Государственное регулирование инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Понятие инвестиция произошло от латинского investire - облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора.

Содержание

Глава 1. Пути привлечения иностранного капитала 3

1.1 Основные понятия инвестиционного процесса и иностранных инвестиций 3

1.2 Инвестиционный климат 12

1.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций 14

1.4 Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора 16

Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ 23

2.1 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ 23

2.2 Причины ввоза иностранного капитала 26

2.3 Система правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России 30

Глава 3. Инвестиции в отраслях промышленности России 33

3.1 Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс 33

3.2 Новые месторождения и перспективы участия иностранного капитала 35

Заключение 37

Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 88.07 Кб (Скачать)

В целом можно  сделать вывод, что многие страны, в том числе развивающиеся  государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:

  • право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;
  • право беспрепятственно распоряжаться прибылью;
  • право на репатриацию прибыли — вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;
  • право на достаточную компенсацию — справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;
  • недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;
  • включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок;
  • возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.

Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ

2.1 Необходимость привлечения  иностранных инвестиций  в экономику РФ

 

В Российской Федерации  инвестиции могут осуществляться  путем создания предприятий с  долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий):

  • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
  • приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов,  зданий, сооружений, долей участий в предприятиях,  акций, облигаций и других ценных бумаг;
  • приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
  • предоставления займов,  кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
 

Проблема состоит  в стимулировании эффективного притока  иностранного капитала. В этой связи  встает два вопроса: во-первых, в  какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли  и в каких формах следует в  первую очередь его привлекать. Иностранный  капитал может  привлекаться  в  форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.

Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если  иностранный инвестор владеет не менее чем 10% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий.  Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на  мировой рынок.

Портфельными  инвестициями  принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

Существуют и  реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Инвестиции, не подпадающие  под определение прямых и портфельных, указываются как прочие - торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации (кредиты международных финансовых организаций и т. п.), банковские вклады. В теории и государственной статистике выделяют инвестиции в основной капитал (в основные фонды) и финансовые инвестиции (инвестиции в ценные бумаги и уставный капитал).

Политика Правительства  РФ направлена ныне на привлечение иностранных инвестиций в экономику России.

Необходимость привлечения  иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами:

  1. 3а годы экономических (рыночных) реформ промышленное производство в Российской Федерации значительно сократилось. Продолжительное время наблюдается упадок. В 2005 году промышленное производство сократилось и составило 66%  того объема, который был до реформ  (в 1990 г.), а легкая промышленность (выпускающая товары для народа) - лишь I5% производства от того уровня, который был до реформ. Сокращение промышленного производства произошло почти по всем отраслям экономики России.
  2. С помощью иностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленного производства в стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночных реформ.
  3. Одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности.
  4. Основные фонды отраслей промышленности России по состоянию на начало 2003 года оказались изношенными на 44%, при этом происходит снижение коэффициента обновления.1
 

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:

       1) ускорения технического и экономического прогресса;

   2) обновления  и модернизации производственного  аппарата;

   3) овладения  передовыми методами организации  производства;

   4) подготовки  кадров, отвечающих требованиям  рыночной экономики.

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Энрют и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд. долл., для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.

По оценкам некоторых  российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала - где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.

Политическая и  экономическая нестабильность, разгул преступности и другие «приметы»  переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира. 
 
 
 
 
 

2.2 Причины ввоза  иностранного капитала

 

Для активизации  притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного  климата. Критерием привлекательности  национальной экономики для иностранных  инвесторов является уровень риска  предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие  факторы: политическая стабильность, емкость  и спрос внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового  регулирования деятельности иностранных  инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов  хозяйственной деятельности.

