Государственное регулирование иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I. теоретические основы иностранных инвестиций…………...…….4-6
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций……………………………….4
II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В РОССИТ.
.........7-14
2.1 Законы и иные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений………………………………...7
2.2 Организация государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в России…9
2.3 Прямое и особое государственное регулирование инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..12
III. Направления современного государственного регулирования инвестиций…………………………………………………………………14-20
3.1 Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе..14
3.2 Порядке иностранных инвестиций в предприятия, имеющие стратегического значение………………………………………………………15
3.3 Иностранные инвестиции 2000-2008гг........................................................17
Заключение……………………………………………………………………....21
Список используемой литературы……………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Гос регул ин ин.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

3.3 Иностранные инвестиции в 2000-2008 ГГ.     

В этот период увеличение иностранных инвестиций в Россию происходило в основном за счет привлечения кредитов. Темп прироста прямых инвестиций был также достаточно высоким, но в абсолютном выражении объем прямых иностранных инвестиций оставался незначительным. Поступление иностранных инвестиций в Россию увеличилось более чем в 5 раз - с 10, 9 млрд до 53 млрд долл. Рост иностранных инвестиций происходил в отраслях сырьевой направленности (топливно-энергетической, лесопромышленной, горно-рудной), а также в торговле и общественном питании.

2006г. 
    По данным ЦБ РФ, иностранные инвестиции в экономику России в 2006 г. увеличились на 70,3 млрд долл., в 2005 г. рост составил 53,2 млрд долл. Прямые инвестиции поступили в страну на сумму 28,7 млрд долл., портфельные - на 11,4 млрд, возвратные инвестиции - на 30,4 млрд долл. В прошлом году доля иностранного капитала в банковских активах увеличилась практически в 1,5 раза - до 15,9% против 11,15% годом ранее. 
    По данным Росстата, в 2006 г. приток иностранных инвестиций в Россию составил 55,1 млрд долл. - это на 2,7% больше, чем в 2005 г.; иностранные инвестиции увеличились на 32,4%. 
    При этом рост доли прямых инвестиций составил всего 3%, в то время как доля портфельных выросла вдвое, что объясняется прошедшим в прошлом году IPO Роснефти.  
    Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале был у инвестиций, осуществляемых на возвратной основе (в том числе кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты), - 49,1% (на конец 2005 г. 53,8%). Доля прямых инвестиций составила 47,5% (44,5%), портфельных - 3,4% (1,7%).     

Iкв.2007г.  
    По данным Росстата, в I кв. 2007 г. иностранные инвестиции поступили на сумму 24,6 млрд долл, что в 2,8 раза больше их притока в аналогичном периоде прошлого года. Прямые инвестиции в I кв. поступили в страну на сумму 9,8 млрд долл., что в 2,5 раза больше по сравнению с I кв. 2006 г. В общей структуре притока иностранных инвестиций в Россию за первые 3 мес. года прочие инвестиции составили 59,6%, прямые инвестиции - 39,6% и портфельные инвестиции - 0,8%. Общая сумма накопленных инвестиций в экономике России на конец марта 2007 г. равнялась 151 млрд долл. (на 33,1% больше по сравнению с суммой на конец марта 2006 г.), из них 73 млрд долл. (48,2%) - прямые инвестиции, 2 млрд долл. (1,8%) - портфельные и 75 млрд долл. (50%) - возвратные. 
    Накопленные иностранные инвестиции в РФ на конец I кв. 2007 г. по видам экономической деятельности распределялись следующим образом. На обрабатывающие производства приходилось 43,8 млрд долл., на добычу полезных ископаемых - 37,5 млрд долл., на сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонт транспортных средств и бытовой техники - 37,3 млрд долл., операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг - 11,5 млрд долл., транспорт и связь - 11,3 млрд долл., финансовую деятельность - 5,5 млрд долл., строительство - 1,3 млрд долл.  
    В страновой структуре иностранных инвестиций преобладают оффшоры. За первые 3 мес. 2007 г. из Кипра в Россию поступило 2,8 млрд долл., из Нидерландов - 7,7 млрд долл., из Люксембурга - 4 млрд долл. 
    В соответствии с платежным балансом ЦБ РФ в I кв. 2007 г. в Россию было направлено 7,8 млрд долл. прямых инвестиций, 1,6 млрд долл. портфельных инвестиций и 24 млрд долл. в виде ссуд и займов. Расхождение с данными Росстата объясняется различием методологий подсчета, которые используют Центробанк и Росстат в оценке притока иностранных инвестиций.  
    По данным этих ведомств, рост притока капитала происходит в основном за счет кредитов. Кредиты становятся более выгодными в условиях укрепляющегося рубля.    

Первая  половина 2007 г. 
    По данным ЦБ РФ, иностранные инвестиции в первой половине 2007 г. составили 67,1 млрд долл. - это немного ниже прогнозирующихся на весь год 70 млрд долл. За аналогичный период прошлого года приток составил всего 14 млрд долл. Глава Центробанка Сергей Игнатьев назвал причинами такого большого притока денег из-за рубежа в первом полугодии публичное размещение акций ВТБ и Сбербанка и реализацию активов ЮКОСа, а также ожидания укрепления рубля. Обращают на себя внимание опережающий (на 38,8% к первому полугодию 2006 г.) рост импорта и относительно медленный рост экспорта (8,3%). В I кв. доходы к выплате составили 8,6 млрд долл., во II кв. 2007 г. - 15,4 млрд долл. Рост данной статьи объясняется увеличением внешнего долга компаний и банков. Только за первые 3 мес. 2007 г. внешний долг вырос почти на 30 млрд долл. - до 339,3 млрд долл. Государственная часть составляет 44,3 млрд долл., остальное - долги частных и государственных компаний и банков. 
    Согласно рассчитываемой ЦБ РФ международной инвестиционной позиции РФ, накопленные прямые инвестиции в Россию на начало 2007 г. составляли 271,6 млрд долл. Как считают в ЦБ РФ, текущий счет России станет отрицательным в 2009-2010 гг. из-за выплаты процентов по кредитам. По прогнозу Центробанка, чистый приток иностранных инвестиций во втором полугодии 2007 г. приблизится к нулю, а в 2008-2010 гг. будет меньше, чем в 2007 г. (45 млрд долл. в год). На объем притока повлияют и сдерживающие меры Центробанка, который с 1 июля повысил норматив резервирования при осуществлении банками зарубежных займов с 3,5 до 4,5%.  
    У правительства другая оценка притока капитала - 90 млрд долл., о чем заявил вице-премьер правительства Сергей Нарышкин. Общий приток увеличат прямые инвестиции, объем которых, по прогнозам монетарных властей, возрастет до 30 млрд долл. (по итогам прошлого года рост составил 29 млрд долл.).    

2007г. 
    Иностранные инвестиции пойдут в финансовый сектор (банки, страховые компании, инвестиционные компании), телекоммуникации. По словам первого зампреда ЦБ РФ Алексея Улюкаева, с начала года доля зарубежного капитала в банковской системе России увеличилась на 2% - до 18%. Рост был связан с размещением акций Внешторгбанка и Сбербанка. Доля иностранного капитала ВТБ после проведения IPO составила около 12%, а Сбербанка - более 21%.  
    Темп роста прямых иностранных инвестиций в этом году может замедлиться в 3 раза. Такой прогноз сделали несколько экспертов ведущих аналитических агентств мира на заседании комитета РСПП по инвестиционной политике. Однако в 2006 г. сработали скорее псевдоиностранные инвестиции, т. е. российские деньги, выведенные из оффшоров. Одним из основных факторов такого большого притока капитала в страну явилась отмена в середине прошлого года ограничений, связанных с его движением. До этого высказывались опасения, что либерализация может привести к значительному оттоку денег из страны. Но этого не произошло. Напротив, инвесторы стали более активно инвестировать свободные денежные средства.  
    Директор департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин заявляет, что в 2007 г. поддержать приток капитала в страну на уровне 2006 г. будет сложно. По его словам, отчасти это связано с тем, что, по прогнозам, рубль будет укрепляться более медленными темпами, чем в прошлом году.     

Пока  еще иностранные инвестиции незначительны  по объему и не играют важной роли в  современной российской экономике. Однако по мере улучшения инвестиционного  климата ситуация изменится и  иностранные инвестиции смогут стать  действенным инструментом реализации процессов реструктуризации и инновации рыночной экономики России.

    2008г.1

     По  состоянию на конец  2008г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 251,3 млрд.долларов США, что на 27,0% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 50,7% (на конец 2007г. - 53,5%), доля прямых составила 46,9% (44,4%), портфельных - 2,4% (2,1%).

