Государственное регулирование инвестиционного процесса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.Именно эти положения, роль государства вызывают интерес к теме регулирования инвестиционного процесса в нашей стране в современных, критических условиях.

Содержание

Введение .................................................................................................
1. Инвестиционная среда .......................................................................
1.1. Инвестиционный процесс и его структура ............................
1.2. Инвестиционный климат в России на современном этапе ....
2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
в России ..............................................................................................
2.1. Регулирование инвестиционной деятельности на рынке
ценных бумаг ...........................................................................
2.2. Государственная поддержка инвестиционной
деятельности ...............................................................................
3. Правовое регулирование инвестиций в России ................................
Заключение .............................................................................................
Список использованной литературы .....................................................

Работа содержит 1 файл

Инвестиции.doc

— 68.86 Кб (Скачать)

В соответствии с российскими  правовыми нормами саморегулирующиеся организации могут быть организованны в форме:

• ассоциации;

• профессионального союза;

• профессиональной общественной организации.

В зависимости от видов  участников рынка ценных бумаг классификация  саморегулирующихся организаций может включать в себя;

• организации фондовых бирж;

• организации дилеров-брокеров;

• организации консультантов  по инвестициям;

• организации трансфер-агентов, регистраторов и депозитариев;

• специализированные организации.

С целью защиты интересов участников рынка ценных бумаг свои организации могут создавать эмитенты ценных бумаг, институциональные инвесторы, частные инвесторы.

 

2.2. Государственная поддержка  инвестиционной

деятельности

 

Государство реализует функцию  по формированию в стране благоприятной  инвестиционной среды через активный метод,  связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного  метода, которые обобщенно можно  представить в следующем виде: создание благоприятных условий  для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства в  эффективных и значимых для страны проектах; внедрение принятых в международной  практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких  как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики  посредством налоговых льгот.

Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство  подменять собой частных инвесторов,  но едины в одном – важен  не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько  они дополняют частные инвестиции.

Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной  инвестиционной программой, в которой  отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте  долгосрочного развития. Государственные  инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных  кредитов государственными  финансовыми институтами — это важная составляющая инвестиционной деятельности.

Инструменты воздействия  на частные  инвестиционные решения  условно можно разделить на три  группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся инструменты, которые  создают общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.

Наиболее эффективными среди  микроэкономических инструментов регулирования  инвестиций являются  меры, непосредственно  влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций  обычно осуществляется  из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты  воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования  существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение  из-под налогообложения части  прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного  и непроизводственного назначения.

Специальным инструментом поощрения  частных инвестиций являются государственные  гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным  в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска  государство может эффективно повысить  заинтересованность инвесторов, уровень  инвестиций  и взимать плату, которая  может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным  – гарантии могут превратиться в  реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.

Институциональные инструменты  инвестиционной политики заключаются в создании механизмов координации инвестиционных решений частных компаний между собой и с государственными инвестиционными программами. Существует множество форм институциональных механизмов — от создания картелей в экспортных или переживающих кризис отраслях до политических и неформальных контактов.  Создание финансово-промышленных групп позволяет свести вместе финансовый капитал и реальный сектор. Привлекает инвестиции  и своевременная и качественная информация и консультации между правительством и деловыми кругами.

Иностранные инвестиции регулируются теми же методами, что и частные, но инструменты могут носить специфический  характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестиций используются гарантии правительства, налоговые инструменты — льготы, временные освобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты — например, создание консультативных советов, лицензирование, ограничение или полное закрытие доступа в отдельные сферы деятельности10.

Специфика региональной инвестиционной политики заключается в более  узком круге доступных инструментов регулирования инвестиционной деятельности и в некоторой подчиненности  инвестиционной политике федерального уровня, особенно в сфере законодательного регулирования. Данная специфика определена Конституцией Российской Федерации.

 

3. Правовое регулирование  инвестиций в России

 

Самой распространенной организационно-правовой формой иностранных инвестиций в России являются совместные организации в различных областях сфер экономики. Организации могут рассматриваться в качестве организаций с иностранными инвестициями в том случае, когда физические или юридические инвесторы имеют какую-либо долю участия в денежном выражении в уставном капитале российских юридических лиц, созданных в соответствии с требованиями Федеральных Законов. В зависимости от объема участия иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций различают следующие виды организаций с иностранными инвестициями:

• совместные организации  с долевым участием иностранных инвесторов;

• организации, полностью  принадлежащие иностранным инвесторам.

В Российской Федерации к организациям с иностранными инвестициями могут быть отнесены следующие организационно-правовые формы:

• открытые акционерные общества (ОАО);

• закрытые акционерные общества (ЗАО);

• общества с ограниченной ответственностью (ООО);

• полные товарищества;

• товарищества на вере (коммандитные);

• производственные кооперативы  и другие.