Позитивными причинами, способствующими привлечению иностранных  инвестиций в экономику России, являются:

     • масштабы рынка, насчитывающего почти 150 млн. потенциальных  потребителей; наличие относительно высококвалифицированной и дешевой  рабочей силы;

     • начавшийся экономический рост;

     • сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;

     • осуществление  налоговой реформы, предусматривающей  снижение налогов с юридических  и физических лиц;

     • дальнейшая либерализация экономики в связи  с вступлением в международные  экономические и финансовые организации.

Так, налоговая система  Российской Федерации содержит меры, направленные на обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности. В частности, налоговым законодательством  установлены сроки вступления в  силу федеральных законов, актов  законодательства о налогах и  сборах субъектов Российской Федерации  и актов представительных органов  местной власти, что исключило  их вступление в силу задним числом.

Кроме того, Налоговым  кодексом (часть первая), определено, что акты законодательства о налогах  и сборах, устанавливающие новые  налоги или сборы, повышающие налоговые  ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты законодательства, смягчающие его, обратную силу имеют.

С целью повышения  уровня стабильности инвестиционного  процесса также установлено: ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев; единовременное изменение ставок ввозимых таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов или эквивалентного абсолютного значения; национальная система преференций пересматривается не чаще, чем один раз в год, а  изменения вступают в силу не ранее, чем через 90 дней после их официального опубликования. Несмотря на некоторые  позитивные шаги, в целом инвестиционный климат остается неблагоприятным, что  предопределяется следующими факторами. Прежде всего, имеет место значительный внешний и внутренний долг, который ограничивает участие государства в инвестиционном процессе.

Недостаточное участие  государства в инвестиционном процессе в итоге не стимулирует иностранного инвестора в финансировании развития реального сектора экономики.

Низкий кредитный  рейтинг, высокие инвестиционные риски  также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление  заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и  привлечение иностранных инвестиций.

Кроме того, неблагоприятное  состояние инвестиционного климата  предопределяется: значительными, размерами  неплатежей, высоким удельным весом  кредиторской задолженности предприятий  по отношению к объему произведенной  продукции; значительным по объемам  вывозом отечественного капитала, существенно  превышающим приток прямых иностранных  инвестиций; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.

Высокие инвестиционные риски и низкая норма рентабельности большинства предприятий реального  сектора экономики делают его  недостаточно привлекательным для  иностранных инвесторов. Ставка рефинансирования (25%) несопоставима с уровнем рентабельности большинства предприятий реального  сектора экономики.

Состояние инвестиционного  климата усугубляется низкими темпами  реструктуризации банковской системы, недостаточным объемом собственных  капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства  выживших после финансового кризиса  банков.

В инвестиционном процессе практически не задействована банковская система. Банки не решаются идти на высокие инвестиционные риски, в  том числе при покупке имущества  лизинговыми компаниями. Затраты  на его покупку лизингодателями  в январе-июне составили 396 млн. руб., а их доля в объеме инвестиций - всего 0,1%.

Улучшению инвестиционного  климата будет способствовать создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных  гарантий. Такое структурное подразделение  может быть создано в составе  Российского банка развития. Банк развития, контрольный пакет акций  которого будет принадлежать государству, является специализированной финансовой структурой, предназначенный аккумулировать средства внутренних и внешних источников для развития реального сектора  экономики.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата  целесообразно осуществить меры по стимулированию иностранных инвесторов. Первоочередными среди них являются:

     - отмена  действующего ограничения (50%) по  налогообложению реинвестируемой  прибыли. Реализацию этой льготы  следовало бы осуществлять путем  предоставления инвестиционного  налогового кредита на платной,  возвратной и конкурсной основе  части прибыли, освобождаемой  от налогообложения;

     - введение  «налоговых каникул» на срок 3-5 лет в отношении предприятий,  внедряющих принципиально новые  технологии, машины и оборудование  для их технического оснащения;

     - освобождение  от НДС, уплаты таможенных платежей  импортируемого не конкурирующего  технологического оборудования  для внедрения новых технологий;

     - введение  для целей налогообложения предприятий,  осуществляющих технологическую  модернизацию производства, повышенного  коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций