Стимулирование инвестиционной деятельности с помощью системы налогов и льгот

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная и налоговая политика государства определяет общую экономическую стратегию ее развития и формирования рыночных отношений. Инвестиционная политика во многом зависит от «налогового климата» в стране: если он благоприятен, то имеется реальная перспектива притока инвестиций, и, наоборот, — при неблагоприятном для инвестора налоговом законодательстве происходит отток инвестиционных ресурсов.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Понятие инвестиций 4
1.1 Характеристика видов инвестиций и инвесторов 4
1.2 Правовое регулирование 8
1.3 Взаимосвязь инвестиций и накоплений 10
Глава 2. Инвестиционная деятельность предприятия 12
2.1 Определение инвестиционной политики предприятия 12
2.2 Портфельные инвестиции и эмиссионная деятельность 16
Глава 3. Инвестиционная деятельность в контексте системы налогов и льгот. 22
3.1 Действовавшая система льгот 22
3.2 Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности 25
Заключение. 27
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     По  нашему мнению, необходим комплексный  механизм стимулирования инновационного процесса, в том числе установление льгот для научной и инновационной  деятельности. Государство должно стимулировать  научно-технический прогресс по всей цепочке, от фундаментальных исследований до внедрения разработок в производство, учитывая ограниченность ресурсов и государственные (общественные) приоритеты.

3.2 Зарубежный опыт  стимулирования инновационной  деятельности

 

     Из  широкого арсенала мер, выработанных в этой области мировой практикой, необходимо выбрать наиболее адекватные нынешней ситуации и российской специфике. Наиболее важными представляются три основных метода: налоговое стимулирование, стимулирование через амортизационную политику (не как части налоговой политики, а как самостоятельный механизм), прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции.

     Налоговая поддержка. Повышение удельного  веса льгот, обеспечивающих благоприятный  инновационный климат, является общей тенденцией. В ФРГ, например, соотношение прямого государственного финансирования научных исследований и совокупности льгот за последние 15 лет снизилось с 15-кратного до 2,4. В США насчитывается более сотни льгот, активизирующих научно-технический прогресс (НТП). Главное преимущество налоговой поддержки состоит в том, что льготы предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инновацию. Примечательно, что в США сумма недополученных в виде налогов средств примерно соответствует вкладам фирм в инновационный процесс.

     Главный принцип западной системы состоит  в том, что налоговые льготы предоставляются  не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция  обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства. Учитывая, что в советское время структура производства (и экспорта) имела вполне определенный характер, задача перестройки или точнее выравнивания этой структуры не менее важна, чем повышение инновационной активности. Эта задача также может быть решена с помощью целенаправленной системы стимулирования.

     Примечательно, что в ряде стран стимулы превышают  инвестиции. Например, в Австралии  налоговая льгота составляет 150 процентов  инвестиций, в Бельгии - 110 процентов. В большинстве же стран (Канаде, США, Японии, Франции, Италии и др.) предусматривается 100-процентное исключение из облагаемого налогом дохода затрат на инновации.

     Амортизационная политика. Амортизационная политика часто рассматривается как часть  налоговой политики. Установление нормативов снижения стоимости капитальных и нематериальных активов и порядка отнесения их либо на производственные затраты, либо на расходы периода, разумеется, непосредственно влияет на величину прибыли и, соответственно, налога. Однако в последние десятилетия в развитых странах все шире стали применяться нормативные ограничители: норматив определяет предельные сроки эксплуатации соответствующего оборудования или использования соответствующих технологий. Причем такие ограничители могут устанавливаться не только для производителей, но и в отдельных случаях для потребителей. Эти вненалоговые методы также принято считать частью амортизационной политики.

     Пример: Нормативное запрещение с определенного  времени применения фреоносодержащих хладонов, запрещение в Германии и  Италии пользования автотранспортными средствами после 6 лет их эксплуатации.

     Метод прямых бюджетных дотаций. Прямые бюджетные  дотации выделяются либо предприятиям, осваивающим новую продукцию, либо потребителям этой продукции. Часто  эти дотации увязываются с  поставками товаров для государственных нужд. В частности, в США размер такой дотации на проведение новых перспективных НИОКР может достигать 15 процентов стоимости государственного заказа. А в Италии, например, запрет на эксплуатацию старых автомобилей дополнили бюджетными дотациями покупателям новых автомобилей взамен старых - 1,5 тыс. долларов и выше в зависимости от класса автомобиля. В Бельгии бюджетные средства (до 150 млн. евро) для трансферта технологий привлекаются через университеты и НИИ. Европейский Союз предусматривает выделение 363 млн. евро в течение 4 лет для создания информационной программы инновационной системы, создания инновационных центров. В Германии трансферт технологий стимулируется возможностью использования бюджетных средств через университеты при создании совместно с частным капиталом инновационных компаний.

 

Заключение.

 

     С начала перехода России к рыночной экономике начинается многоэтапный процесс развития налогообложения, в частности налогообложения  индивидуального предпринимательства. Важную роль в налогообложении предпринимательской деятельности играет налог на прибыль, и поэтому для определения основных направлений совершенствования механизма налогообложения предпринимательской деятельности необходимо изучение основных путей оптимизации налогообложения прибыли.

     Традиционно рычагами налогового регулирования  считаются два основных инструмента  налоговой системы: ставки и льготы. Первым рычагом налогового регулирования  государство воспользовалось в  достаточной степени, уменьшив ставку по налогу на прибыль с 35 до 24%. Ставка налога на прибыль в 24% создала потенциальную возможность для расширения производства за счет того, что большая часть прибыли остается в распоряжении предприятия, но стимулирующее воздействие ставки срабатывает в большей степени в динамике.

