Инвестиции в муниципальное здравоохранение Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть тему «Инвестиции в муниципальное здравоохранение Республики Казахстан».
Задачи работы:
- расписать сущность инвестиционной деятельности;
- проанализировать финансирование здравоохранения в РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

1 СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Классификация инвестиций………………………………………………………4
1.2 Государственное регулирование и контроль
за деятельностью системы здравоохранения………………………………………13

2 ИНВЕСТИЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
2.1 Проблемы муниципального здравоохранения ………………………….…..17
2.2 Анализ инвестирования в муниципальное здравоохранение………..………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………....30

Работа содержит 1 файл

Инвестиции в здравоохранение.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Среди изменений, произошедших в последние  годы, в структуре управления муниципального здравоохранения следует отметить восстановление Министерства здравоохранения Республики Казахстан, создание Комитета фармации, фармацевтической и медицинской промышленности и его территориальных подразделений, а также Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора с разделением службы на государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющие контрольно-надзорные функции, и государственные организации, проводящие санитарно-эпидемиологическую экспертизу и лабораторные исследования.

     В настоящее время система здравоохранения  республики, включая все ведомства, представлена сетью из 1054 больничных и 3763 амбулаторно-поликлинических медицинских организаций. Сама система организации оказания медицинской помощи в регионах имеет различия по ряду параметров, таких, как:

  • уровень консолидации функций финансирования и управления;
  • размер ресурсов, выделяемых на финансирование гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в расчете на одного жителя;
  • используемые методы финансирования;
  • структура ПМСП;
  • организационные формы медицинских организаций;
  • система контроля качества медицинской помощи.

     Подобное  состояние дел значительно затрудняет проведение общегосударственной политики в области охраны здоровья граждан  и получение ими государственных  гарантий в равной степени.

     Начиная с 2001 года наблюдается увеличение числа муниципальных больничных организаций, которых в 2009 году насчитывалось 890, а в 2010 году - 1054.

     Показатель  обеспеченности населения койками  составляет 76,8 на 10 тыс. человек населения (общее количество коек - 114782). Это  несколько выше среднеевропейского показателя, который, по данным ВОЗ, составляет 73,3 на 10 тыс. человек населения. Величина данного показателя даже в развитых странах (Германия, Франция, Япония и др.) существенно различается, а высокие показатели в основном объясняются большой долей лиц пожилого возраста, являющихся основными потребителями медицинских услуг.

     Количество  врачей достигло 54,6 тыс. человек, средних  медицинских работников - 115,0 тыс. человек, обеспеченность врачами составляет 36,5, средним медицинским персоналом - 76,9 на 10 000 тыс. человек населения. Несмотря на высокие усредненные показатели обеспеченности населения медицинским персоналом и коечным фондом, система здравоохранения в Казахстане функционирует недостаточно эффективно, особенно на уровне ПМСП.

     В последние годы проводилась работа по восстановлению фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, однако сложившаяся на сегодня  ситуация характеризуется недостаточным  вниманием к развитию и укреплению муниципальных ПМСП, недооценкой реальных возможностей ее первичного звена, финансированием по остаточному принципу и отсталостью в технологическом плане. У медицинских работников муниципальных ПМСП нет экономической мотивации к улучшению результатов труда, снижен их престиж в обществе.

     В настоящее время объекты муниципальных ПМСП не укомплектованы квалифицированными кадрами. Материально-техническая база лечебно-профилактических организаций, особенно сельских, продолжает оставаться в неудовлетворительном состоянии. Анализ показывает, что число фактических посещений в смену амбулаторно-поликлинических организаций ряда регионов превышает нормативные показатели более чем в 1,5 раза.

     Медицинские организации в основном размещены  в приспособленных, не отвечающих санитарно-гигиеническим  требованиям помещениях (на селе - более 70%). Оснащенность современным медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом составляет менее 50%. Только 36% объектов муниципальных ПМСП на селе телефонизированы. Не во всех объектах сельского здравоохранения организована реализация лекарственных средств. По данным паспортизации, проведенной Агентством Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, среди существующих зданий и сооружений в сейсмоопасных регионах республики не соответствуют установленным нормам, подлежат усилению или сносу 447 организаций здравоохранения. Отсутствует эффективная система сервисного обслуживания медицинского оборудования.

