Государственное регулирование инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

Содержание

Введение
1. Инвестиции и их место в экономической системе.
1.1. Определение инвестиций. Источники финансирования инвестиций
1.2 Инвестиционная ситуация в современной России и необходимость государственного управления инвестиционными процессами
2. Государственное регулирование инвестиций
2.1 Макроэкономические инструменты
2.2 Микроэкономические инструменты.
2.3 Институциональные преобразования в частном секторе экономики.
3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов:

·   получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат, т.к. бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность;

·   целевой характер использования финансовых ресурсов[7];

Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняются по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода: для предприятия  - размер увеличения прибыли. В том случае, если реализация инвестиционного проекта не обеспечивает увеличения макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования  такого мероприятия могут выступать  политические, социальные, экологические и другие преимущества.

Бюджетное финансирование может иметь безвозвратный характер, когда главная цель – развитие принципиально новых направлений производственной деятельности, и возвратный характер, т.е финансирование ориентируется на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта.

Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, предоставляются Министерству Финансов РФ в пределах кредитов, выделяемых Центральным Банком РФ в установленном действующим законодательном порядке. Полученные средства Минфин РФ распределяет через коммерческие банки. Перечень банков, уполномоченных осуществлять финансирование государственных централизованных капталовложений за счет средств федерального бюджета, определяется правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики по предоставлению Минфина РФ с учетом мнения ЦБ РФ  и заинтересованных министерств и ведомств.

 

              2.2 Микроэкономические инструменты.

Амортизационная политика.

Для увеличения финансово-инвестиционных возможностей предприятий необходимо, прежде всего, значительно повысить роль собственных источников финансирования (амортизации и прибыли) инвестиционных проектов предприятий.

В условиях кризисной стагнации и высокой инфляции, ограничивающих возможности доступа к кредитным ресурсам, как свидетельствует практика развитых стран, на нераспределенную прибыль и амортизацию корпорации приходится основная нагрузка в финансировании ими своих инвестиционных проектов.

Амортизация основного капитала - это процесс его физического и морального износа, старения.

Амортизация предполагает замену устаревших вещественных элементов основного капитала: машин, оборудования, приборов, транспортных средств, зданий, сооружений - на новые, иначе окажется невозможным простое воспроизводство.

Финансовым отражением старения и износа основного капитала является ежегодное списание части его стоимости в амортизационный фонд, не облагаемый налогами, так как этот фонд создается не из прибылей, а из издержек производства. Этот фонд служит исключительно для того, чтобы поддержать в работоспособном состоянии хозяйственный объект.

Предоставляя компаниям право списывать значительную часть стоимости основного капитала в течение первых лет его службы, государство, таким образом, практически повышает эффективность частных капиталовложений за счет отсрочки уплаты части налогов.

По сути дела, амортизационный отчисления представляют собой скидку с налога на прибыль корпораций. Поэтому, чем большую сумму прибыли фирма может списать на амортизацию, тем меньше налогов она платит и тем самым тем больше средств остается у нее для финансирования инвестиционных проектов.

Соответственно, наиболее выгодным для фирм будет режим ускоренного списания стоимости оборудования, при котором вернуть затраченные на капиталовложения средства удается еще до того, как выведенные мощности выйдут из строя и потребуют замены.

Списание основных средств в амортизационный фонд в сроки более короткие, чем действительный период их эксплуатации, называется ускоренным.

Экономическая суть этого явления заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационных списаний, государственные регулирующие органы определяют часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в; дальнейшем новых капиталовложений. В современных условиях в большинстве развитых и развивающихся стран амортизационные отчисления служат главным источником финансирования капиталовложений.

Освобождаемые от налогов ежегодные отчисления в амортизационный фонд превышают ежегодную степень изнашиваемости и морального старения основных фондов. Денежные суммы, накапливаемые в амортизационном фонде, используются только для капиталовложений.

Таким образом, через механизм ускоренных амортизационных списаний основной капитал воспроизводится в стоимостном отношении быстрее, чем он изнашивается физически и морально. Происходит интенсивное расширенное воспроизводство капитала.

Однако предписания по порядку расчета амортизации сами по себе не могут быть двигателями накопления. Ускоренное амортизационное списание - это одна из форм капитализации прибылей. Такое превращение прибылей в капитал оказывается наиболее быстрым, удобным и дешевым, так как оно не опосредовано ни привлечением средств с рынка свободного капитала, ни выплатой дивидендов акционерам по проданным им акциям, и, самое главное, оно не сопровождается уплатой налогов в бюджет. Современное ускоренное амортизационное списание основного капитала скорее отражает масштабы государственного регулирования воспроизводства с целью освобождения прибылей от налогов при условии их обязательного инвестирования, чем действительный процесс износа оборудования, зданий, сооружений.

Специфическая особенность капиталовложений через механизм ускоренной амортизации состоит в том, что значительная часть капитализируемой прибыли вообще не выступает в виде прибыли; она предстает в виде составной части издержек производства товаров и услуг.

Ускоренная амортизация основного капитала является мощным средством государственного регулирования экономикой, воздействие которой на масштабы и структуру валовых капиталовложений и оно прогнозировать. Поэтому она применяется практически во всех развитых и развивающихся странах и обеспечивает от 2/3 до 3/4 валовых инвестиций.

 

Поддержка малого бизнеса.

К микроэкономическим инструментам следует также отнести и   поддержку государством малого бизнеса.

Значительные усилия государства в создании благоприятного инвестиционного климата должны быть, несомненно, нацелены на поддержку частного (в том числе малого) бизнеса, способного дать весомый импульс повышению деловой и инвестиционной активности в экономике.

Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. У нас же этот показатель значительно ниже.

В числе главных причин, тормозящих развитие предпринимательства, следует, прежде всего, отметить отсутствие системы весомой государственной поддержки малого бизнеса, позволяющей ему успешно конкурировать на рынке с крупными государственными предприятиями, а также дефицит финансовых средств для формирования первоначального капитала, что ограничивает область инвестиционного развития мелких и средних предприятий, преимущественно некапиталоёмкой сферы посредничества.

Реальные источники средств - кредиты - вследствие высокой процентной ставки и нежелания коммерческих банков вкладывать без надёжных гарантий в рисковые проекты оказываются блокированными.

Сбережения населения, обесценившиеся в ходе ценовой либерализации, также по существу не работают в инвестиционном плане. Учитывая высокую социальную значимость малого бизнеса и его способность демпфировать негативные экономические процессы, предстоит развернуть в ближайшее время рыночные механизмы поддержки его инвестиционной активности на основе умеренного государственного регулирования, задействовать элементы протекционизма.

Государство должно стимулировать создание новых малых предприятий путём повышения заинтересованности предпринимателей и населения в инвестировании, а также посредством выделения таких предприятий из крупных на началах демонополизации, разукрупнения и приватизации.

По мнению некоторых специалистов, для решения задач инвестиционной поддержки малого бизнеса и предпринимательства представляется настоятельной реализация комплекса мер, который мог бы включать, в частности, следующее:

1.                       формирование первоначального капитала для развития малого бизнеса на основе льготного кредитования под гарантии государства.

2.                       продажу приватизируемого государственного имущества и производственных ресурсов под осуществление высокоэффективных проектов, обеспечивающих в краткосрочной перспективе не только организацию производства необходимой продукции (услуг), но и создание новых рабочих мест.

3.                       развёртывание сети разнообразных инвестиционных и специальных фондов и банков для финансирования малых предприятий, способных аккумулировать средства из различных источников.

4.                       организацию специальных структур по страхованию кредитов, выдаваемых малым предприятиям.

5.                       всемерное поощрение государством развития (в том числе на совместной с частным капиталом основе) лизинговых фирм, сдающих в аренду малым предприятиям необходимое оборудование и технику.

6.                       налаживание государственной и муниципальной информационной службы изучения конъюнктуры, спроса на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке.

Таким образом, создание государством благоприятных условий для функционирования малого бизнеса является еще одним способом повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционной ситуации в стране.

Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться в те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на увеличение жилищного строительства. Эти так называемые «точки роста» позволяют повысить эффективность инвестиций, создать возрастающий инвестиционный спрос, обновить основной капитал. Тогда срабатывает кумулятивный эффект инвестирования: быстрое увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос; само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит  формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и увеличить потребление населения.

В конечном счете, это будет способствовать  созданию реальных предпосылок для устойчивого экономического роста.

 

Система государственно-коммерческих гарантий.

Специальным инструментом поощрения частных инвестиций (применяемых чаще всего к иностранным инвестициям) является система государственно-коммерческих гарантий. Сдвиги в государственной поддержке инвестиционного процесса с непосредственного финансирования на предоставление гарантий отвечают как интересам государства, так и частного сектора. При этом решаются следующие основные задачи:

- значительно возрастает эффективность использования государственной собственности при одновременном росте финансовых ресурсов, привлекаемых в поддерживаемые правительством инвестиционные проекты;

- ресурсное обеспечение государственных гарантий без изменения формы собственности приносит предпринимательский доход, обеспечивая бюджетные отчисления в результате использования инвестиций;

- возрастает ответственность предпринимателей за возврат вложенных средств.

Страхование инвестиционного процесса при поддержке государства дает дополнительные гарантии инвесторам. Развитие этих процессов предусматривает достижение экономической в денежно-финансовой стабилизации, вовлечение в страхование инвестиций крупных финансовых структур, определение приоритетов в области страхования инвестиций, разработку методологической базы для их страхования. Положительную роль может сыграть использование мирового опыта.

В условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов и уровень инвестиций путем предоставления подобных гарантий, которые могут оказаться эффективным методом привлечения иностранного капитала, который обычно с осторожностью относится к политическому климату в стране. Привлекательной стороной гарантий является плата, если она взимаемая с инвестора, и которая может стать существенным источником поступлений в бюджет. Однако при внешней легкости эти меры, гарантии по существу представляют собой «внебалансовые» обязательства правительства, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут превратиться в реальные притязания на бюджетные средства. Поэтому важно представлять, что и сколько может гарантировать государство и насколько реальны такие гарантии.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций