Свободно-экономические зоны в республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Успех проводимых реформ в Казахстане во многом зависит от умелого поиска и нахождения приоритетных направлений промышленной и региональной политики, которые на сегодняшний день еще не до конца сформировались. С другой стороны, стратегия Правительства на ускоренное проведение реформ и жесткий контроль над бюджетными расходами находятся под постоянной критикой со стороны общественности и влиятельных лоббистских группировок.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Свободные экономические зоны 4
Требования к системе управления 16
Глава 2. Специальные экономические зоны 19
Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон 22
Глава 3. Свободные экономические зоны: американский опыт 31
Зоны внешней торговли 31
Предпринимательские зоны 40
Технологические парки 44

Работа содержит 1 файл

Свободные экономические зоны Казахстана.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

      Предпринимательские зоны.

       (ПЗ) возникли в США как порождение  неоконсервативного варианта региональной  политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главным образом в городских, путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Эти зоны стали важными центрами регионального развития, основанного на трех «д»: дерегламентация, дефискализация и дебюрократизация.

      По  юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяются на три типа — федеральный, штатный и местный. Относящиеся к тому или иному типу зоны создаются, соответственно, решениями правительственных органов на федеральном, штатном и местном уровнях. Власти, обращающиеся за разрешением на создание ПЗ к вышестоящим государственным органам, должны четко обозначить свои обязательства по отношению к этим образованиям. Так, власти штата, получающие подобные разрешения в Министерстве жилищного строительства и государственного управления, должны указать, какие льготы (налоговые, административные и др.) на уровне штата предоставляются создаваемой зоне.

      ПЗ  обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как правило, районы площадью от 2,5 до 5 кв. км (в некоторых случаях — до 13 кв. км), не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний.

      ПЗ  всех типов образуются и действуют  на основе правительственных программ, принимаемых исполнительной властью США на различном уровне. Так, в соответствии с программой развития предпринимательских зон на уровне штатов, принятой в 1980 г., подобные зоны были созданы в 36 штатах. Однако каждый штат в силу своих социально-экономических особенностей имеет собственное законодательство, регулирующее создание и функционирование зон. Первая ПЗ, находящаяся под юрисдикцией штата, была организована во Флориде в 1980 г.

      Государственная программа федеральных предпринимательских зон была принята в 1987 г. на основе Закона о жилищном строительстве. В соответствии с этой программой было создано 100 федеральных предпринимательских зон. Жизнь вскоре потребовала внесения существенных корректив в действующую программу, что привело к принятию Конгрессом США в начале 90-х годов ряда законов, направленных на повышение эффективности создаваемых ПЗ.

      Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых таковы: более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны; уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше существующего во всем городе или во всей стране.

      Основные  ограничения, касающиеся организации ПЗ всех типов управления, распространяются на срок, на который они создаются. В большинстве штатов он составляет 10—20 лет (в штате Коннектикут — б, в штате Кентукки — 7 лет). Федеральные предпринимательские зоны создаются на 20 лет, и в дальнейшем решением исполнительной власти срок может быть продлен.

      На  федеральном уровне ПЗ организуются и курируются Министерством жилищного  строительства и городского развития после получения и утверждения соответствующей заявки от правительства штата или местных властей. На местном уровне предпринимательские зоны управляются муниципальными органами.

      В 700 городах и пригородных районах  США действуют свыше 1400 предпринимательских  зон всех уровней. Быстрое распространение этих зон объясняется уже упоминавшимися экономическими и другими льготами, предоставляемыми действующим на их территории американским компаниям для развития производства и увеличения занятости. На федеральном уровне — это пятипроцентная скидка на налоги. выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого на работу (до 2 тыс. долл. на одного человека), отмена налога на увеличение стоимости капитала. На уровне различных штатов — это пятидесятипроцентная скидка на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов (штат Канзас), на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают в ПЗ новые рабочие места.

      Помимо  экономических стимулов на предпринимателей, действующих в зонах, распространяется и ряд других льгот (в частности, упрощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности). Правительства некоторых штатов предоставляют зонам прямую поддержку. Так, в штате Коннектикут создан специальный фонд в размере 1 млн. долл. для финансирования деятельности предприятий, расположенных в зонах штата.

      Федеральное правительство и власти штатов продолжают политику расширения организации ПЗ и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бременем на бюджета всех уровней, способствует повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Благодаря распространению ПЗ в США было создано или сохранено в 1987 г. 80 тыс. рабочих мест, в 1991 г. — около 95 тыс. Функционирование предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы для проживающих в них и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности и увеличения числа занятых.

      Следует особо отметить, что предпринимательские зоны ориентированы в основном на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу.

      Технологические парки.

      В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон для создания технологического парка обычно не требуется разрешения того или иного правительственного органа. Условием их создания является наличие определенной среды, характеризующейся сочетанием соответствующих географических, экономических, научных и социальных факторов. В последние годы некоторые штаты стремятся искусственно создавать у себя такую среду, используя различные стимулы. Нельзя не отметить, что в современных условиях технопарки играют важную роль в повышении конкурентоспособности США на мировом рынке и в развитии национальной базы для высокотехнологичных производств.

      Подавляющая часть парков не получает каких-либо привилегии от государственных организаций. Режим их работы такой же, как и у фирм. действующих в высокотехнологичных производствах, хотя в 50—60-е годы эти фирмы (как и технопарки) имели определенные льготы по сравнению с компаниями, функционировавшими в традиционных отраслях экономики (например, снижение налога на ускоренную амортизацию капитала, скидка с налога на инвестиции, предназначенные на исследования и развитие высокотехнологичной продукции), отмененные в 70-е годы.

      Определенные  преимущества имеют фирмы, действующие в высокотехнологичных отраслях национальной экономики на основе федеральных контрактов (в основном в области оборонной промышленности). При заключении подобных контрактов федеральное правительство выделяет значительные средства для осуществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях, сконцентрированы в технологических парках, последние, соответственно, оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако, основным побудительным мотивом у фирм. занимающихся высокотехнологичными производствами, для размещения своих предприятий в технопарках служит тот синергический эффект многочисленных факторов, характеризующих каждый из таких парков, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.

      В США существуют два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по инициативе отдельных личностей или частных организаций, и такие, которые создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно действующие технопарки относятся к первому типу. Среди них: технопарк Силиконовая долина в г. Сан-та-Клара (Калифорния) неподалеку от Станфордского университета; «Бостонский маршрут 128», расположенный рядом с Массачусетсом технологическим институтом и Гарвардским университетом; Парк-треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, где располагаются три университета — университет Дюка, университет Северной Каролины и университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для создания подобных центров не только в других районах США, но и за границей.

      Согласно  различным оценкам, в настоящее время в США насчитывается от 80 до 150 технопарков. Хотя конкретные формы их организации и управления не единообразны, технопарки, как правило, являются совместной собственностью на деловых началах университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций. Финансирование технопарков осуществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными организациями, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств. Некоторые яз технопарков функционируют на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными организациями.

      Несмотря  на разнообразие форм управления и  источников финансирования, всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования, оказание консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса и т.д.

      Значительную  экономию средств венчурным фирмам, входящим в состав технопарка, дает пользование его централизованными  службами: секретарскими услугами, компьютерной техникой и программным обеспечением, копировальной техникой, библиотеками и справочно-библиографической службой.

      Основное  требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим в его состав венчурным фирмам, состоит в ведении научных исследовании и разработок в области высокотехнологичных производств и соответствие специализации парка приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарка разрешаются все виды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм.

      Еще одна характерная черта деятельности технопарков — их сотрудничество с промышленными компаниями, которые в свою очередь получают доступ к университетским ресурсам и имеют возможность привлекать к работе преподавательский состав и наиболее способных студентов и аспирантов, пользоваться библиотекой и т.д.;. Для технопарка. и в частности для университета как основного его подразделения, подобное сотрудничество дает возможность непосредственно участвовать в практической реализации идеи и результатов исследований, использовать более современное исследовательское оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов и адъюнкт-профессоров, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета. Нередко на территории технопарка создается и промышленное производство, правда, в большинстве случаев при условии, что оно предназначено для выпуска опытных партий продукции, сборки высокотехнологичных изделий, явившихся непосредственным результатом исследований и разработок, выполненных в парке венчурными фирмами.

      Несмотря  на рост числа технологических парков, не все они оказываются эффективными. Причины неэффективной работы ряда технопарков разные, но главная, как показывает практика, заключается в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. К особенностям технопарков следует отнести и продолжительный период становления. Например, для достижения успеха потребовалось технологическому парку Силиконовая долина около 35 лет, технологическому парку-треугольнику Северной Каролины — 30, технопарку университета Юта — около 20 лет.

      В последние годы процесс создания технологических парков в США несколько замедлился. Отмечаются не столько образование новых технопарков, сколько активизация деятельности существующих: улучшаются системы управления, происходит более четкая специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании и правительственные организации увеличивают ассигнования на помощь молодым венчурным фирмам, создаваемым на территории технопарков. Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности многих технологических парков, повышению их роли как связующего звена между наукой и производством, возрастанию наукоемкости последнего. О роли, которую играют технологические парки в экономике США, свидетельствует тот факт, что в 1995 г. Силиконовая долина, которая считается центром высокотехнологичной индустрии, привлекла 1,29 млрд. долл. (более 20%) из общей суммы в 6,1 млрд. долл. общих инвестиций, вложенных во все промышленные предприятия США.

      Литература

 
 
      
  1. Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. М., 1996 г.
  2. Н.Смородинская, А.Капустин. // Вопросы экономики, 1994, №12.
  3. Р.Зименков. Свободные экономические зоны: американский опыт. // Российский экономический журнал, 1998, №2.

Информация о работе Свободно-экономические зоны в республике Казахстан