Правовое положение космического пространства и космических объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

В последнее время освоение космоса, космические полеты и туризм, сложнейшие технические операции в космическом пространстве стали настолько привычными и неотрывными от понятий прогресса и развития науки, что уже практически невозможно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы деятельности.

И, безусловно, неразрывно с научным и техническим исследованием космоса идет правовая, юридическая разработка вопросов, касающихся деятельности государств и их граждан в безграничном вселенском пространстве.

Содержание

Введение.

Глава 1. «Правовое положение космического пространства»

1.1 Понятие космического пространства и его правовое регулирование

1.2 Основные принципы использования космического пространства

1.3 Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел

1.4 Делимитация воздушного и космического пространства

1.5 Правовой режим небесных тел и геостационарной орбиты

Глава 2. «Правовой статус космических объектов»

2.1 Понятие космических объектов

2.2 Регистрация космических объектов

2.3 Спасание и возвращение космических объектов

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Правовое положение космического пространства и космических объектов.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Кроме того, в Конвенции 1975 года, так же как и в Конвенции 1972 года, в  понятие космического объекта включается «средство его доставки и его части». 

В связи  с созданием Международной космической  станции перед государствами-участниками  возникла дилемма: считать международную  космическую станцию космическим  объектом, а ее элементы «составными  частями» этого объекта либо рассматривать ее в качестве совокупности различных космических объектов, подлежащих отдельной регистрации. Вопрос был решен в Соглашении о международной космической станции, подписанном в Вашингтоне 29 января 1998 г. правительством Канады, 11 правительствами государств — членов Европейского космического агентства, правительствами Японии, России и США. Согласно ст. 5 этого Соглашения каждый партнер «регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им орбитальные элементы...». 

С вопросом о «составных частях» космических объектов или частях средств их доставки непосредственно связана проблема юридической природы космического мусора. Среди юристов выявились два подхода в этом вопросе. Ряд юристов полагает, что такой мусор не должен рассматриваться в качестве космических объектов или их частей. Это означает, что вышедший из строя или из-под контроля космический объект, а также распавшиеся в результате взрыва осколки не должны рассматриваться в качестве космических объектов или их частей. Тем самым любой ущерб, причиненный таким космическим мусором, окажется вне сферы действия Конвенции 1972 года о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектом. Большинство юристов считают, однако, что космический мусор должен охватываться понятием космических объектов и их частей (С. Горов, Б. Ченг, И. Дидерикс-Фершоор и др.). Российские юристы придерживаются аналогичной позиции (Э.Г. Жукова). 

Сложным является определение понятия «космический мусор». В ходе обсуждения этого  вопроса в Научно-техническом  подкомитете Комитета ООН но космосу в 1997 году было предложено определение космического мусора, в котором отмечалось, что речь должна идти о нефункционирующем искусственном космическом объекте, включая его фрагменты и части, неспособном возобновить свою деятельность. При этом не имеет значения возможность осуществить идентификацию его собственника. 

Появление транспортных космических челноков многократного применения типа «Спейс Шаттл» вызвало дискуссию об их правовой природе. Все сходились на том, что  при запуске такие корабли ничем не отличаются от обычных космических объектов. Но, по мнению ряда юристов, при вхождении в плотные слои атмосферы космические челноки должны рассматриваться в качестве воздушных летательных аппаратов, поскольку на этом этапе полета ими используется реакция воздуха. Руководство Национального аэрокосмического агентства США (НАСА) выступило с официальным разъяснением, что спуск с космической орбиты на Землю «Спейс Шаттла» в принципе ничем не отличается от спуска обычного космического корабля и в этом отношении «Спейс Шаттл» на всех этапах полета должен рассматриваться в качестве космического объекта; соответственно его правовой режим во время спуска и посадки определяется нормами международного космического права. 

В целом  все космические объекты делятся на две основные группы: автоматические и пилотируемые космические объекты. В зависимости от места деятельности обе группы космических объектов, в свою очередь, делятся на околоземные орбитальные и межпланетные космические объекты, В действующем международном космическом праве, в отличие от международного воздушного или морского права, космические объекты военного назначения не выделяются в особую правовую категорию. В этом проявляется специфическая особенность международного космического права по сравнению с международным морским и воздушным правом, в котором, соответственно, военные корабли и военные самолеты пользуются особым правовым режимом, отличным от торговых судов и гражданской авиации. 

Наиболее  четко разграничение автоматических и пилотируемых космических объектов проведено в Соглашении 1968 года о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Особенностью пилотируемых космических объектов является специфика их международно-правового статуса. При рассмотрении международно-правовых аспектов функционирования пилотируемых космических объектов в зависимости от целевого назначения и места деятельности представляется возможным различать три разновидности таких объектов: космические корабли, обитаемые орбитальные станции, обитаемые станции на небесных телах. 

Развитие  космонавтики потребовало выделения  в особую разновидность околоземных  обитаемых космических станций (ООКС). Они отличаются от космического корабля  тремя основными признаками: 1) продолжительным периодом активного функционирования; 2) наличием или возможностью наличия периодически сменяемого экипажа и транспортной системы материально-технического снабжения и обслуживания; 3) широким кругом задач, которые могут решаться экипажем с помощью аппаратуры ООКС и космических средств, входящих в состав станции. К такому виду космических объектов относятся орбитальная станция «Мир» и международная космическая станция. В зависимости от места деятельности представляется целесообразным из общей категории пилотируемых космических объектов выделить станции на Луне и других небесных телах. По своим признакам они близки к ООКС. 

Таким образом, на современном этапе космонавтики можно говорить о трех основных видах  пилотируемых космических объектов: пилотируемых кораблях, обитаемых орбитальных станциях, обитаемых станциях на небесных телах[17]. 

  

2.2 Регистрация  космических объектов 

  

Разумная  и упорядоченная космическая  деятельность государств требует систематического учета произведенных запусков и информации о них всех государств в интересах содействия развитию международного сотрудничества в области освоения космоса. В этом — главное назначение регистрации космических объектов. 

Впервые порядок международной регистрации  космических объектов был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1721 В (XV) от 20 декабря 1961 г. В соответствии с этой резолюцией государства, запускающие космические объекты, с 1962 года стали направлять в ООН на добровольной основе информацию о космических объектах, запущенных ими “на орбиту и дальше”. Отдел по вопросам космического пространства Секретариата ООН заносит получаемые от государств сведения в специальный реестр, а копии этих сведений рассылаются всем государствам — членам ООН. 

Регистрация космических объектов в ООН носит характер централизованного учета космических объектов, запускаемых государствами и международными организациями, и обеспечивает, в случае необходимости, дополнительные средства идентификации таких объектов. 

С вступлением  в силу Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (15 сентября 1976 г.), национальная и международная регистрация космических объектов для участников этой конвенции приобрела обязательный характер. 

Согласно  конвенции, государство регистрации направляет Генеральному секретарю ООН сведения о каждом космическом объекте, занесенном в его регистр (название запускающего государства или государств, обозначение или регистрационный номер объекта, дату и территорию или место запуска, основные параметры орбиты, общее назначение космического объекта). Государство регистрации “в максимально возможной степени и в ближайший практически осуществимый срок” уведомляет Генерального секретаря ООН об объектах, которые больше не находятся на орбитах вокруг Земли. К информации, содержащейся в реестре ООН, обеспечивается полный и открытый доступ. 

Данные  сообщаются государствами в письмах  на имя Генерального секретаря ООН  и заносятся в централизованный реестр, который ведется Отделом  по Вопросам космического пространства Секретариата ООН. Копии писем, получаемых Генеральным секретарем ООН, рассылаются всем членам ООН. Помимо этого, Секретариат ООН публикует специальную серию информации, представляемой государствами относительно учреждения ими национальных регистров запущенных Космических объектов. В РФ такой регистр ведется в настоящее время Российским космическим агентством. Этим же агентством ООН представляется информация о космических объектах, запускаемых Россией. 

Конвенция исходит из того, что каждый космический объект может быть занесен в национальный регистр только одной страной. Исключается также множественная международная регистрация в ООН. В случаях, когда имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Так, в соответствии с этим правилом в рамках программы “Интеркосмос” была достигнута специальная договоренность о порядке регистрации объектов серии “Интеркосмос”, согласно которой национальная и международная регистрация космических объектов, разрабатываемых и изготавливаемых в Советском Союзе (позже – в России) и запускаемых в рамках программы “Интеркосмос” с территории России с помощью русских ракет-носителей, должна осуществляться Россией. В случаях, когда по программе “Интеркосмос” запускаются космические объекты, разработанные и изготовленные в других странах—участницах программы, национальная и международная регистрация должна проводиться страной, разработавшей и изготовившей данный объект. 

С регистрацией космического объекта связаны определенные юридические последствия как для самого космического объекта, так и для его экипажа. 

В ст. VIII Договора по космосу сказано, что  “государство— участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле”. Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах. 

Договор по космосу устанавливает также, что права собственности на космические  объекты “остаются незатронутыми” как во время их нахождения в космическом  пространстве, так и после их возвращения на Землю. Иными словами, космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и после их возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, юридическим или физическим лицам, которым они принадлежали до полета. Термины “юрисдикция”, “юрисдикция и контроль” широко применяются в современном международном праве и национальном законодательстве многих стран. Понятия суверенитета и юрисдикции не равнозначны, хотя и тесно связаны между собой. Объем властных прав и полномочий, вытекающих из юрисдикции, более узкий по сравнению с правами и полномочиями, присущими суверенитету в целом. Юрисдикция представляет собой одно из проявлений, один из аспектов суверенитета. Под юрисдикцией в международном космическом праве следует понимать установленные законами государства права и полномочия на осуществление не только судебной (которая чаще всего отождествляется с понятием юрисдикции), но также и исполнительной власти в отношении лиц и объектов, находящихся в космическом пространстве и на небесных телах. 

В Договоре по космосу термин “юрисдикция” стоит  рядом с другим термином — “контроль”. Оба они часто употребляются  в международном космическом  праве для обозначения единого  понятия. Подобное применение этих терминов известно и в других отраслях международного и внутреннего права. Иногда термин “контроль” в аналогичном смысле употребляется в юридических документах и самостоятельно. В международном космическом праве термин “контроль” имеет двоякий смысл. С одной стороны, он может рассматриваться как один из элементов юрисдикции, ее составная часть. С другой стороны, право контроля в области космической деятельности может означать право на управление космическим объектом и руководство его экипажем в техническом отношении. В этом, втором смысле данный термин становится специфичным именно для космического права. 

Поскольку территория и население относятся  к главным компонентам государства, естественно, что среди прочих возможных  оснований осуществления юрисдикции наибольшее признание в международном праве получили принципы территориальности и гражданства. В первом случае речь идет главным образом об осуществлении юрисдикции в пределах определенной территории; во втором — о юрисдикции, основой которой является гражданская принадлежность физических лиц или национальность юридических лиц. В международном морском и воздушном праве принципы территориальности и гражданства нашли отражение в определенных юридических моделях: ранее широкое распространение имели теории, приравнивавшие морское судно к “плавучей территории” государства, а воздушное судно — к его “летучей территории”; ныне в ряде международно-правовых документов говорится о “национальности” морских и воздушных судов. В действующих нормах международного космического права термин “национальность космического объекта” не используется. (Осуществление юрисдикции и контроля над космическими объектами и их экипажами, согласно ст. VIII Договора по космосу, связывается не с национальной принадлежностью космического объекта или гражданством членов его экипажа, а непосредственно с актом регистрации космического объекта в определенном государстве. Юрисдикция государства регистрации в отношении и космического объекта, и любого его экипажа во время их нахождения в космическом пространстве и на небесных телах выступает тем самым как исключительная, превалирующая над всеми другими возможными основаниями (например, по принципу гражданства). 

В ст. VIII Договора по космосу говорится не об осуществлении юрисдикции и контроля, а об их “сохранении” за государством регистрации космического объекта. Это не означает, что носителем прав юрисдикции и контроля над космическим объектом и его экипажем до полета, во время полета и после его завершения обязательно должно быть одно и то же государство. Употребление выражения “сохранение” юрисдикции и контроля в данном контексте имеет целью подчеркнуть, что при нахождении в космическом пространстве объект и его экипаж не оказываются в правовом вакууме, не утрачивают автоматически правовой связи с Землей, не переходят в распоряжение какой-то надгосударственной власти. 'Обычно в качестве государства регистрации выступает то государство, где был создан и запущен космический объект и гражданами которого являются находящиеся на нем космонавты. Данное общее правило не исключает случаев, когда до полета и после его завершения космические объекты и их экипажи (или отдельные члены таких экипажей) могут находиться под юрисдикцией и контролем иных государств, чем государство регистрации. Таков, в частности, случай, когда полет совершает международный экипаж, членами которого являются граждане разных стран. В этом случае во время нахождения в космическом пространстве на всех членов международного экипажа, независимо от их гражданской принадлежности, распространяются юрисдикция и контроль государства регистрации, хотя до совершения космического полета и после его окончания члены такого экипажа в силу принципов территориальности и гражданства находятся под юрисдикцией и контролем различных государств. 

Информация о работе Правовое положение космического пространства и космических объектов