Анализ формирования инвестиционной политики страховой компании на примере ОСАО «Ингосстрах»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:17, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей формирования инвестиционной политики страховой компании и разработка путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и значение инвестиционной политики страховой компании в современных условиях;
рассмотреть механизм формирования инвестиционного портфеля страховых компаний;
провести анализ формирования инвестиционной политики страховой компании на примере ОСАО «Ингосстрах»

Содержание

Стр.
Введение
5
1. Теоретические основы инвестиционной политики страховой компании
10
1.1 Понятие и значение инвестиционной политики страховой компании в современных условиях
10
1.2 Виды и структура активов, принимаемых в покрытие страховых резервов
17
1.3 Зарубежный опыт формирования инвестиционной политики страховой компании
22
2. Методологические основы формирования инвестиционной политики страховой компании
32
2.1 Критерии оценки инвестиционных проектов
32
2.2 Методы оценки эффективности инвестиционной деятельности страховой организации
36
2.3 Современное состояние инвестиционной политики страховых компаний
43
3. Анализ формирования инвестиционной политики страховой компании на примере ОСАО «Ингосстрах»
50
3.1 Характеристика деятельности страховой компании ОСАО «Ингосстрах»
50
3.2 Оценка формирования инвестиционной политики ОСАО «Ингосстрах»
66
3.3 Направления повышения эффективности инвестиционной политики
77
Заключение
84
Список использованной литературы
88

Работа содержит 1 файл

диплом инвестиции.doc

— 713.00 Кб (Скачать)

Во исполнение данных принципов приказом от 28 августа 2005 года №100н и были утверждены «Правила размещения страховщиками страховых  резервов».

При разработке указанных  правил использовался зарубежный опыт по регулированию инвестиционной политики, учитывались мнения западных экономистов, оказывающих консультативную помощь по развитию страхового рынка России, изучались исторические материалы по этому вопросу.

На инвестиционную активность страховщика существенное влияние оказывают размеры и структура страхового портфеля по видам страхования, величина аккумулированных резервов и сроки распоряжения ими.

Существенно различается структура инвестиций страховых организаций, занимающихся страхованием жизни, и иными видами страхования.

Данные таблицы 1 показывают, что для страховых компаний, занимающихся преимущественно иными видами страхования, чем страхование жизни, важнейшим принципом инвестиционной деятельности является  ликвидность, принцип доходности имеет меньшее значение.

 

 

 

Таблица 1 - Сравнительная характеристика инвестиционной деятельности по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни

Характер инвестирования

Страхование жизни

Другие виды  страхования

Долгосрочность

В связи с длительными  сроками договоров страхования могут применяться долгосрочные инвестиционные процессы

В связи с относительно короткими сроками договоров  страхования (год) инвестиции носят  краткосрочный характер

Доходность

Необходимо получение  стабильного дохода, так как прибыль  от инвестиционной деятельности учитывается при определении страховой премии

Меньшие требования к доходности по сравнению с ликвидностью вложений

Ликвидность

Не играет столь большой  роли – потребность в денежных средствах покрывается за счет согласования сроков выплат со сроками инвестирования

Является важнейшим  принципом инвестирования

Учет инфляционных процессов

Необходимо учитывать  инфляцию, так как договоры долгосрочные

По большинству видов  страхования инфляцию можно не учитывать

Объем инвестиций

Значительный, часто постоянно увеличивающийся за счет капитализации

Объем инвестиций переменный

Согласование сроков выплат

Срок выплат часто определен  в договоре страхования (страхование  на дожитие)

Срок выплаты является случайной величиной; необходимо учитывать  распределение убытков в течение года по различным видам страхования и длительный характер урегулирования крупных страховых случаев


 

Страховые организации  инвестируют средства страховых  резервов и собственные средства в следующие инструменты фондового  рынка:

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право держателя на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, которое остается после ликвидации акционерного общества.

Облигация – эмиссионная  ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

Госбумаги – долговые ценные бумаги, выпущенные для покрытия дефицита государственного бюджета, эмитентом которых является государство.

Вексель – это безусловное  абстрактное долговое средство строго установленной законом формой, дающее его владельцу бесспорное право  по наступлению срока платежа, требовать  от должника или акцептанта уплаты денежной суммы.

Недвижимость - недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее: земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.

Производные финансовые инструменты – это финансовый контракт, стоимость которого является производной от характеристики имущественных  активов, процентных ставок, биржевых валютных курсов или индексов (опцион, варранты, опционные свидетельства, фьючерсные контракты, форварды, свопы).

 

 

1.3 Зарубежный опыт формирования инвестиционной политики страховой компании

 

В большинстве индустриально  развитых стран общие нормы о  страховании подвергнуты кодификации. Например, в Италии нормы о страховании  сосредоточены в главе ХХ части III книги четвертой Гражданского кодекса, в Японии страхованию отведена глава Х книги третьей Торгового кодекса.

В Англии страховое законодательство до настоящего времени не кодифицировано, если не считать законов, касающихся некоторых отдельных видов страхования (Закон о страховании жизни 1774г., изданный свыше 200 лет назад). Аналогичным образом обстоит дело в США, где страхование отнесено к ведению штатов; законы, которые действовали бы на территории всей страны, пока отсутствуют. Каждый штат выдвигает свои требования к минимальному уровню капитала, видам предлагаемого страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии страховым компаниям.

Основной отличительной  особенностью страхового рынка за рубежом  является малое количество обязательных видов страхования. На Западе получил  широкое распространение только один вид обязательного страхования  — страхование гражданской ответственности  владельцев автотранспортных средств. Кроме этого существует ещё ряд отличий страхового рынка за рубежом от страхового рынка в России:

1. Высокая страховая  культура населения;

2. Большой опыт и  профессионализм страховщиков;

3. Высокая конкуренция  на страховом рынке среди страховщиков;

4. Льготы по  налогообложению для страхователей,  а также ряд других причин [17. С.59].

Ещё одной из отличительных особенностей страхового рынка за рубежом является наличие  страховых брокеров. С одной стороны, работа через брокерскую сеть, для клиентов, дороже, так как брокерская комиссия увеличивает ставку страховой премии. С другой стороны, брокер лучше знает рынок, знает страховщиков, уровень ставок и может сэкономить предприятию массу работы по вопросам поиска надёжной страховой компании.

Страховой брокер — фирма, являющаяся неотъемлемой частью страхового рынка на Западе и осуществляющая консультации для клиентов страховых  компаний по вопросам выбора страховщика [27. С.30].

Брокер является весьма важным участником рынка при  условии, что это нормальный брокер, выполняющий всю подготовительную и организационную работу по заключению страхования, а порой, и по урегулированию убытков.

Ещё одним из отличий зарубежного страхового рынка являются кэптивные страховые  компании. В самом простом определении кэптив — это страховая компания, которая страхует риски своей материнской компании.

Заметим, что  кэптив необязательно ограничен  в своей деятельности страхованием рисков только своего родителя; он может  также страховать риски ассоциированных  компаний, например дочерних компаний.

Кэптив может  быть учрежден одной компанией или  ассоциацией компаний. Обычно учредитель кэптива — это крупная компания или группа, не принадлежащая к  страховой отрасли, активы которой  исчисляются в десятках и сотнях миллионов долларов, нуждающихся в страховой защите. Примером может служить крупное транспортное предприятие - судовладельческая компания (пароходство) или авиапредприятие, осуществляющее перевозки грузов и пассажиров. На страхование средств транспорта и страхование ответственности перевозчика перед пассажирами и третьими лицами такая компания тратит значительные средства (сотни тысяч, а то и миллионы долларов ежегодно) в виде страховой премии, уплачиваемой страховщику. Вполне вероятно, что через кэптив материнская компания может получить значительные выгоды и преимущества.

Концепция кэптивного страхования также применима  в других отраслях коммерческой деятельности - крупные промышленные предприятия, экспортно-импортные организации, финансовые учреждения и промышленно-финансовые группы могут найти целесообразным создание кэптива для обслуживания собственных страховых потребностей [23. С.19]. Основными причинами для создания кэптивной страховой компании могут быть:

1. Чрезмерно  высокая цена страхования на  традиционном рынке. В большинстве видов страхования существует тенденция возрастания требований страховщиков к клиентам принимать все более возрастающую пропорцию риска на себя. При страховании имущества, например, страховщик, может установить уровень собственного удержания для застрахованного предприятия в размере $50.000 и более на каждый страховой случай. Это означает, что при убытке от пожара, скажем в $60.000, предприятие возьмет на себя первые $50.000, а страховщик заплатит только лишь $10.000. При убытке менее $50.000 страховщик не заплатит ничего. Кэптив может стать наиболее эффективным методом финансирования той части риска, которую предприятие может оставить на собственном удержании.

2. Получение  прямого доступа к рынку перестрахования.  Выступая в глазах застрахованного гарантом возмещения всех убытков, возникающих вследствие страхового события, страховщик фактически не берет на себя ответственность в полном объеме — часть риска, очень часто значительная — до 80-90% передается в перестрахование. Учредив кэптив, материнская компания может получить прямой доступ к рынку перестрахования, устранив лишнее звено - традиционного страховщика, и тем самым значительно снизить расходы на страховое покрытие.

3.Невозможность  получить необходимое страховое  покрытие на традиционном рынке страхования. В ряде случаев предприятие не может получить покрытие определенных рисков на традиционном рынке или получить страховой полис в том виде, который ему необходим. Используя кэптив, предприятие получает возможность строить свою страховую программу в соответствии с его конкретными нуждами.

4. Возможность  накопления денежных ресурсов  через кэптив наиболее эффективным  путем. В ряде стран страховые  премии, уплачиваемые предприятием  страховой компании, относятся к  затратам и вычитаются из налогооблагаемой базы. В этих случаях кэптив может стать наиболее эффективным методом для финансирования той части страхового покрытия, которое предприятие оставляет на собственном удержании, и накопления страховых резервов. Более того, если кэптив учрежден в стране с благоприятным налоговым режимом (например, на острове Мэн), то он может быть освобожден от уплаты налогов на прибыль или доходы.

5. Диверсификация  деятельности материнской компании. Включение кэптивной страховой  компании в состав группы может расширить возможности материнской компании по управлению денежными ресурсами группы, превратить страхование из источника ежегодных расходов в источник прибыли и в конечном итоге способствовать выходу группы на рынок как профессионального коммерческого страховщика, страхующего как риски группы, так и риски третьих лиц [19. С.26].

Учредитель  кэптива определяет стратегию развития компании, программу страхования  и перестрахования, распределение  полученных доходов и прибыли, назначает  менеджера и утверждает Совет директоров.

Менеджер обеспечивает подготовку правил и полисов страхования  конкретных рисков, реализацию программы  страхования, контакты с брокерами, рассмотрение и урегулирование исков  застрахованных, инвестирование свободных  денежных средств кэптива. Совет директоров кэптива обычно состоит из двух представителей компании-менеджера и трех представителей учредителя, что обеспечивает полный контроль учредителя за делами кэптивной компании. Важно подчеркнуть, что компания-менеджер работает от лица и в пользу учредителя кэптива, а все доходы от страховой и инвестиционной деятельности принадлежат учредителю. Компания-менеджер получает за свою работу вознаграждение, размер которого устанавливается в договоре, заключаемом между ней и учредителем кэптива.

Для примера рассмотрим страну Италию. Страховой рынок Италии представлен 220 страховыми компаниями. В страховом бизнесе всего занято около 40 тыс. человек. Все страховые компании объединены в Национальную Ассоциацию Италии, которая получает информацию обо всех продажах и всех выплатах. Это позволяет каждой компании сравнивать свои показатели с национальными, искать причины отставания и т.д. Такое объединение компаний позволило создать единую конвенцию, устанавливающую права и обязанности страхователей по обязательному страхованию автогражданской ответственности, а также обязательные действия страховых компаний друг к другу при определении виновника аварии и отнесении затрат по выплатам возмещения.

Судя по общему объему собираемой страховыми компаниями страховой премии, рынок страхования Италии развивается динамично. Если в 1964 году общий объем собранной страховой премии составил 800 млрд. лир (1 доллар США равен 1500 итальянских лир), то, начиная с 1993 года, в среднем, всеми страховыми компаниями собирается по 2.700 млрд. лир в год. Ведущими страховыми компаниями Италии являются: Дженерали; Росса; Асситалия; Торро; Сай; Милано; Фунари.

Организационная структура, например компании "Асситалия" состоит из Генеральной дирекции, в которой имеется 5 управлений (по автомобильному страхованию, страхованию физических лиц, страхованию имущества юридических лиц, управление ущербами, по страхованию за рубежом). В каждом управлении имеются соответствующие службы [28. С.48]. Работа по продаже страховых убытков проводится через генеральные агентства, а ликвидация убытков - через инспекции.

Информация о работе Анализ формирования инвестиционной политики страховой компании на примере ОСАО «Ингосстрах»