Условия и порядок создания организаций с иностранными инвестициями определяются в Федеральном Законе «Об иностранных инвестициях в РФ», предусматривающей, что такие организации можно создавать в результате их учреждения либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (паев, акций) в ранее организованной российской организации11. В этом Законе также рассмотрены следующие вопросы правового регулирования иностранных инвестиций:

• возможные объекты инвестиций;

• правовой режим инвестиций;

• гарантии от принудительных изъятий;

• компенсация и возмещение убытков инвесторам;

• порядок разрешения споров;

• гарантии перевода платежей в связи с иностранными инвестициями;

• условия хозяйствования инвесторов в свободных экономических зонах.

Иностранные инвестиции на территории Российской Федерации могут вкладываться в следующие объекты:

• вновь создаваемые основные фонды, оборотные средства во всех сферах народного хозяйства;

• ценные бумаги;

• научно-техническую продукцию;

• интеллектуальные ценности;

• имущественные права.

С точки зрения правового режима инвестирования иностранные инвестиции на территории Российской Федерации пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательными актами, настоящим Законом, международными договорами, действующими на территории Российской Федерации. Правовой режим иностранных инвестиций является таким же, как и режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности физических и юридических лиц России.

В соответствии с Законом иностранные инвестиции не должны подлежать национализации, ревизии или конфискации. Такие действия можно осуществить в исключительных случаях, когда эти меры необходимы в общественных интересах. Решение о национализации иностранных инвестиций может принять только Федеральное собрание с предварительным рассмотрением в Государственной Думе. Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду.

Компенсация должна выплачиваться  иностранным инвесторам в сумме, соответствующей реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций. Она должна выплачиваться без задержек и в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции.

Инвестиционные споры  по вопросам выплаты компенсации решаются в Высшем арбитражном суде Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен международными договорами. Споры могут также разрешаться в судах Российской Федерации, либо по договоренности сторон в третейском суде, а в случаях, предусмотренных законодательством,— в органах по рассмотрению хозяйственных споров.

Иностранным инвесторам после  уплаты всех видов налогов и сборов гарантируется перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте. Такие платежи могут быть получены от доходов от инвестиций, в том числе в виде прибыли, дивидендов, процентов; сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств.

Условия хозяйствования иностранных  инвесторов и организаций с иностранными инвестициями определяются соответствующими статьями Закона.

Помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории Российской Федерации законодательством, могут предоставляться следующие дополнительные льготы:

• упрощенный порядок регистрации  организаций с иностранными инвестициями объемом инвестиций до 750 млн. руб.;

• 4 льготный налоговый режим;

• особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товара и др.

Страхование имущества и  рисков организациями с иностранными инвестициями осуществляется ими по своему усмотрению, если иное не предусмотрено девствующим российским законодательством.

• Правовую основу регулирования инвестиционной деятельности в России в настоящее время составляет система законодательных и подзаконных актов, различающихся между собой многими признаками, но тем не менее способствующих регламентации правовых норм.

Вертикальные и горизонтальные взаимоотношения государства и инвесторов по характеру правового регулирования различаются. В настоящее время существуют:

• односторонние административно-правовые распорядительные акты федеральных органов и учреждений;

• гражданско-правовые акты, включающие инвестиционные договоры и  контракты.

В соответствии со сложившейся  мировой практикой одной из самых распространенных форм инвестиционной деятельности юридических и физических лиц считается вложение свободных финансовых средств в ценные бумаги.

Одной из особенностей закона РФ «О рынке ценных бумаг» является появление возможности создания и функционирования саморегулируемых организаций в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Основными признаками саморегулирующейся организации являются:

• добровольное объединение  и членство участников рынка ценных бумаг;

• установление формальных правил ведения бизнеса;

• контроль за соблюдением своими членами принятых правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности.

С целью защиты интересов участников рынка ценных бумаг свои организации могут создавать эмитенты ценных бумаг, институциональные инвесторы, частные инвесторы. Самой распространенной организационно-правовой формой иностранных инвестиций в России являются совместные организации в различных областях сфер экономики.

С точки зрения правового  режима инвестирования иностранные инвестиции на территории Российской Федерации пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательными актами, настоящим Законом, международными договорами, действующими на территории Российской Федерации.

Инвестиционные споры  по вопросам выплаты компенсации решаются в Высшем арбитражном суде Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен международными договорами. Споры могут также разрешаться в судах Российской Федерации, либо по договоренности сторон в третейском суде, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в органах по рассмотрению хозяйственных споров.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционного процесса в РФ