Государственное регулирование инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

Содержание

Введение
1. Инвестиции и их место в экономической системе.
1.1. Определение инвестиций. Источники финансирования инвестиций
1.2 Инвестиционная ситуация в современной России и необходимость государственного управления инвестиционными процессами
2. Государственное регулирование инвестиций
2.1 Макроэкономические инструменты
2.2 Микроэкономические инструменты.
2.3 Институциональные преобразования в частном секторе экономики.
3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Опыт использования государственных гарантий частных инвестиций показал, что сами по себе они еще не решают проблему создания благоприятного инвестиционного климата. Более того, в широком использовании гарантий содержится много потенциальных ограничителей. Во-первых, государство может гарантировать инвестору защиту его капиталовложений от политического риска (т.е. от изменения налоговой политики, законодательных актов, внешнеторговой политики и т.д.). Такие «суверенные» риски следует отличать от коммерческих рисков, связанных с неожиданным изменением цен, спроса на продукцию и т.д. Эти риски находятся целиком вне сферы влияния государства, и попытки предоставлять защиту инвесторам могут привести к плачевным последствиям: сумма обязательств бюджета перед инвесторами может оказаться столь большой, что не будет никакой возможности реально выплатить оговоренные в гарантийном соглашении суммы, а потому гарантия превратится просто в бумажку. Именно коммерческие риски, как показывает практика, и являются главным ограничителем при принятии решений об инвестициях.

Для аккумулирования и постоянного увеличения средств, выделяемых не только из федерального бюджета, но и вносимых отечественными и иностранными инвесторами, предусматривается создание фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям морового уровня.

 

2.3 Институциональные преобразования в частном секторе экономики.

Другим важным условием выхода экономики России из инвестиционного кризиса выступает формирование рыночной инфраструктуры, адекватной новому типу экономических отношений. Однако в сфере институциональных преобразований, с точки зрения их воздействия на активизацию инвестиционных процессов частнопредпринимательского сектора, деятельность государства отличается непоследовательностью и низкой результативностью.

Так, наиболее значимой инициативой, направленной на создание инвестиционной инфраструктуры, способствующей привлечению финансового капитала в производственный сектор, является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Именно крупный корпоративный бизнес, как известно, может стать базовым сектором отечественной экономики. В развитых странах решающую роль в экономическом развитии играет крупный бизнес, крупные корпорации или ФПГ, которые в значительной мере определяют динамизм накоплений, инвестиций, потребления, структурную перестройку экономики. Выбор приоритетных направлений с технологической модернизацией, оказывают большое влияние на формирование стабильной социальной политики.

По мнению специалистов, чтобы ФПГ стали «локомотивом» инвестиционного процесса, необходимо решение двух задач. Первая - правовое обеспечение гарантий выполнения инвестиционных обязательств, принимаемых банками и иными инвесторами при покупке акций производственных компаний на инвестиционных конкурсах и при любых других формах приобретения акций в собственность, а также управление, где это оговаривается условиями соглашения. Вторая - четкая регламентация объема и условий объединения финансовых ресурсов предприятий, входящих в ФПГ, в зависимости от направлений их использования.

Инвестированию финансовых ресурсов в производство должна способствовать  и политика государства на фондовом рынке.  Сегодня этот рынок еще находится на стадии зарождения. Однако ситуация меняется.

Во-первых, только в течение 1995-1996 гг. произошли серьезные изменения в правовой базе, регулирующей российский фондовый рынок. Так, за этот короткий период приняты:

·   Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации»;

·   Гражданский кодекс Российской Федерации;

·   Федеральные законы, способствующие формированию фундаментальных отношений на фондовом рынке: «Об акционерных обществах»; «О рынке ценных бумаг»; «О налоге на операции с ценными бумагами» и другие.

Во-вторых, акционирование предприятий еще полностью не завершено. Финансовое положение многих акционерных обществ постепенно стабилизируется. По-видимому, в ближайшие годы фондовый рынок России пополнится акциями новых эмитентов, а следовательно, возрастут биржевой и внебиржевой обороты, в которых заинтересованы не только производители и посредники, но и все народное хозяйство.

В-третьих, появление коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний предопределило необходимость анализа фондовых рынков и соответственно породило потребность в специалистах-аналитиках, широко использующих несвойственные отраслевой экономике методы и подходы. Достаточно сказать, что от целей и выбранной стратегии инвестирования зависит объем информации, ее точность и способы обработки. При этом в одних случаях необходимо выбрать основополагающие показатели, чтобы избежать неверных выводов, к примеру, если баланс «приукрашен». В других же — надо провести анализ состояния различных отраслей экономики и, выбрав наиболее интересную с точки зрения приобретения ценных бумаг идею, дополнить его данными маркетинговых исследований, включая информацию о конкурентах, акционерах и т.п.

В-четвертых, любая экономика, и особенно развивающаяся, немыслима без залоговых отношений. Залог, как известно, на протяжении ряда столетий выступает в качестве своеобразной гарантии возврата взятых в долг денег или других материально-вещественных ценностей. И это понятно, поскольку деньги сами по себе доход приносить не могут.  В то же время залог в виде ценных бумаг представляет собой, к сожалению, не вполне стабильный и надежный стоимостной объем, так как входящие в него бумаги меняют цену в процессе рыночных колебаний, обусловленных экономическими и политическими факторами. Вместе с тем от суммы средств, которые инвестор способен выделить под приобретаемые им ценные бумаги, зависят объем операций и, естественно, доходность инвестиций.

В-пятых, несмотря на огромный зарубежный опыт функционирования фондового рынка, любое юридическое или физическое лицо, вкладывая денежные средства в ценные бумаги, стремится получить максимальный доход при минимальном риске. При этом одинаковым доходам может соответствовать различная степень риска и, наоборот, при одном и том же риске доходы могут существенно различаться. В условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации возникает ряд задач, решение которых сводится к поиску минимума ошибок. Причем ответа на вопрос: как, совершая сделки и перераспределяя деньги между различными ценными бумагами, быть в постоянном выигрыше — не знает никто. Поэтому и встает каждый раз задача о минимизации потерь при инвестировании в ценные бумаги.
В-шестых, чтобы эффективно использовать имеющийся зарубежный и отечественный опыт работы на фондовом рынке нужны специально подготовленные кадры, обладающие определенными знаниями[8].

Важным внутренним источником инвестиционных ресурсов может выступить кредитно-банковская система. В последние годы именно она воплощала динамизм российских реформ и внешне благополучные итоги. Но реальная картина развития банковско-кредитной сферы не столь оптимистична. Действительно, длительное время наблюдался быстрый рост числа банковских институтов. Однако большинство из них были и остаются крайне маломощными и неспособными к любой деятельности, кроме игры на разнице процентных ставок (т.е. перепродажи льготных централизованных кредитов) или вложения практически всех имеющихся средств в государственные ценные бумаги. Мощным стимулом для концентрации финансовых средств в производстве должно стать появление специализированных инвестиционных банков, занимающихся только долгосрочными инвестициями.

А также необходимо развитие инвестиционной деятельности страховых компаний. В развитых странах страховщики выступают важнейшими институциональными инвесторами, эффективно осуществляющими размещение средств и управление активами. Объемы аккумуляции капитала через страховую систему сопоставимы с масштабами банковского сектора и различных институтов коллективных инвестиций. Таким образом, страховщики выступают одной из основных движущих сил развития экономики, вкладывая деньги в развитие производства страны. Инвестиции страховых компаний при их правильном осуществлении стабилизируют фондовый рынок страны. В России ситуация принципиально иная. Практика размещения страховых резервов и собственных средств большинства отечественных страховщиков за исключением некоторых крупных компаний лишь отдаленно напоминает инвестиционную политику. Они по-прежнему вкладывают, руководствуясь не принципами надежности, рентабельности и ликвидности, а весьма сомнительными критериями.

Создание особых экономических зон на территории РФ также являются важными шагами в развитии инвестиционной деятельности на территории РФ.  Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Они создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны.

Создание и деятельность особых экономических зон регулируется ФЗ РФ от 22 июля 2005г. «Об особых экономических зонах».

При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории, действует особенные налоговый и таможенный режимы, есть установленные законом гарантии, предоставляемые резидентам особых экономических зон и многие другие особенности, привлекающие инвесторов для ведения деятельности на территории данных образований.

Следующей институциональной единицей инвестиций является создание венчурных фондов. Венчурное инвестирование в развитых странах представляет собой важнейший источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности. Средства венчурных инвесторов вкладываются в основном в уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов. В последующем, после развития и закрепления на рынке технологического предприятия, венчурный фонд продает свой многократно возросший в цене пакет акций (долю) в этом предприятии, обеспечивая тем самым значительную прибыль на вложенный капитал.

Развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования в России в настоящий момент является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики и необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

По оценкам экспертов, в нашей стране есть богатые возможности для реализации венчурных проектов. Прежде всего, венчурных инвесторов интересуют промышленная реструктуризация, новые технологии и малый бизнес. Предполагается, что именно эти секторы экономики станут объектами рисковых инвестиций.

Государство должно содействовать  развитию и повысить эффективность зарождающейся в России венчурной индустрии по следующим направлениям[9]:

1.                       Создание правовой основы деятельности венчурных фондов, а также венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями.

2.                       Развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями.

3.                       Прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения, а также финансовые стимулы для инвесторов, в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях.

4.                       Активизация вторичного фондового рынка с целью обеспечения ликвидности инвестиций в венчурный капитал и для того, чтобы дать возможность проинвестированным предприятиям получать дальнейшее инвестирование.

5.                       Снижение процентных ставок

6.                       Содействие повышению образования в области венчурной деятельности

7.                       Воспитание венчурной культуры среди предпринимателей в малом и среднем бизнесе

8.                       Финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки.

9.                       Поощрение более равномерного распределения активности рискового капитала по регионам

10.                   Разработка мер регулирования и контроля процесса венчурного инвестирования.

Для  финансирования инфраструктурных проектов, поддержки малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта был создан Банк Развития РФ. По замыслу создателей банка, он должен сыграть роль координатора всех новых институтов развития, таких как Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, Российская венчурная компания и инвестиционный фонд. Таким образом, БР сконцентрирует у себя весь ныне разрозненный механизм государственных инвестиций.

Особое значение имеет создание информационной инфраструктуры инвестиционного рынка. Государство может и должно принимать более активное участие в этом процессе, не отдавая его на откуп стихийно заполняющим эту нишу коммерческим консалтинговым и прочим фирмам.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций