Бизнес-план инвестиционного проекта, его основные разделы и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Бизнес – план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможные прибыли, основных финансово – экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес – план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно – правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика бизнес-плана
Сущность планирования
Понятие, задачи и основные требования к бизнес-плану.
2. Виды бизнес-планов
3. Основные разделы бизнес-плана, их содержание и анализ.
3.1 Финансовый раздел бизнес-плана и его основные показателя
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инвестиции.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

     Для подготовки внутреннего бизнес –  плана следует использовать современные  программные средства:

  • «план»,
  • «аналитик »,
  • «project expert ». При этом, на мой взгляд, данная программа наиболее подходит для российских условий (позволяет учитывать инфляцию, изменение ставок налогообложения и введение новых налогов), и др.

     По  данному типу бизнес – планов существуют определенные международные стандарты. Объем бизнес – плана не должен превышать 25 страниц текста. Это объективное требование принято во многих странах мира.

     Бизнес  план для получения  кредитов с целью  пополнения оборотных  средств. Несмотря на возможное наличие особых требований к структуре и содержанию бизнес плана, существует целый ряд общих рекомендаций.

     Подготавливая бизнес – план, необходимо максимально  сократить использование информации, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования, проекта. Практика показывает, что отсутствие осторожности иногда приводит к краже коммерческих тайн, технологических секретов, коммерческих сделок. В то же время следует заметить, что информация должна быть сбалансированной. По мере «продвижения » бизнес – плана к реальному кредитору необходимо расширить диапазон представления иной информации, при этом все же соблюдая принцип коммерческой тайны.

     Стратегически важно в бизнес – плане учесть интересы конкретных инвесторов. Однако необходимо иметь в виду, что главные  интересы кредитора – обеспечить возвратность кредита и своевременную  уплату процентов за пользование кредитом. Необходимо помнить, что любой кредитор руководствуется принципами коммерческой выгоды. Очень часто субъекты хозяйствования, чтобы убедить кредитора в выгодности бизнес – плана, показывают сверхрентабельность проекта. Такой подход может привести к изменению условий предоставления кредита не в пользу субъекта хозяйствования, поэтому не стоит показывать очень высокую прибыль. Лучше сосредоточиться на обеспечении выполнения условий кредитного договора.

     Бизнес  – план также имеет свои стандарты. Главным критерием является его объем. По международным стандартам он не должен превышать 75 страниц. Ряд международных организаций используют определенную структуру. Безусловно, она носит лишь рекомендательный характер. Главное, чтобы содержание раскрывало все важнейшие аспекты, характеризующие высокую эффективность и надежность проекта.

     В настоящее время в России инвестиционная деятельность недостаточно активна. Но уже сегодня инвесторы принципиально  отвергают рассмотрение громоздких, превышающих нормативы бизнес – планов.

     Важно помнить об экономическом механизме  возврата кредита. Инвестиционный кредит предусматривает совершенствование  и изменение технологии либо ввод новых основных фондов. Все это  связано с такой экономической  категорией, как капитальные вложения. Сегодня проблемы учета капитальных вложений отошли на второй план, но это временное явление, вязанное со спадом в освоении капитальных вложений на производстве. В связи с тем, что инвестиционный кредит используется для освоения капитальных вложений. Возврат кредита осуществляется за счет полученной чистой прибыли.

     Инвестиционный  бизнес – план должен предусматривать строительство (освоение капитальных вложений), производство, реализацию продукции. Объем реализованной продукции должен дать такую массу чистой прибыли, которая обеспечивает возврат кредита.

     Бизнес  – план финансового  оздоровления (санации). Данный тип бизнес – плана имеет особый статус. Во-первых, данный бизнес – план заполняется фирмой, находящейся в состоянии неплатежеспособности. Он предполагает финансовое оздоровление фирмы, ее санацию. План должен пройти достаточно сложный период согласования и утверждения. Порядок согласования, структура бизнес – плана и методика его составления утверждены Федеральным управлением по делам несостоятельности (банкротстве) фирм.

     План  финансового оздоровления направлен  на восстановление платежеспособности и поддержку эффективной деятельности фирмы с учетом предоставления государственной  финансовой поддержки для проведения санационных мероприятий. Составляется на срок не более 18 месяцев.

     В зависимости от рыночной ситуации и  цели составления бизнес – планы  могут быть различны. Вследствие этого  бизнес – планы по объектам бизнеса  можно классифицировать в соответствии со схемой.

 

      

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Схема 1.

     Бизнес  – планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения. 

 

     

     3. Основные разделы бизнес-плана, их содержание и анализ. 

     Необходимо  отметить, что различные экономисты выделяют несколько разные структуры бизнес – планов, однако все они имеют приблизительно одинаковое строение.

     Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся.

     Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять свое время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: "Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?" и "Каков риск потери ими денег?" Для ответа на эти вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому их них фирма устанавливает цели, к которым стремиться фирма. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновения на рынки и вытеснение старых товаров.

     Каждая  цель должна иметь стратегию своего достижения, а на основе стратегии  разрабатывается перечень определенных мероприятий с их сроком выполнения и конкретными исполнителями, ответственными за проведение этих мероприятий.

     Последняя страница резюме должна быть посвящена  финансовым результатам, которые ожидаются  от проекта в будущем. Надо отметить, что резюме составляется после составления  бизнес-плана.

     По  сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес – плана.

     В резюме должны быть отражены следующие  основные моменты:

  • возможности для бизнеса;
  • привлекательность бизнеса;
  • важность для предприятия и региона;
  • необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные);
  • срок окупаемости проекта;
  • возможный срок возврата заемных средств;
  • условия инвестирования;
  • ожидаемая прибыль и ее распределение

     и т.д.

     Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого  бизнеса (как правило, получение прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес – плана.

     Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце  написания бизнес – плана, однако находится в начале.

     В разделе, описывающем ситуацию в настоящее время и дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты:

  • главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес – плану;
  • главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;

     состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться и пр.

     Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии – дата основания и регистрации, организационно – правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п., контактные телефоны руководства фирмы, краткое описание сферы, в которой уже действует фирма, или в которую она собирается войти.

     В разделе, характеризующем объект бизнеса (виды товаров или услуг), необходимо отметить направленность бизнес – плана (продукция, работы, услуги, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление). С этого раздела начинается основная часть бизнес-плана. В нем описываются те товары (услуги), которые собирается предложить фирма будущим покупателям и ради производства которых задумывался весь проект. С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирмы не могут полагаться на существующие товары, т.к. потребитель ждет новых усовершенствованных товаров.

     Разработка  нового товара начинается с поиска идей для новинки. Затем происходит отбор идей, цель которого как можно  раньше выявить и отсеять непригодные идеи. Уцелевшие от отбора идеи надо превратить в замыслы товара. Замысел товара - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. Проверка замысла предусматривает опробование его на соответствующей группе целевых потребителей, которым представляют проработанные варианты всех отобранных идей.

     Затем от уровня "товар по замыслу" фирма  при разработке товара переходит  к уровню "товар в реальном исполнении". Поэтому на этом уровне предприниматель должен решить вопрос относительно марки товара. Представление товара в качестве марочного может повысить его ценностную значимость, и поэтому данное решение является очень важным аспектом товарной политики, однако фирме необходимо помнить, что использование марки указывает на определенный уровень качества товара (сюда входят как долговечность товара, его надежность, точность, так и простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства).

     После этого производитель должен решить вопрос относительно упаковки товара. Следующий уровень разработки товара - товар с сопровождением. На этом уровне определяются необходимый монтаж, гарантия, послепродажное обслуживание, поставка и кредитование.

     Такая всесторонняя разработка товара проводится с одной целью - обеспечение его  устойчивой конкурентоспособности на рынке. Современная теория конкурентоспособности выделяет 3 типа конкурентных преимуществ:

     1) Более низкие издержки. Под этим  следует понимать способность  фирмы разрабатывать, производить  и реализовать товар при меньших  затратах, чем конкуренты.

     2) Дифференциация. Под этим понимают способность фирмы выделяться в толпе конкурентов, предлагая товар, заметно отличающийся или высоким уровнем качества, или нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.

     3) Фокусирование. Под этим понимают ориентацию усилий фирмы на какую-то группу потребителей или на ограниченную часть ассортимента продукции или на специфический географический рынок.

     В любой момент времени предприниматель  может строить свою стратегию  обеспечения конкурентоспособности, опираясь лишь на один из 3 вышеприведенных конкурентных преимуществ, но совмещать все виды этих преимуществ нельзя - такая попытка приведет фирму к неудаче, что доказано множеством примеров. Выбор стратегии конкуренции зависит от того, какими возможностями располагает предприниматель. Например, если на его фирме стоит устаревшее оборудование, невысокая квалификация работников, и вместе с этим невелики и затраты на производство, то она может производить недорогие товары невысокого качества, предназначенные для менее обеспеченной (но обычно многочисленной) группы покупателей. Другой случай, когда сырье и материалы обходятся дорого, на фирме есть хорошее оборудование, работники обладают высокой квалификацией. При этом фирма может достичь конкурентоспособности путем организации выпуска уникальных или высококачественных товаров, что окупит у покупателей их высокую цену.

Информация о работе Бизнес-план инвестиционного проекта, его основные разделы и содержание