Государственное регулирование инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Понятие инвестиция произошло от латинского investire - облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора.

Содержание

Глава 1. Пути привлечения иностранного капитала 3

1.1 Основные понятия инвестиционного процесса и иностранных инвестиций 3

1.2 Инвестиционный климат 12

1.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций 14

1.4 Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора 16

Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ 23

2.1 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ 23

2.2 Причины ввоза иностранного капитала 26

2.3 Система правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России 30

Глава 3. Инвестиции в отраслях промышленности России 33

3.1 Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс 33

3.2 Новые месторождения и перспективы участия иностранного капитала 35

Заключение 37

Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 88.07 Кб (Скачать)

Улучшению инвестиционного  климата способствовало бы также  обеспечение доступа иностранных  инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики  и экономики регионов путем совершенствования  системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.

В этой связи актуальной является задача создания федеральной  информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий  доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель такой информационной системы приблизить инвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должна соответствовать  международным стандартам подачи информации, обеспечивающей прозрачность предприятия  и инвестиционного проекта, аналитические  обзоры (общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.

Большое значение имеет  создание благоприятного инвестиционного  климата на уровне регионов. На состоянии  инвестиционного климата в значительной степени сегодня сказывается  регионализация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации  вводятся запреты и ограничения  на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются  региональные пошлины на поставку товаров  из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется  монопольное право на торговлю отдельными товарами.

Совершенствование инвестиционного климата предопределяет необходимость:

     1) улучшения  макроэкономической конъюнктуры  (снижение инфляции, процента за  долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения  предприятий);

     2) развития  системы гарантий, обеспечения прав  инвесторов, защиту их собственности;

     3) развития  организационно-правовых условий,  включающих целевое использование  амортизации, налоговые стимулы  для капитализации прибыли, развитие  вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения;

     4) проведения  реформы налоговой системы в  направлении снижения налогового  бремени на инвесторов и стимулирования  инвестиционной деятельности;

     5) введения  мер для предотвращения утечки  капитала за рубеж и стимулирование  возврата отечественного капитала  в страну.

Активизации инвестиционного  процесса будет способствовать предоставление государством гарантий по возврату части  заемных средств с целью расширения источников финансирования, участие  государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска  с инвестором и другими кредиторами, применение механизма санаций и  банкротства предприятий для  наиболее эффективного использования  накоплений.

Таким образом, в  целом инвестиционной климат российской экономики остается неблагоприятным. В связи с высоким уровнем  конкуренции на мировых рынках капиталов, дефицитом накоплений в российской экономике нужны последующие  меры, направленные на его улучшение. Перечисленные меры, наряду с достижением  в стране экономической и политической стабильности, позволят повысить рейтинг  России и доверие западных инвесторов, снизить риски вложения инвестиций.

2.3 Система правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России

С переходом России к открытой экономике началась интенсивная нормотворческая работа, которая должна обеспечивать правовой режим осуществления в стране иностранных инвестиций. Достаточно полная и комплексная система регулирующих их правовых норм, однако, сформировалась далеко не сразу. Первым основополагающим актом, резко расширившим фронт этих инвестиций в стране, был Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С этого момента российские предприятия и организации получили право самостоятельно привлекать иностранные инвестиции в различных формах, руководствуясь соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и международными соглашениями. Но затем в нормотворческой деятельности в этой сфере наступила некоторая пауза, в течение которой в правовом вакууме было допущено немало ошибок и просчетов со стороны как коммерческих структур, так и государственных органов. Негативные последствия этих ошибок ощущаются и сейчас при возникновении время от времени судебных исков к России, попыток ареста принадлежащего ей имущества и т.д. Более или менее полная правовая база для иностранных инвестиций была создана лишь во второй половине 90-х гг. XX в., с принятием Гражданского, Налогового, Земельногои Таможенного кодексов РФ, Закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ряда других законов.

