Сравнительная характеристика конституций Японии и Великобритании

Автор: Жекю Татьяна, 02 Декабря 2010 в 04:03, реферат

Описание работы

Все конституции делятся, в зависимости от формы на: писаные и неписаные. По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3


1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИИ

1.1 ЯПОНИЯ………………………………………………………………..5

1.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………..……8

2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ

2.1 ЯПОНИЯ…………………………………………………………….…13

2.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………..…..14

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

3.1 ЯПОНИЯ……………………………………………………………....17

3.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………...….22

ВЫВОД…………………………………………………………………….……..28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..……29

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

     Японский  парламент состоит из палаты представителей и палаты советников (ст. 42). Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников - 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года. Установленный Конституцией порядок выборов палаты советников (ст. 45, 46) делает её состав более стабильным по сравнению с нижней палатой. Предусматривается парламентская неприкосновенность.

     Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное - с 25 лет в нижнюю и с 30 лет - в верхнюю палату), ценза осёдлости, а также требования внести залога кандидатом в депутаты. Эти условия вместе с мажоритарной системой выборов, установлением в законодательном порядке завышенного представительства от избирательных кругов с преимущественно сельским населением подрывают "всеобщий" и "равный" характер выборов в Японии.

     Формальное  ограничение полномочий верхней  палаты по сравнению с нижней не снижает большой значимости палаты советников в обеспечении политической стабильности в стране. Верхняя палата может быть наделена особыми полномочиями при роспуске нижней палаты, во время созыва её чрезвычайной сессии, "если это крайне необходимо в интересах страны", как записано в Конституции.

     Устанавливается следующий порядок принятия законов: проект обсуждается в палатах  и после его принятия обеими палатами становится законом (исключение составляют некоторые случаи, предусмотренные конституцией). Принятый палатой представителей законопроект, по которому палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного принятия палатой представителей большинством 2/3 голосов присутствовавших депутатов (ст. 59). Важное преимущество имеет палата представителей и при обсуждении бюджета. Если палата советников принял по бюджету решение, отличное от решения палаты представителей, и если соглашение между палатами не достигнуто или палата советников не приняла окончательного решения в течение 30 ней, за исключением времени перерыва в работе парламента, после получения бюджета, принятого палатой представителей, решение палаты представителей становится решением парламента (ст. 60).

     Каждая  палата имеет право проводить  расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а  также представления протоколов (ст. 62). Премьер-министр и министры должны присутствовать на заседаниях парламента, если это необходимо для дачи ими ответов и разъяснений. Парламент наделён правом создавать из числа депутатов суд для рассмотрения в порядке импичмента дел тех судей, против которых возбуждено дело об отстранении их от должности.

     Исполнительная  власть вручается Кабинету министров, который должен её осуществлять в  рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Премьер-министра выдвигает  парламент из числа своих членов и далее уже номинально назначается  императором. Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета, а соответственно и по определению его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранить их от должности, выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, обладает правом законодательной инициативы, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.

     В Конституции закреплена система "парламентских  кабинетов". Парламент избирает главу Кабинета министров. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уйти в отставку в случае выражения ему недоверия. Он, однако, может воспользоваться альтернативной мерой - распустить палату представителей и назначить новые выборы. Это право премьер-министра является достаточно эффективной сдерживающей мерой для парламента. Статья 66 (абзац 2) закрепляет принцип гражданского правительства, согласно которому ни один из членов Кабинета не может быть военным лицом.

     Подчинённое положение министров по отношению  к премьер-министру подчёркивает ст. 70 Конституции, согласно которой министры должны уйти в отставку в полном составе, если должность премьер-министра становится вакантной.

     Конституция предусматривает весьма обширный список полномочий и самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство  внешней политикой, заключение международных  договоров, организация и руководство  гражданской службой и пр. Среди особых полномочий Кабинета следует выделить его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов. Правительству запрещено при этом издавать лишь указы, которые предусматривают уголовное наказание.  
Принцип разделения властей, модифицированный вариант американской системы сдержек и противовесов, особенно отчётливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти.

     3.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 

     Правительство Великобритании имеет пестрый состав; во главе его находится премьер - министр, формально назначаемый  монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин. Занимая исключительное место в системе государственных органов, премьер - министр обладает огромной компетенцией, позволяющей ему влиять на все стороны политической жизни страны. Премьер - министр (является одновременно первым лордом казначейства и министром по делам гражданской службы) располагает обширными полномочиями по назначению высших должностных лиц в государстве: подбирает членов кабинета и министров, которые утверждаются монархом в соответствии с его характеристиками, дает рекомендации, а фактически самостоятельно формирует высший состав англиканской церкви, выдвигает высших судебных лиц, высших чиновников гражданской администрации. В отличие от других капиталистических стран в Великобритании существует особое понятие правительства. Оно охватывает два органа: само правительство, включающее всех министров, в таком составе никогда не собирающихся вместе, и кабинет, в который входит около 20 членов правительства, как связанных с процессом управления отдельными отраслями народного хозяйства, так и не имеющих к этому никакого отношения. Названная структура правительства сложилась в силу исторических причин. Особенности структуры нисколько не влияют на развитие установившейся тенденции, направленной на свертывание коллегиальных форм в деятельности правительства в пользу одного лица - премьер - министра и отражающей организационную консолидацию и совершенствование государственного аппарата.

     Законодательная власть согласно британской конституции принадлежит парламенту, состоящему из монарха, палаты лордов и палаты общин. Формализм пронизывает и эту “ветвь” государственной власти. Родоначальник всех буржуазных парламентов - британский парламент в целом и палата общин, как важнейшая его часть, - утратили свою прежнюю зависимость в решении государственных дел; большинство его полномочий осуществляется под руководством кабинета министров через механизм партийного контроля.

     Кажущийся олицетворением малоподвижности, консерватизма, хранителем средневековых традиций британский парламент, однако, постоянно приспосабливается к меняющимся условиям. Это утверждение, в частности, относится к его внутренней структуре. В 1967 г. была введена должность парламентского комиссара по контролю за деятельностью администрации (разновидность омбуцмена), на которого возложены функции по рассмотрению жалоб на “плохое” управление, когда того требуют члены палаты общин. Расследования касаются действий, предпринятых центральными органами управления страны, но не политических вопросов (юридически последние подконтрольны парламенту). В 1979г. палата общин провела значительную реформу своих комитетов. Почти все существовавшие комитеты были упразднены, за исключением нескольких (по привилегиям, юридической документации, например), и было создано 12 новых комитетов, соответствующих основным направлениям деятельности министерств.

     Верхняя палата парламента - палата лордов - один из наиболее ярких пережитков средневековья, фактически выполняет роль тормоза в отношении законопроектов, принятых палатой общин. Еще в Акте о парламенте 1911 г. говорилось о намерении “заменить палату лордов... иной палатой, основанной на начале народного представительства и не наследственной более”. Г.С.Гумпилович, видный советский государствовед, писал еще в 1927 г.: “Общественное мнение утверждало, что палата общин представляет всех, тогда как палата лордов не представляет никого. Отношение между ними должны были складываться, очевидно, вполне мирно, ибо трудно представить себе ссору между всеми и никем. В действительности, однако, схема эта осложнилась тем, что... палата лордов вполне отождествилась с консервативной партией”. С тех пор ситуация не изменилась. В июне 1984 г. из 1190 членов палаты лордов 460 считали себя консерваторами, 133 - лейбористами, 39 - либералами, 38 - социал - демократами, 2 - коммунистами, 209 - независимыми - беспартийными, 50 - не принадлежащими к какой - либо партии, 259 - не заявили о своей партийной принадлежности. В 80 - х годах палата продолжает играть заметную роль в государственном механизме. Хотя зарегистрировано не очень много случаев, когда палата лордов открыто выступала против нижней палаты (в 1900 
- 1979 гг. - всего 21, причем после второй мировой войны только 9, а последний случай имел место 22 ноября 1976 г.), тем не палата оказывает несомненное воздействие на законодательный процесс, не только задерживая его, но и влияя по существу на рассматриваемые законопроекты.

