Стимулирование прямых иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:54, научная работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении сущности национальной инвестиционной политики, выявление существующих проблем и предложение путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть инструменты стимулирования зарубежных инвесторов
-провести обзор нормативно-правовой базы
-изучить текущее состояние инвестиционного климата в России
- ознакомиться с изменениями законодательства в Российской Федерации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Инструменты стимулирования зарубежных инвесторов и обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций……………………………..3
1.1. Налоговые льготы…………………………………………………………….3
1.2.Финансовые и прочие формы стимулирования иностранных капиталовложений………………………………………………………………..5
1.3. Обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций и инвестиционной деятельности…………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Текущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России…………………………………………………………………………….12
2.1. Статистика об инвестиционном потенциале (доп. приложение)………..12
2.2. Изменение законодательства в Российской Федерации и направления дальнейшего совершенствования………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………............27
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приложение

Работа содержит 1 файл

реферат ин инвест.docx

— 278.02 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2ГЛАВА 1. Инструменты стимулирования зарубежных инвесторов и обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций……………………………..3

1.1. Налоговые льготы…………………………………………………………….3

1.2.Финансовые и прочие формы  стимулирования иностранных капиталовложений………………………………………………………………..5

1.3. Обзор нормативно-правовой базы  в области инвестиций и инвестиционной  деятельности…………………………………………………..7

ГЛАВА 2.  Текущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России…………………………………………………………………………….12

2.1. Статистика  об инвестиционном потенциале (доп.  приложение)………..12

2.2.   Изменение законодательства в  Российской Федерации и направления  дальнейшего совершенствования………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………............27

Список использованной литературы…………………………………………...28

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Независимо от уровня экономического развития любая страна стремится привлечь иностранные капиталы, получить прямые или косвенные эффекты от этих инвестиций. Наибольшую роль в привлечении средств играют макроэкономические факторы, в том числе емкость внутреннего рынка, валютная, политическая стабильность, а также уровень развития инфраструктуры и квалификация рабочей силы. Кроме того, важна инвестиционная политика принимающей страны, обеспечивающая гарантии зарубежным инвесторам, эффективное и стабильное функционирование правовой системы. Инвестиционная политика определяет специфику направления вложений средств, обеспечивающих регулирование допуска зарубежных инвестиций в принимающую экономику, а также способы их стимулирования.

Инвестиционная политика реализуется как на основном (национальном) уровне, так и на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях. Каждый из уровней регулирования отличается своей спецификой и характеризуется  определенной степенью влияния на приток иностранных инвестиций.

Национальная инвестиционная политика представляет собой совокупность правил и инструментов регулирования  зарубежных инвестиций.

Цель работы состоит в  определении сущности национальной инвестиционной политики, выявление  существующих проблем и предложение  путей их разрешения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть инструменты стимулирования зарубежных инвесторов

-провести обзор нормативно-правовой  базы

-изучить текущее состояние инвестиционного  климата в России

- ознакомиться с изменениями  законодательства в Российской  Федерации 

Глава 1. Инструменты стимулирования зарубежных инвесторов и обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций

Секретариат ЮНКТАД (Конференция ООН  по торговле и развитию (ЮНКТАД) —  орган Генеральной Ассамблеи ООН) разработал классификацию средств, позволяющих стимулировать иностранные капиталовложения. Выделяют три группы льгот:

- фискальные (налоговые) льготы;

- финансовые льготы;

- прочие льготы. 

Политика стимулирования инвесторов в развитых и развивающихся странах  различается весьма существенно. 
В практике стимулирования инвесторов промышленно развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся государств и стран с переходной экономикой - фискальные и налоговые средства стимулирования

1.1. Налоговые льготы

Чаще всего используются следующие  налоговые льготы:

- налоговые каникулы;

- инвестиционные скидки;

- налоговый кредит;

- ускоренная амортизация;

- инвестиционные субсидии;

- льготное косвенное налогообложение,  в частности снижение ставок  таможенных пошлин.

Самые популярные налоговые льготы – налоговые каникулы, выражающиеся в отсрочке от уплаты налога в течение  нескольких лет, начиная со дня получения первой объявленной прибыли. Сроки и условия предоставления налоговых каникул различны в разных странах. Как правило, они предоставляются на 2–10 лет.

Налоговые каникулы предпочтительны  для компаний по нескольким причинам:

- благоприятны для инвесторов, ожидающих высоких прибылей и  вкладывающих капитал независимо  от наличия или отсутствия  подобных льгот;

- обеспечивают большие возможности  для ухода компании от налогообложения  за счет механизма трансфертных  цен;

- ограниченный срок налоговых  каникул стимулирует приток капитала  в краткосрочные проекты, способные  принести прибыль к истечению  их срока.

Более действенными инструментами  для привлечения капитала являются инвестиционные скидки и налоговый кредит. Доходы от применения этих льгот более прозрачны, их легче контролировать.

