Соотношение международного права и национального права рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить вопросы взаимодействия международного и внутригосударственного права.
Для достижения цели работы были поставлены конкретные задачи.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теории соотношения международного и внутригосударственного права в современных условиях.
2. Изучить механизм взаимодействия норм международного и внутригосударственного права.
3. Определить место и роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в правовой системе Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как методы анализа, синтеза аналогии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 4-5
Глава 1. Соотношение международного и национального права в современных условиях…………………………………………………………...6-13
1.1. Сходные и отличительные черты международного и национального права……………………………………………………………………………..…6-8
1.2. Концепции соотношения международного и национального права………………………………………………………………………………9-11
1.3. Основные аспекты проблемы соотношения международного и внутригосударственного права………………………………………………..11-13
Глава 2. Механизм взаимодействия норм международного и внутригосударственного права………………………………………………...14-21
2.1. Механизм процесса взаимодействия международной и внутригосударственной правовых систем…………………………………….….14
2.2. Особые виды имплементации международных норм: трансформация и отсылка…………………………………………………………………….......15-16
2.3. Соотношение обычных и договорных норм международного права в национальном праве…………………………………………………………….16-19
2.4. Принципы соотношения норм международного и внутригосударственного права………………………………………………...19-21
Глава 3. Место и роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в правовой системе Российской Федерации…………………………………………………………22-32
3.1. Значение общепризнанных принципов международного права……………………………………………………………………………..22-24
3.2. Общепризнанные принципы и нормы международного права в национальном праве РФ………………………………………………………..24-28
3.3. Международные договоры в правовой системе России………….28-31
3.4. Определение иерархии юридической силы соотношения норм международного и российского национального права……………………. 31-32
Заключение 33
Список использованных источников литературы……………………..34-35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.44 Кб (Скачать)

     Общепризнанные  принципы и нормы международного права, а также ратифицированные международные договоры занимают прочные  позиции среди федеральных источников конституционного права, уступая в  юридической силе лишь положениям Конституции  России, федеральных конституционных  законов о поправках к Конституции  РФ и иным федеральным конституционным  законам. А согласно ч. 1 ст. 17 в области  защиты прав человека и гражданина занимают приоритетное положение наряду с конституционными нормами. Правило  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о приоритете международных договоров над  нормами национального законодательства обязательно для правотворческих  и правоприменительных органов  как Российской Федерации, так и  субъектов Федерации. Поэтому важным фактором укрепления российской государственности  должно стать проникновение в  сознание законодателя и должностных  лиц всех уровней идеи о важности норм общего международного права и  необходимости имплементации его  общих принципов и норм в национальном законодательстве.

     Из  анализа научной литературы и  судебной практики можно сделать  вывод о том, что существует определенная сложность применения общепризнанных принципов и норм международного права, связанная с тем, что они  не зафиксированы в каком-либо едином международно-правовом акте, а "распылены" во всем массиве обычаев и договоров  общего международного права. Даже основные принципы международного права не кодифицированы, отчего их число и формулировки в  различных международных актах  не идентичны. Поэтому общее международное  право, а также внутреннее право  многих государств находят выход  из затруднительных ситуаций в толковании международно-правовых норм судом. Таким  образом, по нашему мнению, является целесообразным наделение Конституционного Суда РФ полномочиями по установлению содержания и источников закрепления общепризнанных принципов и норм международного права. А для более эффективного применения данного рода норм считаем целесообразным издание единого постановления Конституционного Суда РФ, в котором, опираясь, например, на опыт Германии, аккумулировались бы те общепризнанные принципы и нормы международного права, которые Российская Федерация считает частью своей правовой системы.

     К числу таковых, например, можно отнести  следующие принципы и нормы.

     1. Недопустимость произвола при  толковании закона правоприменителем.

     2. Определенность, ясность, недвусмысленность  правовой нормы.

     3. Принцип поддержки доверия гражданина  к закону и действиям государства.

     4. Принцип правового государства.

     5. Принцип равенства граждан перед  законом.

     6. Принцип разделения властей.

     7. Принцип соразмерности ограничения  прав и свобод конституционно  значимым целям.

     8. Принцип справедливости и соразмерности  мер юридической ответственности.

