Анализ формирования инвестиционной политики страховой компании на примере ОСАО «Ингосстрах»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:17, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей формирования инвестиционной политики страховой компании и разработка путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и значение инвестиционной политики страховой компании в современных условиях;
рассмотреть механизм формирования инвестиционного портфеля страховых компаний;
провести анализ формирования инвестиционной политики страховой компании на примере ОСАО «Ингосстрах»

Содержание

Стр.
Введение
5
1. Теоретические основы инвестиционной политики страховой компании
10
1.1 Понятие и значение инвестиционной политики страховой компании в современных условиях
10
1.2 Виды и структура активов, принимаемых в покрытие страховых резервов
17
1.3 Зарубежный опыт формирования инвестиционной политики страховой компании
22
2. Методологические основы формирования инвестиционной политики страховой компании
32
2.1 Критерии оценки инвестиционных проектов
32
2.2 Методы оценки эффективности инвестиционной деятельности страховой организации
36
2.3 Современное состояние инвестиционной политики страховых компаний
43
3. Анализ формирования инвестиционной политики страховой компании на примере ОСАО «Ингосстрах»
50
3.1 Характеристика деятельности страховой компании ОСАО «Ингосстрах»
50
3.2 Оценка формирования инвестиционной политики ОСАО «Ингосстрах»
66
3.3 Направления повышения эффективности инвестиционной политики
77
Заключение
84
Список использованной литературы
88

Работа содержит 1 файл

диплом инвестиции.doc

— 713.00 Кб (Скачать)

Необходимо  отметить, что договоры страхования  в соответствии с правилами, инструкциями и тарифами определенными Генеральной  дирекцией заключают Генеральные  агентства и субагентства, работающие на комиссионной основе. При этом по всем средним и крупным рискам они обязаны перед заключением договора получить консультацию в технико-экономических инспекциях, которые консультируют агентства по условиям заключения договора, дают справки о клиенте, о необходимости проведения превентивных мероприятий (которые включаются в договор страхования), в необходимых случаях проводится предстраховая экспертиза. Управления Генеральной дирекции, в свою очередь, занимаются промышленно-техническими аспектами (принятием риска на страхование и организацией выплаты возмещения, осуществляют методологическое руководство агентами, инспекторами и т. д.).

Инспекция по ликвидации ущербов представляет собой самостоятельное  периферийное структурное подразделение, возглавляемое заведующим. В инспекции работает несколько человек инспекторов и административных служащих. Значительную работу по урегулированию убытков проводят осведомители (особенно при расследовании того или иного события). Все расходы по содержанию инспекций несет Генеральная дирекция. Первостепенная задача инспекторов по ликвидации ущербов состоит в полном и своевременном возмещении ущербов, причиненных страхователю [31. С.50].

Организация работы по рассмотрению убытков в компании производится следующим образом:

1. При наступлении страхового случая страхователь подает заявление об ущербе, заполненное по установленной форме, в Генеральное агентство (субагентство). Срок подачи заявления 2-3 дня с момента как стало известно о наступлении страхового события.

2. В агентстве  заводится дело по данному убытку с присвоением номера. В него заносятся данные из заявления страхователя, справка об оплате страхового взноса и дискета с информацией о страхователе.

3. Оформленное  таким образом дело передается  в инспекцию по ликвидации  убытков, в которой назначается инспектор по его ведению. В обязанности инспектора входит проверка документов и назначение эксперта по расследованию убытка и определению ущерба.

4. Эксперт осуществляет  экспертизу по установленной  форме и делает заключение  о правомерности выплаты страхового возмещения и его расчет. В пределах установленного лимита (до 1,5 млн. лир) эксперт может выплатить страхователю по специальному иску рассчитанное им страховое возмещение.

5. Далее все  материалы экспертизы передаются  в инспекцию. В случае простого убытка выписывается чек в сумме до 20 млн. лир и передается страхователю. По сложному ущербу оформление оплаты страхового возмещения происходит через банк. Всего инспекция выплачивает возмещение до 40 млн. лир. По оплате убытков от 40 до 100 млн. лир дает разрешение инспекции представитель компании. Для оплаты ущерба размером свыше 100 млн. лир необходимо разрешение Генеральной дирекции [19. С.27].

Все эти структурные  и организационные меры позволяют  компании "Асситалия" эффективно работать в современных условиях. За рубежом страховой рынок развит более сильно, чем в России, странах СНГ и Балтии. Это связано с традиционностью страхования за рубежом, отсутствием монополии государственного страхования и большим опытом работы.

Практика зарубежного страхования подсказывает, что дополнительными амортизаторами, гарантирующими финансовую устойчивость страховщиков и защищающими интересы застрахованных являются страховые пулы и специальные гарантийные фонды. Страховой пул представляет собой объединение страховых компаний или перестраховочных компаний, созданных с целью страхования определенного риска (рисков), обычно с высоким лимитом ответственности страхование осуществляется по заранее определенным, единым для всех участников условиям страхования и перестрахования [26. С.268]. Каждый из членов пула участвует в получении страховой премии, выплаты страхового возмещения и несет расходы по страхованию в соответствии с законченными между участниками соглашениями.

Интересен опыт Франции по организации страховых пулов и его анализ может дать представление о функционировании этих объединений. Количество пулов в стране превышает пятьдесят. Поскольку страховой пул представляет собой объединение страховщиков, но не является собственностью страховой компании, деятельность пула, как правило, не является предметом надзора со стороны органов государственного управления. Пулам представлено право определять необходимость представления финансовых документов в комитет по контролю за страховой деятельностью Франции, что не исключает контроля за финансовой устойчивостью со стороны Комитета компаний, являющихся членами пулов. В некоторых случаях на деятельность пула может быть получено разрешение антимонопольной комиссии ЕС, поскольку создание и функционирование пула связано с заключением договора между компаниями о тарифах и условиях страхования, что в соответствии с общим законодательством является признаком монополизации отрасли. Создание пула способствует:

– увеличению возможности  страховщиков по принятию на страхование крупных рисков, при этом система принятия ответственности в рамках пула имеет определенные преимущества по сравнению с обычными договорами перестрахования. Главным образом потому, что по условиям договоров страхования необходимы гарантии, представленные компаниями-участницами при создании пула, в виде соответственных активов, которые заранее определены и не требуют при заключении каждого договора страхования проведения переговоров, связанных с возможностью принятия страхового риска;

– повышению надежности страховых операций. Действительно, если один из членов страхового пула по каким-то причинам находится в затруднительном положении, ответственность по возмещению ущерба перейдет к другим участникам пула.

Если страховые  пулы представляют собой, как правило, добровольные объединения страховщиков, то гарантийные фонды образуются исключительно на основании специальных законодательных актов, определяющих цели их создания, условия формирования и порядок управления [21. С.40].

Название «фондов  гарантия» во многом отражает их функцию в создании своего рода амортизатора во взаимоотношениях между гражданами и страховщиками.

Основных гарантийных  фондов во Франции шесть, и каждый из них образован в целях гарантий безусловности страховых выплат в определенных видах страхования, проводимых в обязательной форме.

Старейшим является гарантийный фонд по обязательному  страхованию гражданской ответственности  владельцев автотранспортных происшествий в тех случаях, когда виновник аварии оказался незастрахованным или  страховая компания не в состоянии оплатить понесенный пострадавшим ущерб. Средства фонда образуются за счет отчислений от суммы поступающих страховых взносов компаниям, проводящих этот вид страхования. Особое место в системе гарантийных фондов занимает фонд для обеспечения страховых выплат в результате естественных катастроф: наводнений, извержений вулканов, землетрясений и т.п.

Учитывая состояние  Российского страхового рынка, можно  утверждать, что необходимо создание как страховых пулов (по обязательному  страхованию пассажиров, ответственности перевозчиков и другим видам страхования), так и гарантийных фондов.

Совершенствование государственного страхования требует  к себе комплексного подхода. Поэтому  необходимо рассматривать вопросы  его организации на правительственном  уровне с целью выработки единого подхода целостной концепции дальнейшего развития и повышения его социально- экономического значения [28].

 

2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

 

 

2.1 Критерии оценки инвестиционных проектов

 

Всякое инвестиционное решение «сопровождается многими  ограничениями и дополнительными  эффектами» [Ковалев, 2002, с. 433]. Чтобы  проанализировать множество вариантов  сочетания таких ограничений, необходимо построить комплексную модель, учитывающую все связанные с потенциальными инвестиционными проектами факторы и обстоятельства, и разработать инвестиционную программу.

В общем виде инвестиционная программа представляет собой определенную комбинацию (последовательность) ссудно-заемных  операций. Ссудная операция - собственно инвестиционное решение, т.е. вложение инвестором капитала в проект. Заемная операция - решение по привлечению средств с последующим их постепенным возвратом, смысл которого -восполнение недостатка собственного капитала для финансирования инвестиционного проекта. В ссудно-заемных операциях базовым параметром выступает процентная ставка; с позиции инвестора можно выделить соответственно два вида ставок - ставку заимствования (под которую можно привлечь финансовые ресурсы) и ставку инвестирования, характеризующую отдачу на вложенный капитал (инвестиционную доходность). Первая связана для инвестора с относительной величиной расходов, вторая позволяет оценить доходность проекта.

Достаточно часто возникает  ситуация, когда в условиях некоторых ограничений к реализации доступно несколько проектов с различными объемами требуемых инвестиций и разной отдачей на вложенный капитал. В этом случае практические действия инвестора основываются на ранжировании проектов. Однако принятие решения может осложняться, если используются возможности так называемых дополняющих инвестиций и финансирования, под которыми понимаются «варианты ссудно-заемных операций, не являющиеся основными в инвестиционной программе, но позволяющие оптимизировать основной денежный поток по программе» (к ним могут относиться, например, временное инвестирование средств в государственные ценные бумаги, привлечение краткосрочных банковских кредитов и другие подобные финансовые операции). Существуют различные методы позволяющие инвестору принять оптимальное решение в конкретной ситуации. Инвестиционные решения могут предполагать проведение пространственной, временной и пространственно-временной оптимизации.

Исходными параметрами  ситуации, при которой имеет место пространственная оптимизация, таковы: ограничение максимального объема доступных на конкретный период финансовых ресурсов; доступность к реализации ряда независимых инвестиционных проектов (требуемые инвестиции в которые в сумме выше, чем имеющиеся у предприятия финансовые ресурсы); отсутствие возможности переноса реализации проектов на последующие годы или просто нецелесообразность их временного упорядочивания в рамках инвестиционной программы. Задача заключается в подборе штестиционного портфеля, позволяющего максимизировать суммарный эффект от вложения ресурсов. В данном случае последовательность действий инвестора должна быть следующей:

  • принятие максимизации чистой приведенной стоимости в качестве базового критерия;
  • упорядочение проектов по убыванию значения индекса рентабельности;
  • последовательное включение в инвестиционную программу проектов с наиболее высокими значениями данного индекса (вплоть до момента совпадения требуемых суммарных инвестиционных затрат проектов с объемом имеющихся источников их финансирования);
  • сравнение последнего из включаемых в программу проектов с несколькими последующими с целью определения выгод от его возможной замены последними.

Временная оптимизация предполагает следующие исходные параметры ситуации: ограничение (с разбивкой по годам) максимальной общей суммы финансовых ресурсов, предназначенных для финансирования в течение нескольких последовательных лет, доступность ряда независимых инвестиционных проектов, которые не могут быть реализованы одновременно в планируемом году, но осуществление которых может произойти (полностью или частично) в последующие годы. Задача в этом случае заключается в оптимальном распределении проектов во времени, а методика ее решения исходит не из максимизации суммарного эффекта (как при пространственной оптимизации), аизминимизации суммарных потерь (т.е. упущенной выгоды от откладывания во времени запуска отдельных проектов). В этом случае рекомендуется такая последовательность действий инвестора:

  • расчет значений при условии проведения требуемой инвестиции по проекту в каждом году;
  • расчет значений потерь от откладывания проекта;
  • дисконтирование рассчитанных значений к началу момента анализа;
  • расчет значений индекса возможных потерь (представляющего собой отношение дисконтированных значений потерь к сумме инвестиции по проекту);
  • первоочередное включение в инвестиционный портфель проектов, удовлетворяющих критерию максимизации значений данного индекса (т.е. откладывание на последующие годы проектов с минимальными его значениями).

Когда у инвестора  есть возможность увязать во времени  доступные проекты инвестирования и финансирования, речь идет о пространственно-временной оптимизации. Исходные параметры ситуации в этом случае таковы:

Горизонт планирования равен Глет.

Доступно п независимых инвестиционных проектов, каждый го которых представляет собой денежный поток вида(-, +, +, +, ...), т.е. состоит из однократного оттока и последующих притоков средств. Проекты различаются по инвестиционной доходности.

Доступно т проектов финансирования, каждый из которых представляет собой денежный поток вида (+,-,-. -, ...), т.е. имеет место однократный приток средств с последующими регулярными оттоками (погашение кредита). Проекты финансирования дифференцированы по ставкам заимствования.

Проекты бесконечно делимы и доступны к реализации, начиная  с любого года в пределах Г.

Имеется возможность  оценить поток ликвидационных стоимостей по каждому проекту.

Поступления от каждого  проекта могут как изыматься  собственниками, так и инвестироваться в другие проекты инвестиционной программы.

Информация о работе Анализ формирования инвестиционной политики страховой компании на примере ОСАО «Ингосстрах»