Инвестиционная политика Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Инвестициями являются денежные средства, банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты государственного финансового регулирования инвестиций
1.1 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Российской Федерации
1.2 Инвестиционная деятельность в налоговом законодательстве
2 Современное состояние инвестиций в Российской Федерации
2.1 Современное состояние инвестиционной среды Российской Федерации
2.2 Проблемы привлечения инвестиций в современной России
3 Пути совершенствования инвестиционной политики России
3.1 Основные направления совершенствования
3.2 Пути улучшения инвестиционного климата
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Приложения

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика РФ.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

 

Однако следует учитывать, что сохраняются институциональные ограничения для дальнейшей активизации инвестиционной деятельности. На протяжении ряда лет Россия не использует в полной мере инвестиционные ресурсы, имеющиеся в экономике, а выступает в качестве кредитора для зарубежных экономик.

Кроме того, существует диспорпорция между структурами инвестиционных ресурсов и спроса на капиталовложения: российская экономика испытывает недостаток «длинных» инвестиционных ресурсов, которые нужны для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

 

2.2 Проблемы привлечения инвестиций в современной России

В современных условиях вопрос об инвестиционном имидже в РФ в принципе не ставится или замалчивается, либо позиционируется как далеко не самый актуальный или неотложный вопрос. Распространены также попытки (в основном со стороны различных ветвей российской власти) представить причину не самого лучшего или ухудшающегося инвестиционного имиджа России как «усиление нападок на Россию в связи с укреплением ее самостоятельности, в том числе финансовой, и в международных делах».

Оба таких подхода не являются плодотворными. Не обращать внимания на проблему – не означает, что она исчезнет. Проблема же привлечения иностранного капитала в РФ реально существует. Она заключается в том, что страна привлекает мало прямых иностранных инвестиций по сравнению со своими возможностями.

На протяжении последних лет в рамках Конференции по торговле и развитию (UNCTAD) ООН производится сравнение двух индексов, отражающих распределение по странам реальных и потенциальных притоков прямых иностранных инвестиций.

Сравнивая значения указанных двух индексов, ООН выделяет четыре группы стран. Первая группа включает страны с высокими значениями индексов реальных и потенциальных иностранных инвестиций. Вторая группа характеризуется отставанием реальных от потенциально возможных инвестиций. Третья группа, наоборот, реально привлекает больше инвестиций, чем те, на которые она могла бы рассчитывать исходя из потенциальных возможностей. В четвертой группе низкий реальный приток прямых иностранных инвестиций соответствует низким потенциальным возможностям.

Место страны в той или иной группе показывает и состояние ее «имиджевой» проблемы. Если бы инвестиционный климат, описанный параметрами индекса потенциальной привлекательности поступающих прямых иностранных инвестиций, полностью определял объем реальных инвестиций такого рода, то все страны располагались бы в первой и четвертой группах. Безусловно, каждый случай попадания стран во вторую или третью группу имеет свои специфические причины. Однако, во многих случаях, особенно когда речь не идет о высокоразвитых странах со значительным вывозом собственного капитала, эти причины можно описать в терминах отклонения имиджа страны у потенциальных инвесторов от экономического потенциала страны, привлекающей иностранные инвестиции.

Положение России, согласно результатам ООН, в группе стран с высоким потенциалом и низким уровнем инвестиций является еще одним свидетельством необходимости проведения работ по улучшению инвестиционного имиджа страны.

В связи с этим важно отметить, что неплодотворна попытка списать все имиджевые проблемы на внешних врагов. Конечно, проблемы с инвестиционным имиджем в ряде случаев продиктованы происками конкурентов, но более серьезная причина заключается в реальных недостатках и проблемах нашей социально-политической и экономической жизни. Мы опять возвращаемся к проблемам инвестиционного климата РФ, который все еще очень далек от лучших мировых образцов. Однако если одновременно заняться и климатом, и имиджем, можно получить хороший результат в притоке прямых иностранных инвестиций и в конечном счете – решения стратегических задач социально-экономического развития.

Третья причина заключается либо в отсутствии, либо в недостаточной или неадекватной информации о состоянии дел в России и ее экономике. Это главным образом имиджевая проблема, хотя ее решение необходимо и для улучшения инвестиционного климата.

Она также требует ответа на вопрос, чем обусловлены описанные выше значительные различия в восприятии российского инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности у разных инвесторов, компаний, организаций, СМИ. Это продиктовано:

1) различиями в интересах сторон, что, в свою очередь, во многом обусловлено разными сферами их деятельности и разными рисками инвестирования;

2) неоднозначностью в изменении российского инвестиционного климата, когда его отдельные составляющие (такие, например, как макроэкономическая ситуация или благоприятная конъюнктура для российского экспорта) заметно улучшаются, а другие (например, коррупция или отношения бизнеса и власти) – заметно ухудшаются;

3) отсутствием развитой системы информации относительно возможностей и условий инвестирования в Россию;

4) состоянием самой инвестиционной сферы в области привлечения и функционирования иностранного капитала;

5) значительным улучшением состояния внутренней экономики и определенным, хотя и не столь очевидным, усилением позиций России в международном экономическом сотрудничестве.

Заинтересованность в создании и поддержании благоприятного инвестиционного имиджа созданием адекватной информационной компоненты есть как у принимающих политические решения в области экономики, так и у инвесторов. Причем, чем шире временной горизонт у принимающих политические решения, тем выше стимулы к созданию благоприятных условий для осуществления прямых инвестиций, благоприятного инвестиционного имиджа. Им важно обеспечивать достоверность обещаний, включая достоверность информации о данном ресурсе, а также перспективах его изменения.

Интерес в улучшении имиджа России есть и у бизнеса. Не случайно в других странах бизнес принимает участие и даже финансирует некоторые имиджевые мероприятия своих государств. Но подобная заинтересованность все-таки менее очевидна, чем у государства. Это связано с тем, что конкретный бизнес в первую очередь заинтересован в конкретных выгодах для себя, а имиджевые мероприятия, как правило, имеют своим следствием улучшение ситуации для всех участников рынка. Действительно, целенаправленное создание и поддержание инвестиционного имиджа страны требует затрат, в то время как предприятия, работающие в данной стране, могут воспользоваться благоприятными изменениями в имидже без пропорционального участия в издержках. И создание инвестиционного имиджа посредством разрозненных усилий предпринимателей, скорее всего, будет связано с недоинвестированием.

Кроме того, для разных групп инвесторов стимулы к улучшению информации и имиджа действуют в различной степени. Потенциальные инвесторы наиболее заинтересованы в получении информации о стране, ее экономике, инвестиционном климате.

Действующие инвесторы, с одной стороны, в меньшей степени заинтересованы в создании благоприятного имиджа, поскольку асимметричность в распределении информации об инвестиционных возможностях затрагивает их в меньшей степени, чем потенциальных инвесторов. Кроме того, действующие инвесторы не заинтересованы в усилении конкуренции потенциальных инвесторов. С другой стороны, они заинтересованы в улучшении инвестиционного имиджа, поскольку наращивание «массы» иностранного капитала в стране связано с увеличением безопасности их функционирования. К тому же они являются прямыми носителями информации для других иностранных инвесторов о возможности и способах ведения бизнеса в данной стране. Этот источник обычно пользуется большим доверием других инвесторов.

Независимо от этих различий, обеспечение доступности информации, необходимой для принятия инвестиционных решений, – важное условие для экономии на издержках получения информации всеми инвесторами.

При этом с тактической точки зрения целесообразно использовать как раз максимально широкий спектр каналов воздействия на представление иностранного бизнес-сообщества об инвестиционной ситуации в России, включая не только представителей федеральных органов власти, но и представителей субъектов РФ, предпринимателей, иностранных инвесторов, разнообразных деловых СМИ и т. п.

В качестве точки соприкосновения с интересами предпринимателей, имеющих сильные стимулы для инвестирования в имидж страны, может стать такое достаточно распространенное в мировой практике направление, как улучшение имиджа конкретной отрасли или имиджа конкретного типа продукции страны, поставляемого на экспорт. Такие мероприятия могут поддерживаться и частично финансироваться отраслевыми объединениями.

Таким образом, в первую очередь именно государству предстоит заниматься улучшением инвестиционного имиджа страны. Но от того, насколько ему удастся привлечь в этот процесс бизнес, также зависит эффективность действий. Иностранные компании по-прежнему уверены в высокой отдаче инвестиций в Россию, а количество тех, кто оценивает эти риски как высокие, сократилось. В этом году 35 процентов инвесторов назвали риски в России выше, чем в других странах с развивающейся экономикой, а в прошлом году этого мнения придерживались более половины опрошенных. Также инвесторов привлекает огромный размер российского рынка и растущие доходы наших граждан.


3 Пути совершенствования инвестиционной политики России

 

3.1 Основные направления совершенствования

 

За годы реформ, в достаточно быстрые сроки, был пройден путь от централизованно управляемой экономической системы к принципиально иной по своим основным характеристикам, основанной на рыночных принципах ведения хозяйства.

Проведена широкомасштабная приватизация. В настоящее время, по оценкам, около 75% общего объема ВВП производится в негосударственном секторе экономики. Созданы и функционируют фондовый и валютный рынки, а также финансовые институты, включая банковский сектор. Ликвидирована государственная монополия внешней торговли, активизировалось участие России на мировых рынках товаров, капиталов и услуг.

Экономическая политика Правительства Российской Федерации предусматривает дальнейшее развитие и реализацию глубоких структурных реформ, направленных на развитие принципов свободной, рыночной экономики, формирование конкурентной среды, обеспечивающей необходимый уровень инвестиций для динамичного развития.

Реформирование финансовой и бюджетной системы предусматривает расширение доходной базы бюджета за счет оздоровления экономической среды путем реализации процедуры банкротства неэффективных и убыточных предприятий, которые не в состоянии осуществлять расчеты с поставщиками и кредиторами, создавая цепочку неплатежей и финансовые трудности у конкурентоспособных предприятий.

Принимаются меры к повышению доли денежных расчетов за поставку продукции естественными монополиями и расчетов с бюджетом предприятиями данного сектора экономики.

Реализуется комплекс необходимых условий для снижения рисков в экономике, снижения трансакционных издержек и расширения банковского кредитования реального сектора экономики.

Система мер по снижению налоговой нагрузки, оптимизации ценовой динамики продукции естественных монополий и поддержанию стимулирующей динамики обменного курса позволит существенно улучшить финансовое положение предприятий.

Ведущую роль в экономической политике государства играет бюджетная политика. Ее стратегические ориентиры и приоритеты будут направлены на формирование эффективной бюджетной системы, которую правительство рассматривает в качестве неотъемлемой части процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого общества.

Реформирование бюджетной системы исключит неплатежи со стороны бюджетов всех уровней за поставку продукции для госнужд и задержку расчетов за поставку этой продукции. Тем самым будет ликвидирован пусковой механизм неплатежей в экономике, вызывающий многократный рост взаимной задолженности.

Приоритетными направлениями государственной инвестиционной политики станут комплексное обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому прогрессу прежде всего в сферах высоких технологий. Государство осуществляет разработку принципов, механизмов и форм реализации государственной структурной и инвестиционной политики в Российской Федерации. С участием федеральных органов исполнительной власти разрабатывает адресную федеральную инвестиционную программу, осуществляет на ее основе формирование годовых лимитов государственных инвестиций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Проводимое реформирование налоговой системы будет способствовать устойчивому экономическому росту и стимулировать легализацию экономической активности в стране.

Налоговая реформа, рассчитанная на 4-5 лет, предусматривает достижение эффективного баланса интересов государства и налогоплательщиков и включает в себя, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса), а с другой — большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения. Она предполагает не только облегчение налоговой нагрузки на экономику, что может стать дополнительным импульсом для развития предпринимательской деятельности и расширения платежеспособного спроса населения, но и расширение базы налогообложения.

Экономическая политика правительства направлена на совершенствование деятельности государства как собственника. Прежде всего это усиление гарантий и защиты прав собственности, законодательное подтверждение того, что пересмотр итогов установленной структуры собственности невозможен, невозможна и ее конфискация.

Государство будет последовательно защищать частную собственность путем обеспечения законных прав акционеров, инвесторов, собственников недвижимости и кредиторов. Отношения частной собственности получат распространение на те сферы, где их еще нет, в частности в земельных отношениях.

Информация о работе Инвестиционная политика Российской федерации