     9. Баланс интересов при установлении  форм ее применения (юридической  ответственности).

     10. Принцип уважения достоинства  личности как равноправного субъекта  во взаимоотношениях с государством.

     11. Принцип недопустимости придания  обратной силы закону, ограничивающему  права граждан, вводящему или  ограничивающему налоги, влияющие  на уголовную наказуемость деяния.

     12. Принцип запрета сверхформализма.

     13. Принцип презумпции невиновности33.

     Помимо  этого, значительным упущением авторов  действующей Конституции РФ, на наш  взгляд, является существующий пробел, касающийся определения общих целей  и принципов внешней политики государства. Основные принципы международного права конституционно были закреплены в качестве принципов внешней  политики СССР и РСФСР. В Конституции  РФ 1993 г., к сожалению, положения о целях и принципах внешней политики отсутствуют. 

     3.3. Международные договоры  в правовой системе  России

     Конституция России в ряде случаев напрямую предписывает руководствоваться общепризнанными  принципами и нормами международного права. Таковыми являются положения  ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69. Вместе с тем Конституция  РФ умалчивает о других случаях, когда  было бы уместно вспомнить о нормах международного права. Так, к совместному  ведению Федерации и ее субъектов  отнесено выполнение только международных  договоров, а не норм международного права вообще (п. "о" ст. 72). Недостаточное  внимание уделяется международному праву в нормотворческой деятельности разных уровней. Особенно важной представляется проблема правомочности субъектов  Российской Федерации в решении  вопросов о правах и свободах человека на местном уровне. Важным аспектом такого рода отношений также является соблюдение основополагающих принципов  и правил, заключенных в международных  нормах. Например, в Венской декларации и Программе действий, принятых 25 июня 1993 г. Всемирной конференцией по правам человека, говорится, что региональные механизмы играют основополагающую роль в защите прав людей, они должны содействовать укреплению универсальных (международных) стандартов в области прав человека. Там же отмечается, что каждое государство имеет право избирать такие структуры, которые в наибольшей мере соответствуют его конкретным потребностям на национальном уровне.

     Помимо  этого, в Конституции России не определен  и механизм контроля за соответствием  национального права международным  обязательствам страны. Конституционный  Суд РФ решает дела лишь о соответствии Конституции РФ "не вступивших в  силу международных договоров Российской Федерации" (п. 2 "г" ст. 125). При  этом ст. 15 располагается в первой главе Конституции РФ и, следовательно, входит в ряд основ конституционного строя России.

     Конституция как основа правовой системы государства  обладает высшей юридической силой, приматом в отношении всех остальных  норм. Международное право учитывает  особый статус конституции, определяющей и закрепляющей законодательно социально-политическое устройство страны, ее правовой системы. Утверждая суверенное право каждого  государства свободно выбирать и  развивать свою правовую систему, оно  требует уважения к установленному конституцией правопорядку.

     Вместе  с тем свобода государства  в определении характера своей  правовой системы не является неограниченной. Принцип суверенного равенства  государств, закрепляя их право на свободный выбор политико-правовой системы, в то же время взаимосвязан с другим основополагающим принципом: "Каждое государство обязано выполнять  полностью добросовестно свои международные  обязательства". Добросовестное выполнение обязательств по международному праву  предусматривает, что при осуществлении  своих суверенных прав, включая право  устанавливать законы и административные правила, государства "будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву"34.

     Конституция РФ 1993 г. затрагивает многие вопросы международного права. Это и права человека, вопросы территории и границ, ратификация международных договоров, дипломатические отношения и многое другое. Одним из важных нововведений является принципиальное решение в ней вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права, признании приоритета международных договоров Российской Федерации над ее внутренними законами.

     В пункте 4 ст. 15 Конституции РФ сформулированы две связанные между собой  конституционные нормы: о включении  общепризнанных принципов и норм международного права и международных  договоров России в правовую систему  Российской Федерации и о приоритете применения правил международных договоров  РФ перед российскими законами. Федеральный  закон от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации"35 законодательно закрепил в преамбуле положение о том, что Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение обычных и договорных норм. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться прямо на нормы международного права при разрешении споров между собой и с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Конституция РФ закрепила свою высшую юридическую силу и соответственно установила, что "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15). И хотя нормы международного права не упомянуты, положение о высшей юридической силе Конституции РФ распространяется на все нормы правовой системы страны.