Система налогового кредита проста и эффективна. Если сумма налогового кредита, предоставляемого компании, определена, эта сумма перечисляется на специальный налоговый счет. Компания, получившая налоговый кредит, считается обычным налогоплательщиком,единственное ее отличие – ответственность за налогообложение доходов оплачивается за счет кредитов, возвращаемых с налогового счета, до тех пор пока сальдо баланса не станет нулевым. Тогда налоговый счет на определенный законодательством период закрывается, а его неизрасходованный остаток разрешается использовать.

Инвестиционные скидки, предполагающие снижение налоговых ставок, применяются аналогично налоговым кредитам и оказывают аналогичный эффект. Единственное различие между ними заключается в следующем. Корпоративный налог взимается по нескольким ставкам, тогда как сумма инвестиционной скидки определяется в абсолютном выражении, а не в форме налоговой ставки.

Инвестиционные субсидии – разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов. Инвестиционные субсидии выражаются в снижении налоговых ставок и выделении государственных дотаций. Инвестиционные субсидии индивидуального характера могут предоставляться в прямой форме на основе соглашений между правительственными структурами и зарубежными инвесторами. Эти соглашения конфиденциальны, их содержание не афишируется.

Ускоренная амортизация – увеличение годовых амортизационных отчислений, предполагающее, что часть прибыли относится на издержки производства и освобождается от налогообложения. По сравнению с другими формами налоговых стимулов для привлечения иностранных инвестиций ускоренная амортизация имеет два преимущества: во-первых, она обходится дешевле. Во-вторых, если ускоренная амортизация применяется на временной основе, она может стимулировать краткосрочный рост капиталовложений. При этом инвесторы вкладывают средства, рассчитывая на будущий эффект.

Льготное косвенное  налогообложение предполагает освобождение от НДС сырья и капиталоемких товаров, снижение или ликвидацию на определенный срок ставок таможенных пошлин, а также введение системы условно беспошлинного ввоза. Льготы подобного рода применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой. Другая форма этих льгот – ликвидация или уменьшение ставок импортных таможенных пошлин.

1.2.Финансовые и прочие формы стимулирования иностранных капиталовложений.

Помимо налоговых льгот, для  привлечения зарубежных инвестиций многие страны широко используют финансовые и прочие стимулы.

К финансовым льготам относятся:

1) прямые субсидии на покрытие  части капитальных расходов, производственных  или маркетинговых расходов инвестиционных  проектов;

2) субсидированные займы;

3) гарантии на предоставляемые  займы;

4) гарантированные экспортные кредиты;

5) участие государственного капитала  в инвестициях, связанных с  проектами, которые отличаются  высоким коммерческим риском;

6) государственное страхование  льготных кредитов для некоторых  рисков, связанных, например, с изменением  курса валюты, девальвацией, а также  для некоммерческих рисков –  экспроприации, изменения политического  строя страны и др.

К группе прочих льгот относятся:

1) субсидирование расходов на  создание или реконструкцию инфраструктуры  инвестиционных проектов;

2) субсидирование услуг, в том  числе помощь с источниками  финансирования, разработкой проектов, предоставлением информации о  конъюнктуре рынков, наличии сырья, при подготовке кадров, в предоставлении технических возможностей для развития ноу-хау или улучшении контроля качества;

3) преференциальные государственные  контракты;

4) закрытие рынка для последующего  прихода других производителей  или предоставление отдельным  компаниям монопольных прав на  производство тех или иных  товаров;

5) защита инвесторов от импортной  конкуренции;

6) специальные программы по предоставлению  инвесторам иностранной валюты, гарантированию риска при получении  иностранных займов, концессий по  кредитам в иностранной валюте  и специальные льготы по репатриации  доходов и капитала.

В развивающихся странах широко распространены программы содействия привлечению инвестиций. Такие программы  охватывают экспорто – ориентированные компании, а также физических лиц, производящих товары (кроме нефти) и осуществляющих прямой экспорт на сумму не менее 2 млн. долл. в год.

Независимо от уровня экономического развития разные страны активно поддерживают приток инвестиций в депрессивные районы. В частности, компании, вкладывающие средства в менее развитые регионы, получают 100%-ную скидку с налогооблагаемого дохода в отношении издержек на строительство инфраструктуры, 100%-ную скидку с налогооблагаемых сумм оплаты стоимости рабочей силы, а также льготы, аналогичные предоставляемым приоритетным компаниям.

Поддерживается также финансирование инфраструктуры и НИОКР. Еще один вид льгот – снижение ставок коммунальных платежей.

1.3. Обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций и инвестиционной деятельности