     Системного  увеличения затрат на муниципальное ПМСП, исходя из потребностей на осуществление возложенных функций, не производилось, что сказывается на эффективности деятельности данного звена. В настоящее время государственные медицинские организации, включая муниципальные ПМСП, получают инвестирование по трем направлениям - оплата услуг, капитальный ремонт и приобретение медицинского и немедицинского оборудования, а сам подушевой норматив на ПМСП, как правило, увеличивается пропорционально индексу потребительских цен и повышению заработной платы. В нынешнем виде подушевой норматив - это расходы на содержание старой сети ПМСП с учетом произведенной оптимизации. Действующая методика оплаты услуг значительно ограничивает конкурентоспособность частных медицинских организаций, так как они потенциально могут претендовать только на один источник - тариф, что сдерживает развитие данного сектора в системе здравоохранения. С учетом этого необходимо совершенствовать методику формирования тарифов (подушевой норматив, тарификатор, клинико-затратные группы (далее - КЗГ).

     В сложившейся ситуации необходимо изменить отношение к муниципальным ПМСП путем поднятия престижа медицинских работников, оснащения организаций необходимым медицинским оборудованием, внедрения новых технологий профилактики, диагностики, лечения, совершенствования системы бесплатного и льготного лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне, реального наполнения подушевого финансирования.

     До  настоящего времени объем расходов на стационарную помощь в рамках оказания гарантированного объема бесплатной медицинской  помощи на местном уровне в три  раза превышает расходы на муниципальные ПМСП, а сама система оказания медицинской помощи ориентирована преимущественно на стационарное лечение. С 2005 года отмечается неуклонный рост количества коек вследствие необоснованной госпитализации, превышения сроков пребывания. Одной из главных причин стремления граждан к госпитализации является отсутствие лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне, недостаточное качество оказываемых услуг первичного звена. Стационарная помощь пока еще не стандартизирована (за исключением республиканских организаций), система оценки ее качества не совершенна.

     Для улучшения качества стационарной помощи необходимо предпринять комплекс мер, включающий повышение квалификации врачебного и среднего персонала, материально-техническое  перевооружение больничных организаций, конкретизацию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на уровне стационара и стандартизацию медицинских услуг путем внедрения протоколов диагностики и лечения, основанных на принципах доказательной медицины. Для повышения качества оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи жителям отдаленных и труднодоступных населенных пунктов необходимо развивать санитарную авиацию, мобильную и телемедицину.

     Важным  инструментом управления медицинской  помощью является система оценки ее качества, которая формировалась в республике начиная с 1996 года. При введении обязательного медицинского страхования были разработаны инструменты контроля качества медицинской помощи, система штрафных санкций, определены различные параметры оценки медицинской помощи. Впоследствии в силу объективных причин система штрафных санкций, контроль за объемами оказанной медицинской помощи были заменены анализом и оценкой качества медицинских услуг по таким критериям, как определение соответствия оказанных медицинских услуг медицинским стандартам, проведение оценки качества медицинских услуг, изучение мнения пациентов.

     К достигнутым результатам в системе  управления качеством медицинских  услуг можно отнести внедрение  института оценки качества и гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, элементов программного сопровождения экспертизы качества, подготовку методологической основы для разработки критериев оценки качества с учетом международного опыта.

     На  данный момент в системе управления качеством медицинских услуг имеется ряд проблем. Меры административного взыскания, как правило, не мотивируют персонал и руководителей к улучшению профессиональной деятельности, предложения по устранению выявленных дефектов носят лишь рекомендательный характер и зачастую не исполняются, отсутствует связь внутреннего и внешнего контроля управления качеством медицинской помощи. Кроме того, из процедуры экспертизы исключены ведомственные медицинские организации, государственные учреждения, а также организации, не имеющие договоры на государственный закуп медицинских услуг.