     Это положение широко признано как в  отечественной, так и в международно-правовой литературе. Так, В.А. Карташкин пишет, что Конституция России, "признавая  приоритет международного права  над внутригосударственным законодательством, не распространяет это верховенство на Основной закон страны"36. К этой же мысли присоединяется и О.Е. Кутафин37. Будучи включенными Конституцией РФ в правовую систему страны, нормы международного права обретают способность регулировать внутригосударственные отношения, в том числе и конституционные. А И.И. Лукашук вообще рассматривает возможность изменения Конституции на базе договора38. 

     3.4. Определение иерархии  юридической силы  соотношения норм  международного и  российского национального  права

     Включение Конституцией России общепризнанных принципов  и норм международного права и  международных договоров Российской Федерации в правовую систему  нашей страны является важным историческим шагом. Оно коренным образом меняет понятие правовой системы России, структуру системы источников конституционного права, в том числе ставит по-новому вопрос о соотношении, иерархии правовых актов по их юридической силе.

     Актуальный  вопрос, который при этом возникает, заключается в установлении иерархии юридической силы в процессе применения и исполнения этих норм в системе  источников конституционного права  России. Ведь от того, что указанные  международные нормы включены в  российскую правовую систему, они не перестают быть нормами международного права, являющегося самостоятельной  правовой системой, и каждая из этих систем сохраняет свои особенности  в определении иерархии юридической  силы соответствующих правовых норм и соотношения актов (норм) международного и российского национального  права.

     Таким образом, в связи с тем, что  обычная и договорная нормы международного права обладают равной юридической  силой, равным правовым статусом, можно  утверждать, что общепризнанные принципы и нормы международного права  обладают таким же юридическим статусом в рамках российской правовой системы, как и договорные нормы. Если же общепризнанная норма или принцип будут иметь меньшую юридическую силу, чем закон, это может привести к нарушению Россией своих международных обязательств, которые она, как и другие субъекты международного права, берет на себя добровольно. То есть в случае возникновения коллизии между общепризнанной нормой и правилом, предусмотренным в законе, приоритет в применении должен быть за общепризнанной нормой международного права. В своей деятельности данное положение следует применять всем.

 

      Заключение

 

     Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

     Соотношение двух систем права определяется взаимодействием  регулируемых ими отношений. Первоначально  международное право не оказывало  влияния на внутреннее право. Решающим было влияние внутреннего права, как более развитого. Проблема привлекла  к себе внимание лишь в конце XIX в.

     Можно сделать вывод, что, несмотря на сохраняющиеся разногласия в вопросе о приоритете норм международного или внутреннего права, абсолютное большинство ученых единодушны в одном: оценка международного и национального права как самостоятельных, но вместе с тем взаимосогласованных и взаимодействующих правовых систем стала общепризнанной. Такая точка зрения, на наш взгляд, является единственно верной. Поэтому как международный, так и российский внутригосударственные правотворческие процессы, говоря словами В.Г. Буткевич, "не накладываются друг на друга и не сталкиваются таким образом, чтобы появлялась необходимость определять преимущество одного из них. Они взаимодополняются и имеют каждый свою строго определенную направленность"39.

     В заключение следует отметить, что, несмотря на все особенности национальных правовых систем, государства в целом  стремятся достаточно надежно контролировать воздействие международных норм на внутреннее право. Вместе с тем  в практике государств постепенно утверждается принцип благожелательного отношения  к международному праву, в соответствии с которым считается предпочтительным такое толкование внутреннего права, которое соответствует принципам  и нормам международного права.

 

      Список использованных правовых актов и  литературы

 

     1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25.12.1993г.

     2. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007г.) // СЗ РФ, 17.07.1995, N 29, ст. 2757.

     3. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. N 10-П // "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", 1995 г., N 5.

     4. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975.

     5. Анцилотти Д. Курс международного права. Т. 1. М., 1961.

Информация о работе Соотношение международного права и национального права рф