     Основные  страны-инвесторы в 2008г. - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 78,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 81,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

     В 2008г. в экономику России поступило 75,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 13,8% меньше, чем в 2007 года. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2008г. 48,1 млрд.долларов, или на 20,7% больше. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2008г. составил 52,7 млрд.долларов. В 2008г. из России за рубеж направлено 91,3 млрд.долларов иностранных инвестиций, или на 68,6% больше, чем в 2007года. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 81,5 млрд.долларов, или на 96,9% больше, чем 2007 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В современных условиях инвестиции становятся важнейшим стратегическим ресурсом развития промышленного производства, что обуславливается их особой ролью в экономике и противоречиями, складывающимися между необходимостью развития промышленного комплекса и существующими условиями и возможностями привлечения инвестиционных ресурсов для этих целей.

     В настоящее время в России происходит отток иностранных инвестиций. В абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Последние федеральные законодательные акты зачастую направлены на ограничение иностранных инвестиций, что, впрочем можно расценивать как протекционистские меры для отечественных инвесторов.

     Сложность работы в российских условиях вынуждает  иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся  на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.

     Слабое  развитие иностранных инвестиций порождает  низкую конкурентоспособность российского  производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства.

     Безусловно  мировой экономический кризис также  негативно сказывается на уровне иностранных инвестиций в РФ. Замедление темпов роста российской экономики  портят инвестиционный климат.

     Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – это самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны.

     Рассмотрев  проблему привлечения иностранных инвестиций в экономику России, можно сделать следующие выводы:

     1. Привлечение в широких масштабах  национальных и иностранных инвестиций  в российскую экономику преследует  долговременные стратегические  цели создания в России цивилизованного,  социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения.

     2. Иностранный капитал может привнести  в Россию достижения научно-технического  прогресса и передовой управленческий  опыт. Поэтому включение России  в мировое хозяйство и привлечение  иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

     3. В сложных условиях мирового экономического кризиса нужно сделать всё возможное чтобы не допустить масштабной экономической рецессии и разумно распорядиться всем имеющимся в стране капиталом, включая иностранный. Рациональное применение капитала в его вложении в сельское хозяйство, наукоёмкое производство и восстановление инфраструктуры в стране. В связи с этим необходимо создать следующие меры:

  • Законодательно создать выгодные и благоприятные условия иностранным инвесторам, для вложения их капитала в наукоёмкое производство и сельское хозяйство (уменьшить ограничение на иностранный капитал в эти сфера);
  • Поощрять региональные и муниципальные власти в их попытках привлечения иностранного капитала в экономику регионов и муниципальных образований (использовать механизм государственных дотаций и субсидий);
  • В условиях высокого валютно-финансового риска вкладывать свободные государственные средства в наукоёмкое производство, в реконструкцию наиболее устаревших объектов ЖКХ, развитие инфраструктуры (развитие инфраструктуры может снизить различные производственные издержки предприятий в будущем и значительно повлияет на улучшение инвестиционного климата в отдельных регионах страны).

     4. Можно говорить о формировании новой тенденции в структуре основных государств, инвестирующих капитал в Россию. Новая группа лидеров включает в себя одну высокоразвитую страну (Великобритания), одну развитую (Нидерланды) и два государства, предоставляющие инвесторам льготные условия налогообложения (Люксембург и Кипр).

     5. Анализ показал, что остро стоит  проблема отраслевого «перекоса»  привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время иностранные  инвесторы в России ориентируются  на вложения в отрасли, обеспечивающие  гарантированный экспорт или быстрый оборот вложенных средств (нефтедобыча, добыча других природных ресурсов, торговля и общественное питание, пищевая промышленность). Зарубежные инвестиции не идут в те отрасли, которые наиболее нуждаются в них, и являются приоритетными для развития экономики России (сельское хозяйство, машиностроение, производственная инфраструктура). Очевиден существенный пробел в современной инвестиционной политике Российской Федерации, выражающейся в отсутствии четких приоритетов в вопросах привлечения и стимулирования капиталовложений в высокотехнологические отрасли, которые сегодня являются главной движущей силой мировой экономики.

     Традиционно около трети всех капиталов приходило  из стран и территорий с оффшорными режимами. Проблемой остается региональный дисбаланс инвестиций, что связано со значительной дифференциацией регионов по уровню инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Иностранный инвестор присутствует в тех регионах страны, в которых сосредоточены отечественные финансовые ресурсы (г. Москва – лидер по привлеченным инвестициям, г. Санкт-Петербург), которые обладают значительными запасами сырья (Тюменская, Сахалинская области, Красноярский край), имеют развитую инфраструктуру и сравнительно высокую платежеспособность населения (Свердловская, Челябинская, Омская области).

Информация о работе Государственное регулирование иностранных инвестиций