Инвестиционные контракты  с нерезидентами, как правило, заключаются либо в валюте их стран, либо в международных резервных валютах (доллар, евро, фунт стерлингов и др.), либо с оценкой взаимных обязательств сторон в какой-то из этих валют и в рублях. В связи с этим непосредственное отношение к сфере иностранных инвестиций имеют и законодательные акты, регулирующие обращение валют в российской экономике, в частности Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Большое значение для  регулирования отношений в инвестиционной сфере имело принятие Федерального закона от 29.04.08 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Принятие этого закона сделало «правила игры» для иностранных инвесторов более прозрачными и конкретными.

Некоторые особые формы  иностранных инвестиций, в том  числе освоение с участием иностранного капитала месторождений полезных ископаемых на началах раздела продукции, передача нерезидентами российским коммерческим структурам различного имущества в  лизинг, регламентируются рядом специальных  законодательных актов.

В обеспечение правоприменительной  практики в сфере иностранных  инвестиций на протяжении всего периода  с начала российских экономических  реформ было издано также большое  число подзаконных актов в  виде постановлений Правительства  РФ, Таможенной службы РФ, ряда Министерств  РФ и т.д.

При анализе системы  национальных правовых норм, регулирующих взаимоотношения с нерезидентами, всегда возникают два вопроса: о приоритетности этих норм и об их полноте. На первый из этих вопросов Закон № 160-ФЗ в ст. 10 отвечает, что в случае спора в суде наряду с применением федеральных законов применяются нормы международных договоров Российской Федерации, а сам спор может разрешаться не только в российском суде, но в международном арбитраже. В данном случае нельзя говорить о том, что в случае правовой коллизии, т.е. расхождения национальных норм и международных соглашений, ратифицированных в Российской Федерации, приоритет принадлежит международным соглашениям. Но определенное преимущество нерезидентов, могущих использовать в споре нормы международных договоров, перед российскими предпринимательскими структурами здесь налицо.

Что же касается полноты  этих норм, то, в общем, правовые институты  всегда возникают с некоторым  отставанием от практики. И в этом смысле любая система права отличается некоторой неполнотой. В то же время  анализ показывает, что имеющаяся  на сегодня в России система правовых норм, регулирующих иностранные инвестиции, уже обладает достаточной полнотой и содержит ответ на все принципиальные вопросы, возникающие при их осуществлении. Но, естественно, поскольку непрерывно появляются новые формы осуществления  международной инвестиционной деятельности, сама эта система требует постоянного  развития и совершенствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Инвестиции в отраслях промышленности России

3.1 Иностранные инвестиции  в топливно-энергетический  комплекс

 

Инвестиции (прямые) в реальный сектор российской экономики  вкладывают в основном США (более 60%), а также Нидерланды, Кипр, Германия (доказано, что для Кипра, Люксембурга  и Виргинских островов - это российские "отмытые" деньги). Из накопленных в российской экономике к 2003 году иностранных инвестиций на прямые инвестиции компаний США приходилось 4,22 млрд долл., Кипра - 3,9 млрд, Нидерландов - 2,4 млрд, Великобритании -2,2 млрд, Германии - 1,7 млрд долларов .

Основные вложения по разделу "промышленность" предназначены  отраслям ТЭК. Однако масштабы накопленных  за десять лет инвестиций в ТЭК (25-27 млрд долл.") несоразмерны амбициозным планам его развития.

Общая потребность  в них для ТЭК России - с учётом внутреннего потребления и усиления восточного направления экспорта нефти  и газа - достигает 160 млрд долл. Только для модернизации производственных фондов требуется ежегодно 20-25 млрд. А стоимость инвестиционных проектов, необходимых для сохранения экспортных позиций на рынке Европы, на период до 2015 года оценивается: по газовой промышленности - 35-40 млрд долл., по нефтяной  – 55-60 млрд долл. . Однако иностранный капитал не спешит в российскую экономику.

Разрешение дилеммы "привлечение/ограничение" иностранных  инвестиций зависит от того, в каких  масштабах и по каким направлениям они потребуются для ТЭК и, напротив, какие стратегические ограничения  могут быть приняты в отношении  этих капиталов.

Сейчас не более 22% общего объёма иностранных инвестиций в отрасли ТЭК являются прямыми; что же касается вложений в новые  технологии, то эта доля на порядок  меньше и экспертно оценивается  не более чем в 200-350 млн. долларов США.

Специфика ТЭК в  том, что методы добычи ископаемых консервативны. Технологическая база основного  производства отечественной нефтяной промышленности по технологиям и  оборудованию в принципе соответствует  мировому уровню. В связи с этим отраслям ТЭК существенно меньше, чем наукоёмким отраслям, таким как  электронная промышленность, компьютерная техника, информационное обеспечение  и связь, нужны прямые иностранные инвестиции для получения принципиально новых технологий. Исключение - работы на шельфах, бурение горизонтальных и пологонаправленных скважин, гидроразрыв пластов, программно-аппаратное обеспечение. Новейшие технологии здесь востребованы, хотя ранее (для месторождений Тюмени) это и не было актуальным.

Поскольку получение  иностранных технологий в отраслях ТЭК не считалось первоочередной задачей, постольку и методы международного технического сотрудничества здесь  достаточно жёстки. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе, главной газовой  провинции России, иностранных компаний со 100-процентным собственным капиталом  в добывающем секторе нет. Совместные предприятия присутствуют лишь в  сервисных услугах и очень  мало в геологоразведочных работах.

Однако иностранная  технология и технический менеджмент неотложно необходимы здесь, и особенно при геофизических работах. Известно, что в СССР массово завозилось геофизическое оборудование, за которое  расплачивались сырой нефтью. В 1980-х  годах на такие поставки Западом  было наложено эмбарго; теперь Россия технологически отстала лет на двадцать. Добавились и новейшие, уже экономические  ограничения: геологоразведка сопряжена  с инвестиционным риском из-за принципиально  вероятностного характера результата и имеет длительный цикл реализации. Она чрезвычайно наукоёмка, требует  вложений в теоретические исследования и использует дорогие технологии и оборудование; доход от прямых инвестиций здесь минимален, а поддержание  системного уровня исследований требует  длительных и крупных вложений.

Вследствие всех этих причин геологоразведка и геофизика  в России остались прерогативой государства. Отечественные корпорации не хотят  брать на себя риски без надёжных государственных гарантий того, что  при удаче смогут воспользоваться  плодами изысканий. Наконец, результаты геологических исследований во всём мире являются коммерческой (у нас - государственной) тайной. Здесь-то и  вступают в дело стратегические ограничения, имеющие целью не допустить утечки секретной информации. (Надо сказать, что геологическую информацию воруют даже в эмиратах, где за это положено отсечение головы, так что потери информации неизбежны и в России.) Отрасли же нужны прямые закупки  геофизического и иного сложного оборудования для сервисных работ.

Свободные финансовые ресурсы - "нефтяные деньги" - у  государства имеются, но оно, как  показывает опыт, не всегда эффективный  собственник. У частных российских нефтяных компаний по упомянутым причинам отсутствуют стимулы к долгосрочным инвестициям.

Имея в виду объективную  незаинтересованность российского - в  первую очередь нефтяного - предпринимательства  в долгосрочных малоприбыльных инвестициях, целесообразно создать для выполнения геологических и геофизических  работ мощные государственные (с  частным, в том числе и иностранным  капиталом) компании. Задачу сохранения результатов поисковых исследований можно решать, не выходя за границы  мировых стандартов защиты научно-технических  секретов. В этих же целях - ускоренного  прорыва на новый технологический  уровень - целесообразно провести коммерческую (под патронатом государства) программу  обучения молодых российских специалистов в ведущих университетах Запада по широкому кругу геофизических  специальностей.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций