Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - дать определение рынка труда, рассмотреть его специфику и особенности, механизм функционирования, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.

Содержание

Введение.
1. Теоретические основы рынка труда.
1.1 Сущность и теории рынка труда.
1.2 Классификация рынков труда.
1.3 Механизм функционирования рынка труда.
1.4 Специфика рынка труда.
2. Государственное регулирование рынка труда.
2.1 Исторический опыт регулирования рынка труда.
2.2 Предложение труда как объект государственного регулирования.
2.3 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.
2.4 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда.
2.5 Способы регулирования рынка труда.
2.6 Инструменты государственного регулирования.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсоваяДокумент Microsoft Office Word (2).docx

— 48.94 Кб (Скачать)

2.3 Основные задачи  государственного регулирования  на рынке труда

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие  перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения  между спросом и предложением труда, а также его активной и  резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются  эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной  профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что  создает предпосылки для повышения  эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему  разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию  в сфере производства, науки и  техники, организации управления.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного  воздействия на количественные и  качественные аспекты развития и  потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие противоречия, как между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Процесс регулирования  рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а  именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между  спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а  также трудоустройство отдельных  категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение  квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть  динамизм государственного регулирования  на рынке труда, когда каждому  этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует  специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так  и интенсивно. Под экстенсивными  методами подразумеваются занятость  в государственном секторе экономики  и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе  государственного регулирования рынка  труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер. Заключается  в организации общественных работ, в стимулировании создания новых  рабочих мест в негосударственном  секторе, в развитии системы производственного  обучения и переподготовки, в стимулировании или, наоборот, в сдерживании развития производства в тех или иных регионах, в регламентации продолжительности  рабочего дня, недели, месяца, международной  миграции трудовых ресурсов, в организации  сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия  хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, государственные закупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.

Государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать  «точки роста» в экономике, проводить  соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям  рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы. 

2.4 Программа  занятости как механизм реализации  на рынке труда

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

· трудоустройство  незанятого населения и оказание помощи по проф. подготовке (биржи труда);

· стимулирование образования гибкого рынка труда;

· социальная защита от безработицы.

Мировой опыт выработал  два основных типа воздействия на уровень занятости: 1.активный (стимулирование создания новых рабочих мест и  предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости  на предприятиях); 2. пассивный (выплата  пособий безработным).

Большое влияние  на рынок труда оказывают государственные  социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и др.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения  доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и в  других странах, на уровне «прожиточного  минимума».

Значительная  и посреднически - вспомогательная  роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции  поиска и предоставления рабочих  мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные  системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально  быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.

Многие государства  предпринимают следующие действия:

1. Сокращают  законодательно установленную продолжительность  рабочего времени в период  массовой безработицы;

2. Рекомендуют  осуществлять на предприятиях  «разделение рабочих мест» между  тружениками (для увеличения занятости);

3. Досрочно увольняют  на пенсию работников государственного  сектора экономики, которые не  дослужили до пенсии 2-3 года;

4. Создают новые  рабочие места и организуют  общественные работы (в области  инфраструктуры - для постройки высококачественных  дорог и т.п.) особенно для хронически  безработных и молодежи;

5. Сокращают  предложение рабочей силы на  рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.

Видное место  на сегодняшний день в регулировании  занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

Основными направлениями  деятельности бирж труда являются:

1) регистрация  безработных;

2) регистрация  вакантных мест;

3) трудоустройство  безработных и других лиц, желающих  получить работу;

4) изучение конъюнктуры  рынка труда и предоставление  информации о ней;

5) тестирование  лиц, желающих получить работу;

6) профессиональная  ориентация и профессиональная  переподготовка безработных;

7) выплата пособий.

Законодательное регулирование занятости и безработицы  в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке  регистрации безработных граждан  и условий выплаты пособий  по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством  центр занятости, где зарегистрирован  безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности  предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности  предоставления указанным гражданам  подходящей работы из-за отсутствия необходимой  профессиональной квалификации им может  быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме  того, гражданам, ищущим работу, может  быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании  граждан безработными принимается  центром занятости не позже 11 календарных  дней со дня предъявления всех необходимых  документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался  от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается  центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в  зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке  безработными:

1) уволенным  с предприятий по любым поводам,  имевшим до увольнения оплачиваемую  работу не менее 12 календарных  недель на условиях полного  рабочего дня пособие выплачивается  в течение первых трех месяцев  в размере 75% среднего заработка  за последние два месяца работы, в течение следующих четырех  месяцев - 60%, в дальнейшем - 45%, но  во всех случаях не ниже  минимального размера заработной  платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

2) уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

3) гражданам,  ищущим работу впервые, а также  стремящимся возобновить трудовую  деятельность после длительного  (более одного года) перерыва, пособие  по безработице выплачивается  только в размере установленной  законодательством минимальной  заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице  не может превышать двенадцати календарных  месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в  случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости  и безработицы в Российской Федерации  осуществляет Министерство труда и  социального развития России, а также  его органы на местах - центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство  разрабатывает и реализует общую  государственную политику в области  труда, развития трудовых отношений  на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда