Сравнительная характеристика конституций Японии и Великобритании

Автор: Жекю Татьяна, 02 Декабря 2010 в 04:03, реферат

Описание работы

Все конституции делятся, в зависимости от формы на: писаные и неписаные. По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3


1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИИ

1.1 ЯПОНИЯ………………………………………………………………..5

1.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………..……8

2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ

2.1 ЯПОНИЯ…………………………………………………………….…13

2.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………..…..14

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

3.1 ЯПОНИЯ……………………………………………………………....17

3.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………...….22

ВЫВОД…………………………………………………………………….……..28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..……29

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО  «Дальневосточный государственный  университет

путей сообщения»

Социально-гуманитарный институт 

Кафедра «Гражданское,

предпринимательское и

транспортное право» 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран

Тема:  Сравнительная характеристика конституций  Японии и Великобритании 
 

Выполнил: студентка 723 группы

Жекю  Т.Д.

Проверил: преподаватель кафедры

Филатов А. Е. 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск

2009

ПЛАН 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИИ

     1.1 ЯПОНИЯ………………………………………………………………..5

     1.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………..……8

2.  ОСОБЕННОСТИ  КОНСТИТУЦИИ

     2.1 ЯПОНИЯ…………………………………………………………….…13

     2.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………..…..14

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ВЛАСТЬ

     3.1 ЯПОНИЯ……………………………………………………………....17

     3.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………...….22

ВЫВОД…………………………………………………………………….……..28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..……29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Термин  «конституция» (от латинского слова constitutio — установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности Теоретическое обоснование необходимости такого акта, разработка понятия «конституция», принятие первых конституций были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, «права-привилегии» (К. Маркс).

     Высшая  юридическая сила конституции означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе  они недействительны.

     Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разделов, частей), статей, которые в свою очередь могут делиться на пункты, обозначенные цифровой или буквенной нумерацией. В редких случаях (например, в Венгрии) вместо статей имеются параграфы. Завершается конституция переходными и заключительными постановлениями, которые предусматривают преемственность государственной власти, порядок создания новых органов. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни (например, полномочий федерации и субъектов), текст клятвы президента и др. Неотъемлемой частью конституции являются в некоторых странах (США и др.) поправки к ней, они не вносятся в текст, а прилагаются к конституции.

     Все конституции делятся, в зависимости  от формы на: писаные и неписаные. По порядку издания конституции  зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными.

     Для того, чтобы лучше проанализировать и понять деление конституций, их сходства и различия, рассмотрим такие  два основных закона  как конституцию  Японии и конституцию Великобритании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИИ

     1.1 ЯПОНИЯ 

     Конституционное развитие Японии началось в 1889г., когда  была принята первая японская конституция. Данная конституция закрепила результаты революции Мэйдзи. Несмотря на свой консерватизм архаичность (закрепление  сословных различий и привилегий, большие полномочия императора, наличие особой наследственной палаты в парламенте для аристократии - Палаты пэров), Конституция 1889г. дала мощный толчок экономическому и политическому развитию страны.

     После поражения Японии во второй мировой войне и ее оккупации американскими войсками началась разработка новой конституции. Важной особенностью новой конституции было то, что она разрабатывалась при активном участии и под давлением Дальневосточной комиссии - оккупационного органа, который имел полномочия на коренную реформу японской конституции.

     Ведущую роль в деятельности Дальневосточной  комиссии играли ученые и генералы США. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.

     Окончательно новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 года и вступила в силу 3 марта 1947г. Данная конституция действует и по сей день, и в силу своей "жесткости" она осталась в неизменном виде.

     Разберем  конституционное развитие Японии развернуто и последовательно.

     Япония  в течение длительного времени  была закрытой для внешнего мира страной. Только в 1858г. она была вынуждена  открыть свои порты для иностранных  судов, подписав торговые договоры с  Россией, США, Францией и Нидерландами и предоставив этим странам огромные привилегии (режим экстерриториальности, разрешение споров через консулов, а не путем обращения в "смешанные суды" при разногласиях между гражданами указанных стран и японскими подданными). В конце 70-х гг. XIX в. началось "приобщение" Японии к европейскому праву. Правящие круги должны были выбрать один из двух путей: воспринять либо европейскую, либо англосаксонскую модель права. Последняя была весьма сложна для японского восприятия. Была выбрана французская модель, которая в то время обладала высокой престижностью (международная роль Франции в эпоху Наполеона I и Наполеона III, распространенность в других странах мира, простота построения). В страну были приглашены французские специалисты, которые в конце 1870-х гг. разработали два Кодекса - уголовный и уголовно-процессуальный. Они были промульгированы Императором и вступили в силу в 1877г. Были начаты работы по кодификации гражданского права. В конце 80-х гг. наметился отход от французских образцов и переход к концепциям германского права, что объяснялось политическими причинами, а именно поражением Франции в войне с Пруссией в 1871г., установлением во Франции республиканской формы правления. Японскому дворянству (самураям), которым собственный Император служил олицетворением Бога, был более по душе германский император Вильгельм II (1859-1941), чем французский республиканский Президент.

     Первая  Конституция Японии (Конституция  Мэйдзи), принятая в 1889г., была в значительной мере "списана" с монархической  Конституции Пруссии 1851г. и отчасти с других актов. Прусская же Конституция включала, в свою очередь, идеи и нормы более ранних германских актов: Основных законов Баварии 1818г., Бадена 1818г., Вюртемберга 1819г. и Гессена 1820г. По свидетельству самих японских ученых, только три статьи (1-я, 31-я и 71-я) Конституции 1889г. могли считаться вполне оригинальными. Первая из них говорила о том, что Империя находится под нерушимым на вечные времена господством и управлением династии Императора; вторая - о том, что провозглашенные права и свободы не касаются полномочий, которыми располагает Император во время войны или в случае национального бедствия; третья - о том, что при непринятии Парламентом бюджета или его несоставлении Правительство применяет бюджет прошлого года. Последняя норма напоминала методику О.Бисмарка (1815-1898) управлять Германией без бюджета. Остальные 46 статей совпадали с соответствующими нормами Конституции Пруссии и 18 статей - с нормами конституций других государств.

     Всего в акте было 76 совершенно неразвернутых  статей, по стилю изложения весьма похожих на телеграфные сообщения. 

     Коренные  изменения, своего рода революция в  государственном строе Японии, произошли  после ее поражения во Второй мировой  войне и оккупации страны войсками США в 1945-1952 гг. 2 сентября 1945г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции, а еще в середине августа того же года Правительство страны приняло Потсдамскую декларацию союзных держав, подписанную в июле 1945г. Целями оккупации Японии провозглашались демилитаризация страны, наказание военных преступников. Декларация предусматривала кардинальный пересмотр всех институтов в Японии, превращение страны в демократическое и мирное государство. Специальная комиссия, сформированная Правительством Японии в конце 1945г., при разработке проекта новой Конституции не пожелала, однако, отказываться от многих прежних институтов и сохранила основные направления прежнего Основного закона. Проект ограничился усилением роли Парламента и оставил в неприкосновенности принцип суверенитета Императора и существование вооруженных сил.

     Будучи  предупрежденным о том, что Дальневосточная  комиссия (в нее входили представители  СССР, Филиппин, Австралии), имевшая  полномочия по контролю за конституционной реформой, "не пропустит" такой проект и, более того, будет настаивать на ликвидации института монарха, главнокомандующий американскими войсками в Японии генерал Д.Макартур (1880-1964) предпринял инициативу разработки кардинально нового проекта нового Основного закона. Поэтому в зарубежной литературе японскую Конституцию 1947г. иногда называют "Конституцией Макартура".

     Правительство приняло предложенный проект, отказавшись  совершенно упразднить пост Императора. Император Хирохито (1901-1989) согласился с достигнутым соглашением и предложил сотрудничать с оккупационными властями. Проект был передан в Парламент, избранный 10 апреля 1946г. Процедура принятия осуществлялась по правилам Конституции 1889г. (ст. 73); в ней участвовали Палата представителей и Палата пэров. Под контролем оккупационных властей в текст были внесены некоторые изменения. 6 октября 1946г. проект был практически единогласно принят палатами Парламента, затем Тайным советом и Императором 3 ноября того же года. Новая Конституция вступила в силу 3 мая 1947г.

     Конституция 1947г. произвела настоящую революцию в системе государственных ценностей Японии. Она была формально выработана с соблюдением норм о пересмотре, содержащихся в Конституции 1889г. Однако сам характер нового закона говорит о ее непреходящем значении. Институт монарха был оставлен даже при провозглашении народного суверенитета в качестве источника власти. Но правовое положение Императора было сведено до положения, когда он царствует, но не правит; он выступает лишь в качестве символа государства и единства нации. О священности особы Императора не упоминается в новом Основном законе. Кардинальное изменение роли главы государства - первая и важнейшая черта новой Конституции. 

     1.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 

     Исторические  особенности развития государства  обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта в качестве конституции. Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее содержания или сущности. По форме британская конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер; она слагается из двух частей - писанной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права; поэтому конституционное законодательство кажется не очень четким, определенным. Британскую конституцию часто называют неписаной, имея ввиду то обстоятельство, что она никогда не была “записана” в едином акте, Писанная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.

     Писанная  часть включает в себя статусное  право, т.е. принятые в различные  годы и даже эпохи парламента, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, и судебные решения(прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный на бумаге, характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права. выражение “писанный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписаный” закон употребляется для обозначения закона, непринимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему 
“общего права”; они затрагивают главным образом права и свободы граждан, а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.

Информация о работе Сравнительная характеристика конституций Японии и Великобритании