Социальные последствия международных вооруженных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

цель работы: рассмотреть основные проблемы социального характера, вызванные международными вооруженными конфликтами, и предложить наиболее оптимальные способы их разрешения.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение международному конфликту в общем и, в частности, международному вооруженному конфликту;
2. Рассмотреть последствия международных вооруженных конфликтов последнего времени;
3. Проанализировать нормативно-правовые акты в отношении жертв последствий международных конфликтов и их применение субъектами международного права;
4. Рассмотреть деятельность ООН и других международных организаций в области гуманитарной помощи жертвам международных вооруженных конфликтов, и результаты этой деятельности;
5. Рассмотреть понятие социальной медицины как общественное явление и как часть социальной работы;

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 81.32 Кб (Скачать)

     Конституция Российской Федерации начинается словами: “Мы, многонациональный Народ Российской Федерации...”11.

     Преамбула Конституции Испании гласит: “ Испанская нация, желая установить справедливость, свободу и безопасность, а также обеспечить благополучие всех, кто ее составляют, используя свое суверенное право, заявляет о своем стремлении…»12.

     Конституция Соединенных Штатов говорит: “Мы, народ Соединенных Штатов...13. 

     Кроме того, например, война - это разновидность  конфликта. И только официальный  представитель государства (президент  или король) обладает исключительной компетенцией на объявление войны и  мира. Таким образом, можно сделать  вывод, что межгосударственный конфликт - это частный случай международного конфликта, участниками которого выступают  государства. 

     Выделяют  и другие типы конфликтов, и выделяются они не только   по составу участников, но также и по предпосылкам, причинам возникновения. Итак, существуют этнические конфликты, его предпосылки - противоречия между этническими группами, часто религиозного или культурного характера. В экономических конфликтах международного характера субъектами выступают международные организации или организации различных государств. Однако, так как данная работа посвящена именно социальным последствиям конфликтов, иными словами, влиянием конфликтов на общество и оказанию помощи жертвам,  проанализируем те конфликты, которые по своему существу подразумевают негативные последствия для отдельных индивидов и общества в целом. Мы заинтересованы в исследовании вооруженных международных конфликтах - международных конфликтах с применением военной силы, так как эти конфликты представляют наиболее убедительные примеры. Война является конфликтом, который вызывает многочисленные и наиболее тяжкие последствия как в социальной, так и в иных сферах.  

     Для начала необходимо вывести определение  войны. Во-первых, война  - это политический межгосударственный конфликт. Также, война  может рассматриваться как последний  этап конфликта, когда имеет место  давление с применением военной  силы (в соответствии с теорией  об этапах конфликта, предложенной К.Райтом).

     Война — это конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. По формулировку Клаузевица «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами»14.

     Война не всегда бывает в форме вооруженного конфликта (например, Холодная Война), также как и вооруженный международный  конфликт не всегда является войной. В  соответствии с различными классификациями  выделяют типы войны: холодная война, агрессивная  война, информационная война, ядерная война, превентивная война, гражданская война и межгосударственная война, локальные и мировые войны. 

     Провести  разграничение между понятиями  войны и вооруженного конфликта  можно по следующим критериям.

     В техническом отношении, война характеризуется наиболее широким и разнообразным использования оружия, чем вооруженный конфликт.

     В оперативном отношении, война подразумевает использование вооруженных сил государства (а именно, регулярной армии), а также, милитаризированных гражданских образований (народного ополчения, партизан и т.д.). Во время войны вооруженная борьба ведется как форме наступательных и оборонительных действий, так и в форме отдельных стычек, инцидентов и террористических актов. Вооруженный конфликт же, как правило, имеет локальный и пограничный характер, в то время как война охватывает обширные территории, а также подразумевает ведение отдельных боевых действий в тылу врага.

     Помимо  всего этого, очень часто войнами  называют вооруженные конфликты, вызванные  этническими или религиозными разногласиями (религиозные войны эпохи Средневековья) или территориальные конфликты между государствами или политическими образованиями (конфликт между Израилем и Палестиной)15. 

     Однако  необходимо отметить, что несмотря на вышеперечисленные различия, оба термина часто применяются равноценно.

     В последнее время наблюдается  тенденция к употреблению в юридической  литературе термина «вооруженный конфликт», а "война"  широко применяется в разговорной речи в аналогичных ситуациях, хотя, юридически они имеют разные, пусть и близкие друг к другу, значения16.

     Таким образом, употребление того или иного  термина зависит от конкретной ситуации. 

     I.2. Социальные последствия вооруженных конфликтов. 

     Социальные  последствия войн, прежде всего, характеризуются  ухудшением уровня жизни населения.  В целях удовлетворения нужд военного времени неизбежно требуются  существенные экономические преобразования с максимальной концентрацией экономического потенциала на военном секторе, что  влечет отток  средств и производства из общественной сферы. В условиях крайней  необходимости система питания  может переходить на использование  карточек, со строгим распределением продуктов на человека.

     XX век вошел в историю как  век мировых войн и революций.  Рушились казавшиеся ранее незыблемыми  империи, менялась картина мира. Самое страшное, что приносят  войны и революции, — это  разрушение социально-психологической  защиты как населения в целом,  так и конкретных людей в  частности. Бытовые инфекции и  инактивные факторы становятся  чрезвычайно вирулентными для  физически, психически и морально  ослабленных людей.

     Войны XX века впервые явили миру оружие массового поражения, вызывающее массовые заболевания. После сражений первой мировой войны человечество узнало заболевания от использованных в  качестве оружия отравляющих веществ. С медико-социальными последствиями  применения ядерного оружия оно не может справиться со времен второй мировой войны. Современным страшным оружием стали противопехотные  мины (движение против их использования имеет широкий общественный резонанс). “Неясный” биологический фактор начал оказывать серьезное болезненное воздействие на участников “бури в пустыне”. Еще до конца неизвестны последствия применения ДДТ американцами во время войны во Вьетнаме17. 

     И это лишь некоторые аспекты социальных проблем,  возникающих в результате революций и войн. К ним, безусловно, следует отнести также нравственные и правовые проблемы (например, права человека), проблемы социальной медицины и социальной психологии (современные научные знания ставят на повестку дня учет комплекса неполноценности, который охватывает побежденный народ, и комплекса вины, испытываемого народом-победителем).

     Всплеск массовой преступности, выступающий  как результат социальных катаклизмов, неизбежен, и эта проблема занимает значительное место в современной  социологии. В качестве примера можно  привести Российскую Федерацию, в которой  наивысший коэффициент преступности  имел место в 90-е годы 20 века, после  распада СССР18

     Однако  причины высокого уровня преступности - весьма дискуссионная тема, особенно в виду того, что в отношении  ряда стран (таких как Западная Сахара, Намбия и др.) данные об уровне преступности не известны.

     Здесь же необходимо упомянуть и такое серьезное последствие международных вооруженных конфликтов, как миграция огромных масс населения, сопровождающаяся многочисленными психическими нарушениями и травмами, а также проблемами юридического характера (национальность, преступность и пр.).  

     От  проблемы миграции неотделима возникающая  в связи с ней проблема беженцев и вынужденных переселенцев.

     На  международном уровне правовой статус регулируется посредством инструментов регулирования прав и свобод беженцев, их правового состояния. ООН располагает специализированным органом - Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Основными документами, регулирующими правовой статус беженцев являются: Соглашения от 12 мая 1926 года и 30 июня 1928 года , Конвенции от 28 октября 1933 года и 10 февраля 1938 года, Протокол от 14 сентября 1939 года, Устав Международной организации по делам беженцев, Конвенция ООН 1951 г. о статусе беженца и Протокол 1967 г.

     Согласно  Женевской Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и Нью-Йоркскому Протоколу 1967 г, Уставу Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, беженцем является лицо, которое: «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений»19.

     Помимо  беженцев, международное право оперирует  понятием вынужденных переселенцев. Различием между беженцами и вынужденными переселенцами служит наличие либо отсутствие гражданства определенной страны20, в соответствии с Конвенцией ООН о беженцах 1951г. и Протоколом к ней 1967г. : вынужденный переселенец перемещается внутри территории своего государства, в то время как беженец пересекает его пределы.

     Помимо  норм международного права статус беженца, права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в каждом отдельном государстве регулируются собственными внутригосударственными законами.

     В Российской Федерации наиболее важными  законами в данной сфере выступают:

    1. Федеральный Закон от 30 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации»;
    2. Федеральный Закон № от 25 июля 2007г №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
    1. Федеральный Закон от 18 июля 2006г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
 

     Согласно  законодательству большинства государств иммигранты могут обладать почти  всеми теми же правами, что и граждане, за исключением политических прав. В рамках рассматриваемой темы важно  отметить, что правом на социальное обеспечение иммигранты располагают  в той же мере, что и граждане.  

     Итак, социальные последствия международных  вооруженных конфликтов – это любые последствия, влияющие на сферу общественной жизни населения. Социальные последствия могут быть санитарного, психологического, в некоторой степени правого характера. Категория является оценочной и четкого единого определения в науке не имеет. 

 

     В заключение первой главы можно сделать  следующие выводы. Понятие международного конфликта, равно как и понятие  международного вооруженного конфликта  недостаточно развиты в международном  праве. Однако, имея представления об этих понятиях, мы можем выявить их социальные последствия, наиболее важными из которых являются проблемы санитарного и психологического характера, а также миграция, проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Правовой статус беженцев иммигрантов более детально регулируется не на международно-правовом уровне, а правовыми нормами конкретных государств.

 
 

 

     ГЛАВА II. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ.

 

     Защита  жертв вооруженных конфликтов регулируется специальными международными актами и  национальным законодательством государств. Гуманитарная деятельность, которую  составляют программы ООН в гуманитарной сфере и деятельность не правительственных  организаций, которые существуют, чтобы  предоставлять помощь тем, кто в  ней нуждается. В этой главе мы проанализируем все вышеназванные аспекты.

 

     II.1. Правовое регулирование защиты жертв международных вооруженных конфликтов.

 

     а. Нормы международного права о защите жертв вооруженных конфликтов.

 

     Правовая  защита жертв войны на международном уровне регулируется, в первую очередь, четырьмя Женевскими Конвенциями:

1. Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 12 августа 1949 года;

Информация о работе Социальные последствия международных вооруженных конфликтов