Инвестиционная политика Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Инвестициями являются денежные средства, банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты государственного финансового регулирования инвестиций
1.1 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Российской Федерации
1.2 Инвестиционная деятельность в налоговом законодательстве
2 Современное состояние инвестиций в Российской Федерации
2.1 Современное состояние инвестиционной среды Российской Федерации
2.2 Проблемы привлечения инвестиций в современной России
3 Пути совершенствования инвестиционной политики России
3.1 Основные направления совершенствования
3.2 Пути улучшения инвестиционного климата
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Приложения

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика РФ.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

С усилением рыночных принципов и обеспечением конкуренции связано реформирование естественных монополий — имеется в виду разделение естественно-монопольных и конкурентных сфер деятельности.

Поэтому и в энергетике, и в газовой отрасли, и на железнодорожном транспорте наряду с регулируемым рынком услуг собственно естественных монополий будет создаваться нормальный нерегулируемый рынок услуг производящих компаний. На первом этапе будет разделен финансовый баланс, в дальнейшем состоится организационное выделение и приватизация соответствующих звеньев.

Объем привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику будет обусловлен уровнем доверия иностранных инвесторов к России, ее имиджем на мировых рынках капитала, состоянием инвестиционного климата, стимулированием иностранных инвесторов, осуществляющих инвестирование в реальный сектор экономики, отсутствием барьеров на пути иностранных инвестиций и соблюдением общепризнанных стандартов в отношении иностранных инвесторов.

Важнейшим условием для расширения инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами является создание благоприятного инвестиционного климата в стране за счет предоставления иностранным инвесторам, вкладывающим свой капитал в российскую экономику, необходимых правовых гарантий защиты их капиталовложений путем подготовки и заключения межгосударственных и межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также российским инвесторам, осуществляющим капиталовложения за границей. Подобные соглашения призваны содействовать активизации притока иностранных инвестиций в экономику России. Они предоставляют иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования или национальный режим и все необходимые гарантии в связи с осуществлением инвестиционной деятельности.

С этой целью продолжится переговорный процесс по заключению Россией международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

С целью снятия барьеров на пути иностранных инвестиций в российскую экономику активизируется деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, где в рамках рабочих групп и секций рассматривается весь комплекс проблем, сдерживающих приток иностранных инвестиций, и вырабатываются рекомендации, направленные на стимулирование иностранных инвесторов (законодательство, налоговая реформа, таможенное и валютное регулирование, имидж России, региональные аспекты, страхование и другие).

Улучшению инвестиционного климата будет способствовать реализация намеченных ориентиров ценовой политики.

Снижение темпов инфляции до прогнозируемого уровня будет обеспечено за счет проведения сдержанной денежно-кредитной и курсовой политики, совершенствования регулирования цен (тарифов) на продукцию и услуги естественных монополий, роста монетизации экономики, выражающейся в вытеснении бартера, нерыночных форм обмена и неденежных форм расчетов, бездефицитного бюджета и сохранения положительного сальдо внешнеторгового баланса.

Важным фактором экономического развития России является интеграция в мировую экономику и использование преимуществ международной торговли и разделения труда.

Торговая политика России направлена на обеспечение: наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки; эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы; доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено); повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; соблюдения принципа взаимности — благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Социальная политика направлена на решение двух приоритетных для нашего общества задач: роста инвестиций в развитие человека и создание по-настоящему эффективной системы социальной поддержки нуждающихся граждан.

Социальная политика предусматривает ускоренное развитие на новой содержательной основе образования, здравоохранения, культуры, развитие трудовых отношений, реформирование пенсионной системы, то есть тех сфер, которые обеспечивают формирование человека, адаптированного к новым условиям, способствуют раскрытию его способностей и расширяют возможности.

Мероприятия, которые осуществляются в социальной сфере, позволят создать условия для улучшения качества образования и приведения его уровня к современным требованиям, а также упорядочить систему предоставления социальных выплат и льгот путем перехода к адресному принципу предоставления социальной помощи населению.

 

 

 

 

3.2 Пути улучшения инвестиционного климата

 

После всего сказанного можно сделать несколько основных выводов относительного политики улучшения инвестиционного климата в России:

  1. Для обеспечения экономического роста, без которого невозможно решение насущных социальных проблем и сохранение научно-технического потенциала, пока еще позволяющего поддерживать статус России как индустриально развитой страны, благоприятный инвестиционный климат на нынешнем этапе становится главной задачей.
  2. Требуется радикальное улучшение инвестиционного климата, ибо ныне он остается весьма непривлекательным.
  3. Разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры.
  4. Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в государственной экономической политике. Учитывая неустойчивость российской политической ситуации, желательно ее подтверждение всеми основными общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране.

