Социальные последствия международных вооруженных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

цель работы: рассмотреть основные проблемы социального характера, вызванные международными вооруженными конфликтами, и предложить наиболее оптимальные способы их разрешения.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение международному конфликту в общем и, в частности, международному вооруженному конфликту;
2. Рассмотреть последствия международных вооруженных конфликтов последнего времени;
3. Проанализировать нормативно-правовые акты в отношении жертв последствий международных конфликтов и их применение субъектами международного права;
4. Рассмотреть деятельность ООН и других международных организаций в области гуманитарной помощи жертвам международных вооруженных конфликтов, и результаты этой деятельности;
5. Рассмотреть понятие социальной медицины как общественное явление и как часть социальной работы;

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 81.32 Кб (Скачать)

2. Конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. Женева, 12 августа 1949 года.;

3. Конвенция (III) об обращении с военнопленными. Женева, 12 августа 1949 года;

4. Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. Женева, 12 августа 1949 года.

     Эти четыре Конвенции являются основой  международного гуманитарного права. Но национально-освободительные войны 70-ых годов XX века показали, что было необходимо развивать нормативную базу в этой сфере. Так, были приняты два Дополнительных Протокола 1977 и позднее Протокол 2005г:

    1. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977г.;

    2. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол II) от 8 июня 1977г;

    3. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы (Протокол III) от 8 декабря 2005г.

     Кроме Женевских Конвенций и Дополнительных протоколов, две Гаагские Конференции (Конференция 1899г. и 1907г) играют важную роль в вопросе международного гуманитарного права.

 

     Прочие  нормативные акты, представляющие интерес  для международного гуманитарного  права:

    • Гаагская конвенция от 14 мая 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, 14 мая 1954 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, 10 апреля 1972 года;
    • Конвенция ООН о запрещении или ограничении обычного оружия 1980 года;
    • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, 25 мая 2000 года;
    • и др.
 

     Таким образом, международное законодательство о защите жертв вооруженных конфликтов достаточно развито. Но проблема международного права состоит в том, что не все государства являются членами  всех соглашений, конвенций или договоров. И если государство не является участником соглашения, оно не обязано выполнять  его  условия, за исключением норм, имеющих универсальный характер.

 

    б. Жертвы вооруженных конфликтов.

     К жертвам вооруженных конфликтов относятся: военнопленные, раненые  и больные, лица из состава вооруженных  сил, потерпевшие кораблекрушение  на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях. Каждая из этих категорий  находится под защитой одной  из четырех соответствующих Женевских  конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г.

     Согласно  этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всех обстоятельствах  пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета  кожи, религии или веры, пола, происхождения  или имущественного положения или  любых других аналогичных критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение  увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее  обращение, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями21.

     Особой  защитой и покровительством пользуются дети. К женщинам предписывается относиться с особым уважением.

     С военнопленными воюющие обязаны  обращаться гуманно. Их запрещается  убивать, а также подвергать физическому  калечению, научным и медицинским  опытам. Они считаются находящимися во власти неприятеля, который несет  полную ответственность за их судьбу. Поэтому воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия  или запугивания, от оскорблений, уважать  их личность и честь, с военнопленными-женщинами  обращаться не хуже чем с мужчинами, не применять к военнопленным  никаких физических пыток и принуждения  для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер).

     Работа  военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться к  работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера. Военнопленные  могут поселяться в специальных  для них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской  помощью. Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным может  быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок  или преступление. 
Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. Однако частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

     Лица  из состава вооруженных сил воюющих  в случае их ранения или болезни  пользуются особой защитой. Женевские  конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы  к ним 1977 г. обязывают воюющие  стороны обеспечить медицинскую  помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают  убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и  предоставлять им те же условия, что  и своим раненым и больным. Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населению (а на море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты. Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не могут быть объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии все данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти22.

 

     II. 2. Деятельность ООН в гуманитарой области.

 

     Бесспорно, что ООН - организация, играющая главную  роль почти во всех международных  вопросах, в том числе при разрешении проблем, вызванных международными вооруженными конфликтами. Под эгидой ООН осуществляются миротворческие операции по всему миру.

 

    a. Миротворческие силы Организации Объединенных Наций.

     Миротворческие силы ООН берут свое начало в 1948 году.

     Под вооруженными силами ООН понимаются многонациональные  формирования военнослужащих, создаваемые по решению Совета Безопасности ООН в рамках операций, направленных на поддержание или восстановление международного мира и безопасности. Их создание и использование предусматриваются Уставом ООН в тех случаях, когда Совет Безопасности сочтет, что меры, не связанные с использованием вооруженных сил, могут оказаться или уже оказались недостаточными 23.

     Миротворческие  силы ООН способствуют достижению ряда целей, а именно: воспрепятствованию государству-агрессору в осуществлении своих планов; оказанию помощи соответствующим органам в наведении порядка внутри страны (в том числе совместно с гражданской и военной полицией ООН); расследованию инцидентов в приграничных зонах и контролю за выполнением соглашений о прекращении огня, за выводом войск и разоружением военных группировок (формирований, банд); разминированию местности; обеспечению доставки гуманитарной (медицинской) помощи; содействию в восстановлении разрушенных объектов в системе жизнеобеспечения населения с помощью имеющейся техники и специалистов.

     Проанализировав основные функции миротворческих сил, можно заключить, что их операции  связаны в большей степени с регулированием и разрешением самих конфликтов, а не с разрешением их последствий, но, тем не менее, в этой области также выполняют определенные задачи.

 

     Помимо  деятельности миротворческих сил, ООН реализует различные программы помощи в гуманитарной сфере. Существуют  четыре специализированных образования с различной компетенцией.

 

    б. Иные программы ООН.

    1.Программа  развития ООН (ПРООН);

    2. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ);

    3. Международный чрезвычайный фонд помощи детям Организации Объединённых Наций. (ЮНИСЕФ)

    4. Всемирная продовольственная программа (ВПП).

     Также важную роль играют Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

 

     Помимо  программ ООН, частные организации  также пересекают национальные границы, осуществляя свою деятельность в  гуманитарной сфере. Принимая во внимание конфликты второй половины XX века и процесс деколонизации и его последствия, очевидно, что для Международного Сообщества деятельности ООН не достаточно.

 

     II. 3. Неправительственнные организации по защите жертв вооруженных конфликтов.

 

     В настоящее время мы можем наблюдать  рост числа неправительственных  организаций. Первые неправительственные  организации носили религиозный  характер и появились приблизительно 1775. В XIX веке были созданы Интернационал, Красный Крест, Ассоциация Международного права, движения женщин и другие. Незадолго до Первой мировой войны насчитывалось 176 неправительственных организаций. В 1956 их количество было около 1000 и в 1970 приблизилось к 2000. В 1990-е годы количество вышеупомянутых организаций увеличилось с 6000 до 40000. И эти данные касаются только официально существующих организаций, в действительности их число выше24.

     Среди неправительственных организаций, действующих в гуманитарной сфере, как наиболее важные можно выделить следующие:

  1. Наблюдение  за правами человека (Human Rights Watch), созданная в 1978 и со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Это крупнейшая организация по правам человека. ХРВ поддерживает связь с жертвами и своими активистами, чтобы предотвратить дискриминацию, поддержать политическую свободу, защитить людей от негуманного поведения в военное время, и отдать преступников под суд.
  1. Международная Амнистия (Amnesty International), 1961год, Великобритания. Международная Амнистия – это всемирное движение людей, выступающих за соблюдение общепризнанных прав каждого человека.
  2. Врачи без границ (Médecins sans frontières), 1971г., Париж.

    Неправительственная международная организация по оказанию медицинской помощи людям, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов и стихийных бедствий.

  1. Oxfam International основана в Великобритании, Оксфорд, в 1942 г.

    Оксфам  – независимая международная  благотворительная организация, ее деятельность охватывает более 70-ти стран  мира.

  1. Международный Комитет Красного Креста (МКК), 1863Г., Женева.

Гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, является составной частью Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.Организация основана в 1863 году швейцарцем Анри Дюнаном.

  1. Коалиция за прекращение использования детей-солдат, созданная в 1998г., - международная НПО, в состав руководящего комитета которой входят также "Международная амнистия", Международная организация защиты детей, Международная федерация "Земля людей", Международный альянс за спасение детей, Иезуитская служба спасения и представительство квакеров при ООН в Женеве. Коалиция выступает за принятие и соблюдение национальных, региональных и международных правовых стандартов в этой области. К ним относится Дополнительный протокол ООН к Конвенции о правах ребенка, запрещающий использование детей в возрасте до 18 лет в вооруженных группах25.

     Проблема  детей-солдат остро проявляется  в странах Африки, таких как  Уганда, Бурунди, Берег Слоновой Кости, Республика Конго, Сьерра-Леона, Судан, Сомали.

       В большинстве случаев завербованные  - несовершеннолетние от 15 лет, но  существуют данные, что также  вербуются дети моложе 7 - 8 лет,  что нарушает предписания международных  организаций по правам человека.

Информация о работе Социальные последствия международных вооруженных конфликтов