Государственное регулирование инвестиционного процесса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.Именно эти положения, роль государства вызывают интерес к теме регулирования инвестиционного процесса в нашей стране в современных, критических условиях.

Содержание

Введение .................................................................................................
1. Инвестиционная среда .......................................................................
1.1. Инвестиционный процесс и его структура ............................
1.2. Инвестиционный климат в России на современном этапе ....
2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
в России ..............................................................................................
2.1. Регулирование инвестиционной деятельности на рынке
ценных бумаг ...........................................................................
2.2. Государственная поддержка инвестиционной
деятельности ...............................................................................
3. Правовое регулирование инвестиций в России ................................
Заключение .............................................................................................
Список использованной литературы .....................................................

Работа содержит 1 файл

Инвестиции.doc

— 68.86 Кб (Скачать)

Страны Юго-Восточной  Европы и СНГ также поставили  новый рекорд: приток инвестиций в  них достиг 114 миллиардов долларов. Этот показатель в развитых странах в прошлом году уменьшился до 962 миллиардов долларов, т.е. на 29% по сравнению с предыдущим годом. В нынешнем году объемы иностранных инвестиций тоже стали сокращаться, причем уже во всех регионах. По экспорту инвестиций в 2008 году первое место также заняли США, а второе — Франция. Россия же вошла лишь в двадцатку крупнейших инвесторов на мировом рынке4.

 

1.2. Инвестиционный климат  в России на современном этапе

 

До недавнего времени  политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и  «вертикальном» перераспределении  инвестиций. Инвестиционные кризисы  доказали неэффективность такой  системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном  этапе можно отнести:

— снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

— проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

— осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

— формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

— повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств5.

В условиях глобализации экономики  и интернационализации инвестиций  еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования  корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в  отечественных компаниях к международным  стандартам. Не меньшее значение на современном этапе развития российской экономики приобрела региональная инвестиционная политика.

Приведем некоторые данные. Рост реального ВВП в четвертом квартале 2008 г. оценивается на уровне около 1,1% по сравнению с 9,5% за аналогичный период 2007 г. Благодаря устойчивому экономическому росту в течение первых трех кварталов 2008 года (7,7% в среднем), экономический рост в целом за год достиг 5,6%, что, однако, существенно ниже 8,1% в 2007 г. Темпы роста промышленного производства упали до 2,1% в 2008 г. по сравнению с 6,3% годом ранее. В декабре промышленное производство сократилось на 10,3% к декабрю 2007 г.6.

В начале 2009 г. падение промышленного производства продолжилось — на 16% в январе и на 13% в феврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России.

Согласно данным Росстата, рост совокупных инвестиций в основной капитал составил 9,8% в 2008 г. по сравнению  с 21,1% в 2007 г. Большую тревогу вызывает снижение инвестиций в четвертом  квартале 2008 года на 2,3% по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  года, что, в основном, было обусловлено  усиливающимися проблемами с ликвидностью в банковском секторе и, как следствие, кредитным сжатием. В тоже время, рост потребления замедлился с 7.2% в четвертом квартале 2007 г. до 1.9% в четвертом квартале 2008 г. в связи с ростом безработицы и негативным влиянием кризиса на доходы населения.

Инвестиции в основной капитал в России в декабре 2008 года снизились на 2,3% по сравнению  с декабрем 2007 года, сообщил источник в одном из ведомств финансово-экономического блока со ссылкой на данные Росстата. 
В целом за 2008 года инвестиции в основной капитал в России увеличились на 9,1%, однако темпы роста замедлились более чем в 2 раза с 21,1% в 2007 году. Темпы роста инвестиций в основной капитал стали минимальными с 2002 года (тогда увеличение составило 2,8%). С исключением сезонного и календарного факторов, по расчетам Минэкономразвития, максимальное снижение инвестиций в основной капитал в 2008 году было в ноябре (на 8,3%), в декабре спад составил 7,4%. Минэкономразвития в середине января пересмотрело прогноз развития российской экономики в 2009 году. Министерство прогнозирует в 2009 году спад инвестиций на 1,7% против ранее ожидавшегося роста на 1,4%7.

Экономический механизм и регулирование инвестиционных процессов непосредственно означает прямое финансирование из государственного бюджета разрабатываемых программ на уровне краев, областей, отдельных организаций и инновационных проектов. Одно из основных мест в системе государственного регулирования инвестиционных процессов занимает финансирование эффективных инновационных проектов. Финансирование может быть предоставлено государственному и негосударственному сектору на инновационные цели или обеспечение инновационной составляющей многоцелевого характера.

Как показывает мировая практика, опосредованными формами поддержки инвестиционной политики со стороны государства могут быть:

• стратегия активного вмешательства;

• децентрализованное планирование и регулирование;

• смешанное планирование и регулирование.

Стратегия активного вмешательства  государства в области инвестиционной политики заключается в признании  определенных сфер народного хозяйства, приоритетными для повышения их эффективности. Такое вмешательство осуществляется через принятие пакета законодательных актов во внутренней и внешней политике государства. Государство в таком случае берет на себя организационные функции, а также финансирование многих программ и инвестиционных проектов. Активное вмешательство государства осуществляется также через значительные льготы малому бизнесу, высшей школе и коммерческим организациям.

Децентрализованное планирование и регулирование инвестиций осуществляется, как правило, в научной и инновационной среде. Роль государства в этом случае сводится к следующим действиям:

• предлагает научно-технические связи внутри страны и за рубежом с определенными объемами инвестиций;

• выделяются финансовые ресурсы для реализации вновь вводимых инноваций;

• способствует повышению инвестиционной активности всех заинтересованных сторон в целях реализации определенных инвестиционных проектов.

Для такой стратегии характерно применение налоговых льгот и других стимуляторов научной и инвестиционной активности. Данной стратегии придерживается ряд зарубежных стран.

Смешанное планирование и  регулирование применяется в странах, где достаточно большую часть составляет государственный сектор. Государство в этом случае применяет смешанную систему планирования и регулирования инвестиций в целях поддержания высокого экспортного потенциала отдельных отраслей экономики страны.

Основные формы государственного планирования и регулирования взаимодействуют  между собой и оказывают взаимовлияние. Определение и учет взаимосвязей имеет большое значение для эффективного функционирования предприятий с различной формой собственности. Во многих государствах с развитой рыночной экономикой влияние государства на экономику осуществляется в рамках жесткого рыночного законодательства8.

Основными направлениями  создания рыночного законодательства при регулировании инвестиционного процесса в России должны быть:

• изменение налоговой  политики и системы в целом;

• изменение системы ценообразования  продукции или услуг, предназначенных  для использования внутри страны или при ее реализации на экспорт;

• обеспечение государственной  гарантии производителей и потребителей продукции или услуг;

• создание благоприятного климата финансирования из бюджета;

• формирование правовой базы для эффективного обращения ценных бумаг;

• создание нормальных условий  для денежного обращения;

• стимулирование организаций  по использованию прибыли и амортизации в инвестиционных целях.

В условиях рынка нельзя допустить такое положение дел, чтобы государственные инвестиции использовались бесконтрольно и неэффективно. Следует исключить прежнюю практику, когда государственные инвестиционные ресурсы приводили к некоторому росту объемов производства и создавали потенциальные организации-банкроты. В связи с этим уже на прединвестиционной стадии потребители инвестиций должны знать о конечных результатах вкладываемых средств. Вопрос оценки будущей социально-экономической эффективности инвестиционных ресурсов должен тщательно обосновываться при разработке предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО) и далее при технико-экономическом обосновании (ТЭО) инвестиционного проекта в определенной области его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное  регулирование инвестиционной деятельности

в России

2.1. Регулирование инвестиционной  деятельности на рынке

ценных бумаг

 

В соответствии со сложившейся мировой практикой одной из самых распространенных форм инвестиционной деятельности юридических и физических лиц считается вложение свободных финансовых средств в ценные бумаги. Рынок ценных бумаг является предметом деятельности участников гражданских правовых отношений и нуждается в создании особого правового режима в лице государства, гарантирующего незыблемость прав субъектов этого рынка. Особо знаменательным событием в деле создания правовой системы государственного регулирования, установления единых процедур и механизма по выпуску и обращению ценных бумаг явилось принятие и вступление в действие Федерального Закона РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ.

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг может быть сведено к:

• разработке идеологии и законодательных актов для лат развития рынка ценных бумаг;

• регистрации и лицензированию деятельности финансовых институтов;

• созданию информационной базы фондового рынка;

• формированию системы  обеспечения прав инвесторов и владельцев ценных бумаг;

• предотвращению негативного воздействия на фондовый рынок таких видов государственного регулирования, как валютного, налогового, монетарного;

• оптимальному развитию рынка  государственных ценных бумаг.

Структурное построение основных государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг в России, приведен на рис. 2.

 

Рис. 2. Основные государственные органы по регулированию рынка ценных бумаг


 



 

 



 

 

 

Российский рынок ценных бумаг имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Сложность такого положения дел объясняется следующими причинами:

• в настоящее время  в России существует смешанная модель рынка, включающая банковскую и небанковскую модель;

• масштабная приватизация в стране привела к тому, что Правительство РФ в лице Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг активно вмешивается в регулирование рынка ценных бумаг;

• имеет место нестабильность и конкуренция российских властных структур.

Одной из особенностей Закона РФ «О рынке ценных бумаг» является появление возможности создания и функционирования саморегулируемых организаций в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг9. Саморегулируемыми организациями называются добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такие организации вырабатывают общие правила игры, защиты интересов участников игры. Основными признаками саморегулирующейся организации являются:

• добровольное объединение  и членство участников рынка ценных бумаг;

• установление формальных правил ведения бизнеса;

• контроль за соблюдением своими членами принятых правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности.

Одной из форм участия в  торговле на рынке ценных бумаг являются фондовые биржи. Фондовая биржа представляет собой юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства, специализирующееся на торговле ценными бумагами. Характерной особенностью правового статуса фондовой биржи является положение, при котором служащие биржи не могут быть учредителями профессиональных участников на рынке ценных бумаг.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционного процесса в РФ