Сравнительная характеристика конституций Японии и Великобритании

Автор: Жекю Татьяна, 02 Декабря 2010 в 04:03, реферат

Описание работы

Все конституции делятся, в зависимости от формы на: писаные и неписаные. По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3


1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИИ

1.1 ЯПОНИЯ………………………………………………………………..5

1.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………..……8

2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ

2.1 ЯПОНИЯ…………………………………………………………….…13

2.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………..…..14

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

3.1 ЯПОНИЯ……………………………………………………………....17

3.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ……………………………………………...….22

ВЫВОД…………………………………………………………………….……..28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..……29

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

     К собственно неписаной части относятся  конституционные соглашения, нигде  юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычай представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практики эти прерогативы осуществляются короной(монархом) по получении одобрения правительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами; в частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами.

     Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение.Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай; для этого нет какого - либо специального органа. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

     Статусное право носит фрагментальный характер; парламентских актов по конституционным  вопросам насчитывается около четырех  тысяч, и это число постоянно  увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому - либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом положении личности, - например, Habes corpus act 1679 г., Билль о правах 1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного и уголовно - процессуального права), законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в акта делегированного законодательства.

     Своеобразная  система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой - либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

     Названные источники конституции, однако, постепенно эволюционируют: заметно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствует созданию единообразных правовых норм. В то же время такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении общего права. 
Несомненно, что британская конституция по форме очень отличается от других конституций капиталистических стран, хотя и не является абсолютно уникальной. Подобную форму имеет новозеландская конституция. Основной закон 
Канады 1982г. с изданием Акта о Канаде приобрел систематизированный характер, включив в себя 25 актов, начиная с 1867г. регулирующих как конституционные, так и не конституционные вопросы, и оставив за своими пределами некоторые нормы чисто конституционного характера(например, касающиеся избирательного права).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.  ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ

     2.1 ЯПОНИЯ 

     Можно выделить следующие особенности действующей конституции 1947г. (и ее отличие от прежней конституции 1889г.):

     – закреплен принцип народного  суверенитета;

     – сохранена конституционная монархия во главе с императором, однако полномочия императора существенно ограничены;

     – высшим органом государственной  власти объявлен парламент;

     – ликвидирована наследственная Палата пэров парламента;

     – предусмотрена двухпалатная структура  парламента, состоящего из двух выборных палат - Палаты представителей и Палаты советников;

     – парламенту предоставлено право  формировать правительство;

     – правительство стало ответственным  перед парламентом, а не перед  императором;

     – ликвидированы сословия (пэры, князья и т.д.)

     – закреплены основополагающие права и свободы человека;

     – конституционно закреплен принцип-обязательство  об отказе Японии от войны и вооруженных  сил (ст. 9: "Японский народ на вечные времена отказывается от войны как  суверенного права нации, а также  от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров");

     – на основании данной нормы конституции  Япония и до настоящего времени официально не имеет своей армии (кроме немногочисленных сил самообороны).

     Пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме.

     Однако  практика пересматривать конституцию  Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде.

     Япония - унитарное государство, административно-территориальными единицами которого являются: Токийский столичный округ, остров Хоккайдо; 43 префектуры, в которых избираются местный представительный орган и губернатор.  

     2.2 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 

     Особенности британской конституции объясняются  условиями политического развития страны. Она формировалась под  воздействием борьбы между буржуазией, которую представлял парламент (точнее, его нижняя палата общин), и дворянством, интересы которого выражал монарх. После прихода к власти буржуазии на формировании конституции отражается политическая борьба рабочего класса за свои права и интересы. Конституция Великобритании содержит ряд уступок требованиям трудящихся.

     Своеобразная  форма британской конституции влечет ряд последствий; прежде всего, входящие в нее компоненты исключают какой - либо особый порядок их принятия, изменения или отмены. Другими словами, конституция относится к числу гибких, т.е. изменяемых с соблюдением обычной процедуры в парламенте или в условиях обычного судопроизводства. Следующая особенность –  отсутствие органов конституционного контроля, так как невозможно сопоставлять издаваемые акты, принимаемые судебные решения с уже существующими парламентскими законами и действующими судебными решениями, если эти законы и решения не обладают повышенной юридической силой. Тем более нельзя определить, соответствует ли издаваемый акт конституционным соглашениям, нигде юридически не зафиксированными.

     Из  характера конституции вытекает и то, что труды ученых - юристов признаются за источник конституционного права, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализ писанных и неписаных норм конституции. 
Толкование законов, прецедентов и обычаев является не первичным, а производным источником права. Названная роль юристов подтверждается судебной практикой. Так, палата лордов в 1920г. по делу Attorney - General v.De Keyser v.Royal Hotel Ltd. прямо восприняла предложенное выдающимся английским государствоведом конца прошлого века А.В.Дайси определение королевской прерогативы. “Раньше существовало созданное практикой правило, что при жизни автора нельзя ссылаться в суде на его работу. Это правило, которое, по - видимому не имело никаких логических оснований, теперь не особенно принимается в расчет, и некоторые авторы, даже авторы статей в периодической печати, еще при жизни получают удовлетворение от того, что к их мнению присоединяются судьи”.