Меры на ближайшую перспективу

  1. Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Поэтому важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета.
  2. Без серьезных усилий по урегулированию проблемы государственного долга, а также без введения жестких ограничений на формирование государственного долга невозможно улучшить имидж России в глазах иностранных инвесторов.
  3. В области налогов не должно быть политики «собрать налоги любой ценой». Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы. Должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер. Но следует учесть, что важное место среди возможных фискальных стимулов предпринимательской деятельности занимают льготы, связанные с преференциальным режимом в отношении поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых в деятельности предприятий с прямыми иностранными инвестициями (полное или частичное освобождение от импортных пошлин), и в отношении экспорта продукции этих предприятий (освобождение от экспортных пошлин, льготы по доходам от экспортных операций или полное освобождение их от налогов). А также необходимо разработать и законодательно закрепить систему налоговых каникул, чтобы составить достойную конкуренцию на международном рынке капиталов.
  4. В кратчайшие сроки реализовать программу реструктуризации банковской системы, считая это одной из самых актуальных задач:

                  создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;

                  повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков;

                  стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров;

                  завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах.

Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков) до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам. Также следует более четко регламентировать порядок определения валютного курса при удовлетворении претензий кредиторов по обязательствам в иностранной валюте.

  1. Существенного совершенствования требует валютное регулирование. В этой части необходимы следующие меры:

                  отменить лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России. Для этого необходимо внести поправки в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

                  ввести уведомительный порядок регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных законодательно;

                  упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений тем инвесторам, которые имеют на это право по закону.

  1. Для инвесторов не менее важным фактором, влияющим на принятие решения по инвестированию, является защита прав собственности. В этой области необходимо создать претенденты пересечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров. Подобные случаи необходимо предавать широкой огласке для утверждения норм деловой этики. Также необходимо уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но также и ввести преследование за подражание названию (Panasonic и Panasonix, Aqafresh и Aqarelle), цвету, дизайну (чипсы «Lays» и «Наши чипсы») как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.
  2. Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса. В настоящий момент требуется резолюция 20-30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, он сможет получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Барьеры для входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело.
  3. Для создания привлекательного имиджа требуется информировать потенциальных инвесторов относительно имеющихся в стране инвестиционных возможностей путем проведения рекламно-информационных компаний в СМИ, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах инвестиционных миссий за рубежом.

Информационная поддержка является необходимым элементом работы с международными инвесторами, особенно в тех случаях, когда в принимающей стране происходит изменение общеэкономических либо нормативных условий инвестиционной деятельности. Качество информации играет важную роль в экономическом развитии, так как:

                  полнота и доступность информации определяют уровень конкурентности рынка и влияют на эффективность распределения ресурсов агентами, оценку рисков и уровень требуемой доходности;

                  развитие современных средств коммуникации вызвало лавинообразный рост доступной информации. Критическое значение приобретают актуальность сведений, доверие к источнику информации и уровень затрат по получению данных в нужном формате.

Широкое распространение в мире получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за взаимодействие с иностранными инвесторами. Подобные агентства действуют примерно в 100 странах. Агентства выполняют три основные функции:

  1. Создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов.
  2. Осуществление целевого привлечения инвестиций.
  3. Оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиций.

Такое агентство было создано в России по инициативе Консультационного Совета по иностранным инвестициям – Российский центр содействия иностранным инвестициям. Однако он не пользуется вниманием со стороны Правительства, в том числе в плане финансирования.

Целевое привлечение инвестиций реализуется путем определения круга компаний, инвестиции которых рассматриваются в качестве наиболее важных для экономического развития страны, и установления прямых контактов с ними с целью заинтересовать перспективами осуществления инвестиций. В рамках конкурентной политики по привлечению инвестиций подобные контакты воплощаются в организацию инвестиционных миссий и семинаров, ориентированных на определенные отрасли, обмен информацией с компаниями – потенциальными инвесторами и организацию встреч представителей агентства с руководством этих компаний.

Крайне желательно создание общенациональной информационной сети с необходимой для инвесторов информацией.

Меры на средне- и долгосрочную перспективу

  1. В перспективе, для серьезного улучшения инвестиционного климата в России, роста производства и производительности, исключительно важно выравнивание условий конкуренции и дальнейшая либерализация экономики. Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться перспективным, сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

Информация о работе Инвестиционная политика Российской федерации