     Налоговая политика, прежде всего, должна быть нацелена на расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базы позволит реально увеличить поступление  доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без решения  этой проблемы невозможно обеспечение финансовой базы экономического роста. Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базы является всемерное стимулирование развития малого бизнеса. В этом залог успешного перехода к рыночным отношениям, создания фундамента экономического роста.

     Налог на прибыль является одним из важнейших  налогов в налоговой системе  Российской Федерации и служит инструментом перераспределения национального  дохода. Это прямой налог и его  окончательная сумма целиком  и полностью зависит от конечного  финансового результата. Плательщики налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России. Объектом обложения налогом на прибыль, является прибыль, включающая в себя полученный доход за вычетом сумм произведенных расходов, которые определяются в соответствии с 25 главой Налогового Кодекса РФ.

     Таким образом, развитие территории, глобальной бизнес-компании или малой инновационной фирмы в значительной степени определено уровнем интенсивности в данной экономической системе инновационных процессов, которые должны быть в достаточной мере стимулированы со стороны государства. Воздействие же стимулирующих факторов эффективно там, где государственная поддержка носит системный характер и проявляется в совокупности различных форм воздействия.

     Одной из основных проблем современной  российской экономики является низкий уровень ее технического вооружения, изношенность парка оборудования и, как следствие, низкая производительность экономики в целом. В связи с этим одна из основных задач экономической политики Правительства РФ на данном этапе – стимулирование роста инвестиционной активности. Следовательно, важнейшая задача налоговой реформы – налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно добиться за счет системы инвестиционных льгот по налогу на прибыль. Для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых механизмов целесообразно дополнить налог на прибыль инвестиционными льготами прямого действия.

     Для нашей же страны более актуален вариант  льготы, стимулирующей не только расширение исследовательских программ, но и в главной степени поощряющей начало инновационной деятельности. Учитывая значение, которое на данном этапе придается сфере науки, представляется целесообразным дополнить законодательство по налогу на прибыль также льготами инновационного характера. Противопоставляемая налоговым льготам политика общего снижения ставки налога на прибыль при всей ее значимости все же является менее эффективным рычагом регулирования. Введение в налоговое законодательство льгот необходимо осуществлять по нарастающей для усиления стимулирующего эффекта. Возможность уклонения от налогообложения прибыли с помощью льгот должна быть сведена к минимуму путем их качественной регламентации и действенного контроля со стороны налоговых органов.

     Таким образом, для обеспечения регулирующего влияния государства на экономику через налоговую политику по налогу на прибыль должны быть восстановлены льготы на постоянной основе. Льготы должны быть нейтральны по отношению к сферам приложения капитала, видам экономической деятельности, категориям налогоплательщиков. Льготы должны быть направлены на стимулирование начальных этапов воспроизводственного процесса – от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее производство. Государственная поддержка малого бизнеса через прямое инвестирование невозможна или, во всяком случае, крайне ограничена из-за нынешнего финансового положения страны дефицита бюджета. А попытки создания в регионах различных фондов поддержки малых предприятий – просто капля в море. Льготные ссуды и кредиты получить практически невозможно, коммерческие банки, соблюдая свои финансовые интересы, предпочитают не рисковать без достаточных гарантий. В такой ситуации естественно возможно представляется путь стимулирования через налоговую систему. Это основной и к тому же наиболее часто применяемый в развитых государствах метод.

 

Список литературы

 
    1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части  первая, вторая и третья: с изм. И  доп. На 15 октября 2003 г. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект. 2003.-448 с.
    2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.09.2010г.)
    3. Об инвестиционной деятельности в РСФСР. Федеральный закон от 26.06.1991 г. № 1488-1 (с изм. И доп. От 19.06.1995 г. № 89-ФЗ, от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ)//Правовая база «Гарант».
    4. Государственная инвестиционная политика. Концепция, программа и система реализации. Департамент Инвестиционной политики. Министерство экономического развития и торговли РФ. - 2001.
    5. Методические рекомендации по разработке инвестиционной политики предприятия. Утверждены приказом Министерства экономики РФ oi 18.10.1997 г. №118/ Экономика и жизнь. - 1997. - № 50 - с.13.
    6. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно- методическое пособие. М: Финансы и статистика, 1997.
    7. Андреев В.Д. Налог на прибыль: судебная практика. Комментарии. Рекомендации. Риски и возможности. М., 2007. С. 752.
    8. Аркин В.И., Сластников А.Д. Ожидание инвестиций и налоговые льготы./ Препринт. - М: ЦЭМИ РАН, 1997.- 75с.
    9. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2004.
    10. Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент. СПб: Питер, 2000.
    11. Бочаров В. В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятия. -М.: Финансы и статистика, 1998.
    12. Гитман Л. Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. - М.: Дело, 1997.
    13. Захарьин В.Р. Налог на прибыль. Сложные вопросы определения налоговой базы и уплаты налога. М., 2006. С. 315.
    14. Инвестиции: Учебное пособие / Г. П. Подшиваленко. Н.И. Лахметкина. М.В. Макарова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: КНОРУС, 2004.
    15. Налоги и налогообложение / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 2007. С. 496.
    16. Орлова Е.Р. Инвестиции: Курс лекций. 2-е изд., доп. и пер. - М.: Оме- га-Л,2003. 93.0сокина И. Проблемы финансирования инновационных проектов в научно-технической сфере. Общество и экономика. S999 г. № 9.
    17. Сергеев И. В. и др. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособие. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002.
    18. Шарп У., Инвестиции Университетский учебник. М.: Инфра-М. 2004г.
    19. Шапиро В.Д. Управление проектами. - М.: Юнити, 2008
    20. http://dpr.ru/journal/journal_8_7.htm - Журнал «Недвижимость и инвестиции».

Информация о работе Стимулирование инвестиционной деятельности с помощью системы налогов и льгот