Анализ законодательной базы в  области инвестиций и инвестиционной деятельности я начинаю с Конституции Российской Федерации. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепляет общие права инвесторов как граждан РФ и свободу экономической деятельности в форме инвестиций. В соответствие с Конституцией, «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности» . В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение имущества и финансовых средств . Этот принцип очень важен, так как позволяет производить инвестиции в любой регион России, в любое предприятие независимо от местоположения инвестора. Конституция запрещает установление на территории РФ таможенных границ, пошлин и каких-либо других препятствий для перемещения товаров и финансовых средств.  
Следующий за Конституцией уровень законодательства – кодексы законов РФ. 
Гражданский кодекс РФ, часть 1 (№51-ФЗ от 30 ноября 1994 года) и часть 2 (№14-ФЗ от 26 января 1996 года) регулирует предпринимательскую, в том числе инвестиционную деятельность, определяя ее общие принципы. Для осуществления инвестиционной деятельности важное значение имеет дееспособность (для физических лиц) и правоспособность (для юридических лиц) 
Гражданский кодекс четко определяет объекты инвестирования: ценные бумаги (ст. 142-149), земля и недвижимость (ст. 549-557), предприятия как имущественные комплексы (ст. 559-566), банковские счета и вклады (главы 44 и 45). 
Налоговый кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая №146 ФЗ от 31 июля 1998 г.-устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ; часть 2 №118-ФЗ от 5 августа 2000 - определяет порядок взимания налогов. 
Налоговый кодекс устанавливает, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы» и это относится и к инвесторам. Сами по себе инвестиции, если они производятся в денежной форме, налогообложению не подлежат, однако результаты инвестирования являются объектом налогообложения.  
Непосредственное отношение к инвестициям имеют статьи 66-68 НК РФ, касающиеся инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит как «изменение срока уплаты налога, при котором организации… предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов» представляет собой опосредованную инвестицию государства в хозяйствующий субъект. Важно то, что данная инвестиция долгосрочна (от 1 до 5 лет) и предоставляется на приемлемых условиях (ставка по кредиту не может превышать 3/4 ставки рефинансирования ЦБ). 
Бюджетный кодекс РФ. Бюджетный кодекс РФ №159-ФЗ от 9 июля 1999 года не только устанавливает правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, но и определяет инвестиционную деятельность государства в рамках бюджета, а также особенности инвестиций в государственные ценные бумаги. 
Бюджетный кодекс, деля все расходы бюджета на текущие и капитальные , относит к капитальным расходам бюджета средства, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, бюджетные кредиты юридическим лицам, а также расходы на проведение ремонта и другие капитальные расходы, связанные с собственностью государства . В рамках капитальных расходов формируется бюджет развития РФ. Приоритетными для бюджетных инвестиций признаются федеральные целевые программы, предусматривающие расходы на инвестиции в сумме более 200000 МРОТ (Миним́альный разм́ер опл́аты труд́а). 
Федеральные законы РФ в области инвестиций: 
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ) определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. При этом под капитальными вложениями понимаются «инвестиции в основной капитал (основные средства)». Стоит отметить, что действие закона не распространяется на инвестиции в банки, страховые организации. Весьма подробно в Законе рассмотрено государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений (глава III), оно направлено как на создание благоприятных условий инвестиционной деятельности, так и на непосредственное участие государства в инвестиционных проектах. Особо следует отметить возможность предоставления государством гарантий по инвестиционным проектам и финансирования инвестиционных проектов из бюджета развития. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» принятый 9 июля 1999 г. №160-ФЗ (с изменениями от 29.04.2008 N 58-ФЗ,от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 16.11.2011 N 322-ФЗ,от 06.12.2011 N 409-ФЗ) определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Следует отметить, что Закон не распространяется на иностранные инвестиции в банки, страховые и некоммерческие организации. 
Закон определяет иностранного инвестора как «иностранное юридическое лицо которое вправе осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации» , а иностранную инвестицию как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав» . В Законе также определены следующие понятия: прямая иностранная инвестиция (приобретение иностранным инвестором не менее 10% в уставном (складочном) капитале коммерческой организации РФ), приоритетный инвестиционный проект (проект с иностранными инвестициями свыше 1 млрд. руб. или с долей иностранного инвестора в уставном (складочном капитале) не менее 100 млн руб.), срок окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирование, совокупная налоговая нагрузка.

Важным положением Закона является гарантия полной и безусловной защиты прав иностранного инвестора; иностранный  инвестор получает «право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов». Кроме того, иностранному инвестору гарантируется свобода использования прибыли и доходов, в том числе и перевод средств после уплаты всех налогов за границу. 
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Природные богатства России могут быть предметом интереса как отечественных, так и иностранных инвесторов. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» №225-ФЗ от 30 декабря 1995 г.принят в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

Федеральный закон  «О защите прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных бумаг». Часто инвестиции осуществляются в эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации). Целям обеспечения государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определения порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг служит Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» №46-ФЗ от 5 марта 1999 года.  
Федеральный закон «О бюджете развития РФ». Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации» №181-ФЗ от 26 ноября 1998 г. определяет правовые и организационные основы формирования и расходования средств федерального бюджета, предназначенных для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты.

Федеральный закон  «Об акционерных обществах». Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г. (с изменениями и дополнениями от от 07.12.2011 N 415-ФЗ, от 14.06.2012 N 77-ФЗ,от 28.07.2012 N 145-ФЗ,) устанавливает общие положения об акционерном обществе. Этот Закон интересен, так как именно акционерные общества являются наиболее привлекательным объектом для инвестиций.  
Федеральный закон «О лизинге». Федеральный закон «О лизинге» №164-ФЗ от 29 октября 1998 г. ставит целью развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защиту прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

Информация о работе Стимулирование прямых иностранных инвестиций