     Санитарно-эпидемиологическая ситуация оказывает существенное влияние  на состояние здоровья населения, в  первую очередь на уровень инфекционной, профессиональной и соматической заболеваемости, связанной с воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, включая производственные и бытовые.

     В последние годы в результате улучшения  социально-экономической ситуации и проводимых профилактических, санитарно-гигиенических  и противоэпидемических мероприятий  в республике отмечается снижение инфекционной заболеваемости, в первую очередь кишечными и особо опасными заболеваниями, а также болезнями, управляемыми средствами специфической профилактики. Так, за последние пять лет в группе вакциноуправляемых инфекций произошло снижение заболеваемости корью в 58,2 раза, столбняком - в 5,0 раз, коклюшем - в 4,7 раза, дифтерией - в 3,6 раза. Страна признана ВОЗ территорией, свободной от полиомиелита. В группе кишечных инфекций снизилась заболеваемость брюшным тифом в 3,5 раза, бактериальной дизентерией - в 3,1 раза, сальмонеллезом - в 1,7 раза, острыми кишечными инфекциями и вирусным гепатитом "А" - в 1,6 раза. Особо опасные инфекции регистрируются в единичных случаях. Это стало возможным в результате восстановления нормативной и финансовой базы одного из наиболее эффективных мероприятий по профилактике и снижению инфекционной заболеваемости населения плановой иммунизации.

     В составе службы организована и укрепляется  система подразделений по предупреждению завоза в республику особо опасных  инфекций из зарубежных стран. За последние  годы на основных транспортных магистралях, в местах пересечения государственной  границы создаются санитарно-карантинные пункты.

     В целях профилактики и снижения внутрибольничных инфекций в деятельность лечебно-профилактических организаций поэтапно внедряется международный  опыт - система "инфекционного контроля", которая позволяет сэкономить значительные финансовые ресурсы.

     В республике отмечается тенденция ежегодного уменьшения числа не соответствующих  санитарным требованиям и нормам подконтрольных объектов. Удельный вес  объектов, не отвечающих санитарным требованиям, в том числе водопроводов, снизился с 31,1% в 2008 году до 15,1% в 2009 году, общеобразовательных школ - с 14,2% до 5,9%, детских дошкольных учреждений - с 7,6% до 2,7%, продовольственных рынков - с 42% до 18%, объектов общественного питания - с 22,2% до 10,5%, торговли - с 15,7% до 5,9%.

     Казахстан унаследовал советскую систему  подготовки и переподготовки кадров и в течение последних лет  кардинальных изменений в данной сфере не произошло.

     Концепцией  развития образования в Республике Казахстан до 2015 года предусмотрено  изменение принципиальных подходов к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием и научных кадров.

     В сфере медицинского образования, как  части государственной образовательной  системы, с 2009 года внедрены новые государственные общеобязательные стандарты медицинского и фармацевтического образования, предполагающие преемственность между последовательными уровнями образования. В настоящее время в системе медицинского, фармацевтического образования и науки сформирован квалифицированный научно-педагогический потенциал, предпринимаются меры по созданию эффективно действующей системы профессионального образования и медицинской науки, направленной на удовлетворение долгосрочных стратегических потребностей отрасли здравоохранения, сохранение и улучшение здоровья населения.

     Вместе  с тем существует проблема качества подготовки и переподготовки медицинских  кадров и недостаточного уровня научных  исследований в республике. Одной  из причин этого является несовершенная  нормативная правовая база, регламентирующая условия приема, подготовки и контроля качества в системе медицинского и фармацевтического образования, при разработке которой не учитывалась медицинская специфика, в результате чего к подготовке будущих врачей применяется система общих подходов.

     На  качество подготовки медицинских кадров и уровень научных исследований влияет также материально-техническая база медицинских организаций образования и науки, которая практически не обновляется, что делает эту сферу неконкурентоспособной на международном рынке.

Информация о работе Инвестиции в муниципальное здравоохранение Республики Казахстан