     В начале нынешнего века обе палаты парламента имели равные полномочия; с тех пор, однако, верхняя палата неоднократно реформировалась. С этой целью издавались законы, затрагивающие состав палаты и ее полномочия (акты о парламенте 1911, 1949 гг., Акт о пожизненном пэрстве 1958г., Акт о пэрах 1963 г.) или предпринимались другие меры в отношении этой палаты. Политические партии имеют различные взгляды на судьбу палаты лордов. Коммунисты, например, давно ратуют за ее ликвидацию. Последнее по времени и наиболее решительное суждение было сформулировано лейбористской партией на конференции 1977 г., когда она потребовала “безотлагательного” упразднения верхней палаты и реформы парламента в действительный однопалатный законодательный орган. И несмотря не то, что именно лейбористы в то время находились у власти, они не осуществили своей угрозы. Основная причина, мешающая упразднить парламентскую структуру - заинтересованность правящих партий в существовании палаты лордов. Основная позиция консервативной партии всегда была одной и той же: защита этого недемократического элемента в системе государственной власти страны. Предложения консерваторов всегда сводились к минимальным реформам, не угрожающим существованию палаты.

     Господство  двухпартийной системы приводит к тому, что одна из партий - консервативная или лейбористская - обладает большинством мест в палате общин. Правительство, контролирующее это большинство, фактически осуществляет полномочия парламента. Практически только правительство обладает законодательной инициативой и ни один законопроект, исходящий от депутатов не может быть принят, если он не пользуется правительственной поддержкой. Принимаемое в широких масштабах делегированное законодательство, почти не подверженной парламентскому контролю, бессилие парламента в финансовой и бюджетной областях, как и в сфере контроля за деятельностью правительства, - все это говорит об упадке британского парламента, “матери парламентов”, знавшего в прошлом лучшие времена.

     Главой  государства является монарх, Королева Елизавета II занимает свой пост с 1952 г. является 42 монархом Великобритании и 6 по счёту королевой. Её власть является номинальной, т.е. “ царствует, но не управляет”. Власть переходит по наследству от одного представителя царствующей династии к другому в установленном законе порядке.

     Денежное  содержание королевы складывается из доходов от её личного имущества и ассигнований из государственного бюджета, получаемых ею по цивильному листу, принимаемому парламентом. При королеве состоит совет, который помогает ей управлять.

     Полномочия  Королевы Великобритании:

     - королева является главой государства, исполнительная власть принадлежит главе правительства;

     - является главнокомандующим вооружённых  сил;

     - имеет право поощрять за заслуги  перед государством, предоставлять  почётное гражданство;

     -представляет  государство на международной  арене, но согласует свои действия с внешнеполитическим курсом Правительства;

     - все акты, исходящие от королевы  подлежат конт - ассигнации, т.е. акты, подписываются премьер-министром;

     - имеет право вето на законы  принятые парламентом;

     Английская  корона около 280 лет не пользуется своим правом абсолютного вето, но это право не отменено и оно может быть использовано при чрезвычайных обстоятельствах.

     - королева может созывать внеочередную  сессию парламента;

     - королева в своей деятельности  независит от политических партий;

     - королева может распустить парламент  и назначить внеочередные выборы  в том случае, если парламент  выразит недоверие правительству  и другие полномочия.

     Монархия - наиболее древний политический институт Великобритании. 
Наследственный король или королева - глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главной судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма немногочисленны.

     Негативные  последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими  авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе премьер - министра, когда отсутствует в палате общин большинство у какой либо партии; косвенное воздействие монархии, как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелания менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия - идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сравнительная характеристика конституций Японии и Великобритании