— 278.02 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Текущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России

2.1. Статистика об инвестиционном потенциале (доп. приложение)

Согласно  исследованию Doing Business 2012(ведение бизнеса), составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 183 странах, Россия занимает 120 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности. 

Чистый  отток капитала из страны в 2008-2011 годах  составил 308 млрд. долларов. Данные показатель обусловлен в частности инвестициями российских компаний за рубеж, и снижением  активности инвесторов в связи с  общей неопределенностью на мировых  рынках и ситуацией в Европе.

В 2010 году улучшение инвестиционного климата  было определено как самостоятельное  направление деятельности Минэкономразвития  России, и за 2 прошедших года были упрощены процедуры в сфере строительства  и миграционной политики, существенно  снизили стоимость подключения  новых инвестиционных проектов к  электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре, приняли законы, направленные на совершенствование таможенного  администрирования, а также либерализацию  контроля за иностранными инвестициями и уголовного законодательства в  экономической сфере, запустили механизм уполномоченных по инвестициям на федеральном и региональном уровнях, добились увеличения  объема инвестиций международных институтов развития в приоритетные для российской стороны отрасли экономики и многое другое.

Только  за счёт реализации мер 2010-2011 годов, Россия поднялась на 4 позиции в рейтинге Doing Business (со 124 места до 120), а также вошла в число 25 стран, по прогрессу в улучшении инвестиционного климата.

В 2008-2011 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По итогам 2011 года, по оценке Банка России, объем ПИИ составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году).

По данным опроса Merril Lynch, проведённого среди международных управляющих инвестиционных фондов, Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС(группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика).

В рейтинге самых дешевых стран для ведения  бизнеса Россия в 2012 г. заняла четвертое  место из 19 развитых и развивающихся  стран, уступая лишь Индии, Китаю  и Мексике по версии KPMG( одна из крупнейших в мире сетей, оказывающих профессиональные услуги, и одна из аудиторских компаний Большой четвёрки).

России  необходим переход на инновационный  путь развития, выведение страны в  число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора  в ВВП страны.

Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако на сегодняшний день доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет 20,6%, а для реализации задач по модернизации экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30%.

При этом источником инвестиций являются не только иностранные, но и российские компании. Поэтому необходимо создавать комфортные условия ведения бизнеса для  всех.

 2.2. Институты совершенствования инвестиционного климата

  • Российский фонд прямых инвестиций

В 2011 году для работы с долгосрочными  финансовыми и стратегическими  иностранными инвесторами был создан Российский фонд прямых инвестиций. РФПИ создан для софинансирования иностранных инвестиций в модернизацию экономики. Главный приоритет РФПИ – обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Фонд участвует в проектах от 50 до 500 млн. долларов с долей не более 50%. Капитализация фонда в 2011 году – 2 млрд. долларов, в 2012-2016 годах – 8 млрд. долларов. 

В настоящее  время в проработке РФПИ находятся  более 40 проектов в сфере электроэнергетики, энергосберегающих технологий, телекоммуникаций, медицины и других сферах на общую  сумму инвестиций 8 млрд. долларов США. Всего за 7 месяцев с момента формирования инвестиционной команды фонд осуществил две знаковые инвестиционные сделки, и подписал соглашение о третьей, привлекая значимый капитал и демонстрируя перспективность инвестиций в Россию:

• вложив $ 50 млн, РФПИ привлек более $260 млн от ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития) в объединённую биржу ММВБ-РТС (Московская межбанковская валютная биржа);

• подписал соглашение об инвестировании $ 80 млн., при привлечении $100 млн. от крупнейшего и наиболее опытного иностранного инвестора в области медицины Apax в покупку миноритарной доли в объединенной компании частной клиники МЕДСИ и государственной клиники ММЦ.

Кроме того, Китайская инвестиционная корпорация подписала меморандум об инвестициях  в 1 млрд. долл. в проекты РФПИ.

  • Инвестиционный омбудсмен

В 2010 году был создан институт федерального инвестиционного уполномоченного  для сопровождения проектов иностранных  инвесторов. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена. За 2 года институт зарекомендовал себя достаточно успешно. Всего поступило 87 обращений, 67  проблем (77 %) к марту 2012 г. были успешно решены. При этом 58 (66 %) из 87 проблем касались регионального  уровня.

  • Агентство стратегических инициатив

Агентство создано в мае 2011 года для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Основными сферами деятельности Агентства являются: «Новый бизнес», «Молодые профессионалы», «Социальные проекты».

Одним из основных направлений работы Агентства  является содействие улучшению инвестиционного  климата в России, в том числе  на региональном уровне. Агентством был  разработан Стандарт региональной политики для развития бизнес среды, который  в настоящее время внедряется субъектами Российской Федерации.

  • Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций

Агентство создано в 2011 году для поддержки  российского экспорта и в первую очередь, для отечественной высокотехнологичной  продукции (машины, оборудование и транспортные средства, строительные и инженерные услуги). Директором агентства назначен Петр Фрадков.

По данным Министерства, работа Агентства позволит обеспечить страховой поддержкой порядка 17,6% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, строительных и инженерных услуг, а с 2015 г. – довести этот показатель до 30%.

В абсолютных цифрах, в 2012-2014 годах будет застраховано экспортных кредитов на общую сумму более 14 млрд. долларов.

 

  • Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Новый формат

Консультативный совет по иностранным инвестициям  в России был создан в 1994 г. для  содействия привлечению иностранных  инвестиций в экономику России, а  также выработки решений по улучшению  инвестиционного климата.

За 17-летнюю историю в составе Совета побывало 58 иностранных компаний и банков. В настоящее время в состав Совета входит 42 иностранные компании.

В 2010 году для повышения эффективности  деятельности Консультативного совета изменены его принципы деятельности и структура (Постановление Правительства  РФ от 30 декабря 2010 г. №1141). Деятельность Совета переориентирована на оперативное  решение проблем, возникающих у  иностранных инвесторов в России, а также на выработку рекомендаций по совершенствованию условий ведения  бизнеса в России.

Для подготовки предложений по улучшению инвестиционного  климата сформированы 9 постоянно  действующих рабочих групп по ключевым направлениям, определяемым ежегодно. Сферы деятельности на 2012 год: техническое регулирование и устранение административных барьеров, совершенствование таможенного законодательства, развитие банковского сектора и финансовых рынков России, энергоэффективность, совершенствование налогового законодательства, имидж России, развитии Дальнего Востока и Сибири.

Результаты  работы Совета в новом формате:

  • эффективное решение возникающих проблем при реализации инвестиционных проектов;
  • качественная подготовка рекомендаций по совершенствованию условий ведения бизнеса в России.

2.2. Изменение законодательства в Российской Федерации и направления дальнейшего совершенствования

  • Упрощение строительных процедур

Упрощение строительных процедур –  важнейший шаг к улучшению  инвестиционного климата, который  позволяет сократить срок получения  разрешения на строительство и затраты  инвесторов на их прохождение.

Несмотря на ряд принятых мер, сфера  строительства все еще характеризуется  высоким уровнем административных барьеров. Общая продолжительность  оформления необходимых разрешительных действий может занимать в различных  субъектах Российской Федерации  до 3 лет.

Правительством  Российской Федерации утвержден  План мероприятий по совершенствованию  контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области  градостроительной деятельности (распоряжение Правительства от 15 июня 2010 г. N 982-р). Часть мер уже реализована.

Так, например, с сентября 2010 года отменена обязательная техническая инвентаризация при  новом строительстве капитальных  объектов и осуществлении первичного государственного технического учета. В результате, в зависимости от сложности объекта имеется возможность  ускорить ввод строительных объектов в эксплуатацию на 30-90 дней.

С учётом принятых поправок в законодательство, с 1 января 2012 года заключение организации  негосударственной экспертизы является достаточным основанием для получения  разрешения на строительство. Сокращен с 90 до 60 дней срок проведения государственной экспертизы  проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Усовершенствованы требования к документам территориального планирования, градостроительного зонирования  и документации по планировке территории;

  • Развитие бизнес-среды в регионах

Принимаемых на федеральном уровне мер по улучшению инвестиционного  климата недостаточно. Успешная реализация инвестиционного проекта, в первую очередь, зависит от эффективности  действий местных администраций. Необходима заинтересованность региональных властей  в привлечении инвесторов, так  как в условиях конкуренции за ограниченный инвестиционный ресурс это  инструмент создания новых рабочих  мест, расширения доходной базы региональных и местных бюджетов, и в конечном итоге повышения качества жизни.

Агентство стратегических инициатив разработало  стандарт региональной политики для  развития бизнес среды, предусматривающий  единые правила поддержки бизнеса  в субъектах Российской Федерации. В том числе:

           -   Утверждение инвестиционной стратегии и меморандума региона

-    Создание совета по улучшению инвестиционного климата

- Создание структуры по привлечению инвестиций (региональной корпорации развития)

- Создание центров профессиональной подготовки

В настоящее  время Минэкономразвития России совместно с АСИ(агентство стратегических инициатив) ведется работа по внедрению Стандарта. Апробация уже прошла в 6 субъектах Российской Федерации – Липецкая, Калужская, Свердловская, Ульяновская области, Республика Татарстан, Пермский край. Планируется внедрение и в остальных регионах России.

Кроме того, Всемирным банком по заказу Минэкономразвития  России проводится исследование в 30 субъектах  Российской Федерации по методике Doing Business, направленное на оценку лёгкости ведения предпринимательской деятельности.

Регионы, участвующие в  исследовании отмечены красной точкой

  • Снятие инфраструктурных ограничений

Инфраструктурные ограничения  были одним из наиболее существенных негативных факторов, оказывающих влияние  на инвестиционный климат в стране. Так, в 2008 году стоимость технологического присоединения к московским электросетям составляла около 100.000 руб за 1 киловатт присоединенной мощности. Эта цена не просто была неподъемной для большинства потребителей (особенно граждан и субъектов малого бизнеса), но и являлась самой высокой в мире для услуг подобного рода.

С целью  улучшения ситуации начиная с 2009 года был реализован ряд мероприятий:

В 2010 году:

- установлен предельный 30-дневный срок, в который уполномоченный орган в области государственного регулирования тарифов обязан рассмотреть заявки крупных потребителей, подключение которых осуществляется по индивидуальному тарифу.

 

 

В 2011 году:

- приняты формы типовых договоров технологического присоединения к электросетям для потребителей с мощностью до 750 кВА;

- пересмотрена методика по определению размера платы за технологическое присоединение исходя из запрета на включение в состав указанной платы инвестиционной составляющей на расширение существующих электросетей, что позволило существенно снизить тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям;

Информация о работе Стимулирование прямых иностранных инвестиций