     Важнейшая часть любой писаной конституции - хартия, билль или отдельный  раздел, посвященный основным правам человека. В британской конституции такого обобщающего раздела или акта нет; несколько законодательных текстов содержат лишь отдельные права и свободы, регулируют главным образом вопросы, связанные с произвольным арестом, с правами сторон в судопроизводстве. Политические права устанавливаются несколькими актами парламента (о народном представительстве 1983 г. и др.), многие права и свободы определяются судебными прецедентами.

     Для британской конституции в большей  мере, чем для других основных законов  капиталистических стран, свойственен формализм, разрыв с действительностью. Этому способствует и то обстоятельство, что многие нормы, институты, органы, созданные очень давно, иногда несколько веков назад, официально продолжают действовать, не будучи отмененными. Названная особенность была замечена английскими учеными еще в середине прошлого века. Крупнейший представитель английской государственно - правовой науки В.Беджгот писал: “Писатель, пытающийся дать изображение современной ему конституции, поставлен в тупик и смущен: предмет его наблюдений с каждым днем изменяется; он должен изобразить его таким, каким он был в какой - нибудь определенный момент времени, иначе он соединит в своем изображении то, что в действительности никогда не существовало одновременно”. Наиболее ярко этот разрыв заметен в положении центральных органов государственной власти. Будучи парламенской монархией, Великобритания формально управляется монархом с весьма обширными юридическими полномочиями. При монархе состоит тайный совет, который опять же по конституции помогает управлять ему страной. Все законодательные, исполнительные и судебные органы формально получают свою власть от монарха, Фактически же страной управляет правительство, а точнее премьер - министр, в подчинении которого находится и парламент. Тайный совет существует и поныне, но монарх не является “хозяином” даже этого органа; его состав формируется помимо монаршей воли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

     3.1 ЯПОНИЯ 

     В преамбуле Конституции был закреплён  принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена под давлением прежде всего правых сил и определённых социально-психологических факторов, консервативного монархического сознания большинства японцев, особенно в сельской местности. Сохранение монархии предполагало вместе с тем радикальное изменение роли и места императора в государстве.

     Конституция сохраняла династическую преемственность  императорского трона. Согласно ст. 1, император  является "символом государства  и единства народа". Такая формула  монархии не встречается ни в одной из современных конституций, что давало возможность некоторым японским государствоведам говорить о том, что в Японии фактически установлена не монархия, а республика.

     В явном противоречии со ст. 4 Конституции, отказывающей императору в праве  осуществлять государственную власть, за ним был закреплён ряд конституционных полномочий: на в духе английского конституционализма он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного Суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет: промульгацию (официальное опубликование) поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламентских сессий, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и некоторое другое.  
Согласно ст. 3, все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты и приобрести законную силу не иначе как по совету и со одобрения кабинета министров, который несёт за них ответственность перед парламентом. Конституция подразумевает под государственными делами императора, таким образом, лишь обязанности процессуального характера. Но он по-прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны, в чём его прямо не ограничивает Конституция. Например, в Конституции нет положений, которые исключили бы возможность императора отвергать решения правительства. Тем самым этой "спящей" прерогативой резервируются его возможности в чрезвычайных ситуациях противодействовать правительственному курсу.  
Конституция подрывала не только политические, но и экономические позиции императорского дома. Согласно ст. 88, имущество императорской фамилии было передано государству, национализированы императорская земельная собственность, капиталы в виде акций компаний, банковских вкладов, облигаций. Доходы императорской семьи ограничиваются ныне бюджетными ассигнованиями, утверждаемыми парламентом. Это положение было закреплено Законом о хозяйстве императорского двора 1947 г.  
Таким образом, конституция отвела императору роль английского монарха, который “царствует, но не управляет”, олицетворяя вместе с тем историческую преемственность в развитии государства, некую незыблемость его основ. Не исключено, что правящие круги хотят видеть в монархии определённый идейно-эмоциональный фактор воздействия на граждан, особенно при возникновении исключительных, чрезвычайных обстоятельств.  
Верноподданнические настроения японцев поддерживаются Управлением императорского двора при прямой поддержке правящей либерально-демократической партии и правительства путём проведения многочисленных ритуальных мероприятий, связанных с жизнью императорской семьи, и пр. Ритуал, хотя и в меньшей степени, продолжает вплетаться в сферу японской политики. Статья 20 Конституции рекомендует государству и его органам лишь воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности, а также принуждать японцев к участию в каких-либо религиозных актах, празднествах, церемониях и обрядах.  
Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентскую монархию. Парламенту при этом была отведена роль "высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны". В соответствии с этим были ликвидированы органы, стоящие ранее над парламентом, - Тайный совет и др. Сразу же по вступлении Конституции в силу из неё была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Информация о работе Сравнительная характеристика конституций Японии и Великобритании