Государственное регулирование инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

Содержание

Введение
1. Инвестиции и их место в экономической системе.
1.1. Определение инвестиций. Источники финансирования инвестиций
1.2 Инвестиционная ситуация в современной России и необходимость государственного управления инвестиционными процессами
2. Государственное регулирование инвестиций
2.1 Макроэкономические инструменты
2.2 Микроэкономические инструменты.
2.3 Институциональные преобразования в частном секторе экономики.
3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

·   динамическое наращивание инвестиций в основной капитал;

·   рост общего объема финансовых вложений в  абсолютном выражении, при этом увеличивается доля долгосрочных вложений;

·   неравномерное распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности;

·   возрастание доли привлеченных средств в структуре инвестиций в основной капитал по источниками финансирования в основном за счет средств из федерального бюджета;

·   сохранение в территориальной структуре инвестиций в основной капитал наибольшего удельного веса у Центрального федерального округа.

Главным источником инвестиций в основной капитал остаются собственные средства (около 46% общего объема инвестиций), которые в основном используются на замену изношенной техники и оборудования (около 75%). Банковские кредиты для инвестирования составляют около 10 %. На увеличение объема инвестиций в значительной мере повлиял рост жилищного строительства: в 2007г., по предварительным источникам,  ввод в действие жилых домов за счет всех источников инвестиций увеличится на 10,4%. (см. Приложение 3,4)

Не смотря на то, что согласно опросам, 84% иностранных инвесторов считаю свою деятельность успешной, а 94% ее планируют расширять[3], в 2008 г. ожидается замедление роста инвестиционной активности. В основном это будет обусловлено снижение мировых цен на нефть. Кроме того, возможно уменьшение притока иностранных инвестиций в связи с политической и экономической нестабильностью, вызванной сменой власти.

Распространено мнение, что в России отсутствуют внутренние инвестиционные ресурсы, поэтому необходимо делать ставку на привлечение зарубежных источников инвестирования, создавая при этом необходимые институциональные условия. Но нельзя пренебрегать внутренним инвестиционным потенциалом.

Во-первых, следует иметь в виду финансовые средства, вывезенные в предыдущие годы за рубеж.

Во-вторых, по оценкам это порядка 150-200 млрд. долл., при том, что неконтролируемый ежегодный вывоз капитала составляет порядка 20-25 млрд. долл. средства теневого бизнеса. По самым уверенным оценкам, его оборот составляет порядка 50% ВВП. Из этой сферы не поступает налогов, и она служит главным источником нелегального накопления и вывоза капитала.

В-третьих, инвестиционный резерв составляют валютные накопления населения, порядка 40-60 млрд. долл., сберегаемые вне финансовой системы. Для целей инвестирования возможно принять порядка 10-15 млрд. долл., на основе  обеспечения инвесторам государственных гарантий и сохранения политической стабильности в стране.

В-четвертых, мощным фактором инвестиционного роста может стать экономически обоснованное увеличение денежной массы в обращение, которая искусственно и многократно (в 3-5 раз) занижена.[4]

Таким образом, можно утверждать, что у России есть возможность накопления капитала для развития реального сектора экономики и проведения активной инвестиционной политики. Для этого на первом этапе требуется создать институциональную систему, обеспечивающую направление инвестиционных потоков на внутреннем рынке капитала России. В число необходимых мероприятий должны войти:

·   таможенная, налоговая и правовая защита конкурентоспособных отечественных предприятий;

·   государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий;

·   обеспечение надежности финансово-денежного обращения;

·   создание законодательно-правового механизма гарантий частным инвесторам, как отечественным, так и зарубежным;

·   формирование организационно-правовой системы привлечения  валютных ресурсов населения;

·   формирование современной правовой и информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг и акционерного капитала;

·   развитие системы ипотечного кредитования;

·   включение механизмов возвратного инвестирования производства и сферы социальных услуг с использованием дополнительной денежной эмиссии.[5]

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие  социальной, экономической и культурной сферы.

В ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» закреплены следующие формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

    1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

·   совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

·   установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

·   защиты интересов инвесторов;

·   предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

·   расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

·   создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

·   принятия антимонопольных мер;

·   расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

·   развития финансового лизинга в Российской Федерации;

·   проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

·   создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

·   2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
    разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;   

·   размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд:

·   проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·   защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

·   разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

·   выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
    вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

·       предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.

Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования. 

Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения  государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.

 

2. Государственное регулирование инвестиций

2.1 Макроэкономические инструменты

Налоговая политика.

Государственное регулирование частных капиталовложений в условиях недоинвестирования реального сектора экономики должно быть направлено на обеспечение предпринимателям достаточно высокой нормы прибыли. Главным методом государственного воздействия на норму и массу чистой прибыли частных компаний является налоговая политика. Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, влияющих на развитие промышленности.

Во-первых, воздействуя посредством налогов  на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т.е. на величину потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм, государство влияет на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности, на распределение национального дохода между накоплением и потреблением.

Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также законодательство, государство воздействует на соотношение  между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на скорость воспроизводства основного капитала в промышленности страны, стимулирует инвестиции промышленных фирм в приоритетные, с точки зрения государства, направления, влияет на региональное размещение инвестиций.

Сегодня налоговый пресс для производителей продукции таков, что во многих случаях, после уплаты налогов у них не остается достаточных средств для развития производства. Поэтому совершенствование налоговой системы в стране представляет собой важнейший фактор не только для оживления инвестиционной деятельности предприятий, но и для подъема экономики страны в целом. Установление оптимальной ставки налога остается важнейшей проблемой. Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности фирм, компаний. С этой целью предоставляются различного рода льготы по уплате корпоративного налога, а также налога с прибылей в зависимости от осуществления корпорациями той или иной деятельности.

Наряду с избирательными мерами налогообложения государство широко использует налоговый механизм и в целях воздействия на хозяйственную конъюнктуру в целом. Для преодоления экономического застоя государство по средствам налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса как на потребительские, так и  на инвестиционные товары. При установлении налоговой ставки государство должно соблюдать следующие принципы:

·                         уровень налоговой ставки должен учитываться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его дохода;

·                         необходимо сделать так, чтоб налогообложение доходов имело однократный характер;

·                         налоговые ставки должны строго увязываться с функциями и принципами налогообложения;

·                         они должны периодически пересматриваться с учетом сложившейся экономической ситуации в стране;

·                         налоговые ставки должны стимулировать рост производств, [6]заинтересованность в труде и защищать малоимущие и бедные слои общества.

К инструментам налоговой политики представляется возможным также отнести следующие: прямое снижение ставки налога на прибыль, предоставление налоговых каникул для новых предприятий, отсрочка уплаты налога, скидка с налога в случае приобретения предприятием нового оборудования отечественного производства (так называемая инвестиционная налоговая скидка) и т.д.

В сфере производства высокоэффективной техники и технологий целесообразно создать  систему льгот, которые предприятия должны зарабатывать. Упор целесообразно сделать на увеличение налога от эксплуатации ресурсного потенциала страны, городских земель, недвижимости, предметов роскоши и пр. Кроме того, рост поступлений в бюджеты различных уровней должны обеспечиваться путем «зарабатывания» доходов государственными и муниципальными предприятиями, путем повышения рентабельности производства в реальном секторе экономики вследствие освобождения от налога нормируемой прибыли на капитал (она должна оставаться в распоряжении предприятий).

 

Денежно-кредитная политика.

Важнейшей функцией государства в переходной экономике, наряду с прямым инвестиционным финансированием за счет бюджетных ресурсов, является создание мотивационного механизма привлечения кредитных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе.

Благодаря капитальным вложениям государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов. Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. На федеральном уровне финансируются программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном – региональные объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций