Правовое положение космического пространства и космических объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

В последнее время освоение космоса, космические полеты и туризм, сложнейшие технические операции в космическом пространстве стали настолько привычными и неотрывными от понятий прогресса и развития науки, что уже практически невозможно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы деятельности.

И, безусловно, неразрывно с научным и техническим исследованием космоса идет правовая, юридическая разработка вопросов, касающихся деятельности государств и их граждан в безграничном вселенском пространстве.

Содержание

Введение.

Глава 1. «Правовое положение космического пространства»

1.1 Понятие космического пространства и его правовое регулирование

1.2 Основные принципы использования космического пространства

1.3 Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел

1.4 Делимитация воздушного и космического пространства

1.5 Правовой режим небесных тел и геостационарной орбиты

Глава 2. «Правовой статус космических объектов»

2.1 Понятие космических объектов

2.2 Регистрация космических объектов

2.3 Спасание и возвращение космических объектов

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Правовое положение космического пространства и космических объектов.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Вместе  с тем Международный союз электросвязи в своем Уставе от 22 декабря 1992 г. (ст. 44) зафиксировал следующее положение: 

«При  использовании полос частот для  радиосвязи Члены Союза Должны учитывать  то, что радиочастоты и орбита геостационарных  спутников являются ограниченными  естественными ресурсами, которые надлежит использовать рационально, эффективно и экономно, в соответствии с положениями Регламента радиосвязи, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и к этим частотам разным странам или группам стран с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран». 

Однако  вопрос о правовом режиме ГСО продолжает оставаться в повестке дня Комитета ООН по космосу. 

В основе правового режима ГСО лежит Договор  по космосу 1967 года. Вместе с тем  деятельность по использованию ГСО неразрывно связана с применением радиочастот, необходимых для управления геостационарными спутниками, передачи на Землю полезной информации и т.д. Поэтому важную роль в правовом регулировании такой деятельности играют также правила, принимаемые Международным союзом электросвязи (МСЭ). В 1973 году на очередной конференции МСЭ орбита геостационарных спутников и частоты, выделяемые для ее использования, были объявлены ограниченным природным ресурсом, который должен применяться эффективно и экономно в соответствии с потребностями и техническими возможностями государств. С 1973 года Международный консультативный комитет по радио получил право давать консультации относительно не только рационального использования спектра радиочастот но и оптимального размещения спутников на ГСО, а Международный комитет регистрации частот получил право регистрировать частоты в орбитальных позициях геостационарных спутников. В 1979 году в рамках МСЭ был принят Регламент радиосвязи (периодически пересматриваемый) — документ, представляющий собой совокупность процедур, норм и рекомендаций, которые составляют юридическую и техническую основу использования различных средств радиосвязи. 

Принятая  МСЭ процедура размещения спутников  на ГСО подвергается критике со стороны ряда развивающихся стран из-за опасения, что этот уникальный район космоса окажется фактически поделенным между ведущими космическими державами в ущерб интересам развивающихся стран. 

Другой  проблемой, связанной с ГСО и  вызывающей серьезную озабоченность международного телекоммуникационного сообщества, является наметившаяся с середины 80-х годов тенденция заявления рядом стран — членов МСЭ орбитальных позиций не с целью развертывания собственных спутниковых систем, а превращения их в предмет «купли-продажи» (так называемая проблема «бумажных спутников»). Повышенное внимание к этой проблеме возникло после того, как в середине 80-х годов Королевство Тонга — государство, разбросанное на островах Тихого океана, в строгом соответствии с принятой МСЭ процедурой заявило семь орбитальных позиций с зоной покрытия Азиатско-Тихоокеанского региона. Попытки не допустить переуступку этих позиций каким-либо международным спутниковым операторам, массированно предпринятые в рамках МСЭ, в первую очередь под давлением ИНТЕЛСАТ, не увенчались успехом. С 1992 года две позиции специально созданной частной компании «Тонгасат» были переданы для использования частным американским оператором «Римсат» (после банкротства «Римсат» эти позиции с 1998 г. используются другим оператором). 

В настоящее  время в МСЭ идет интенсивный  процесс выработки международно-правовых механизмов, не допускающих заявления  позиций на ГСО для «бумажных  спутников». Этот вопрос подробно дебатировался  на Всемирной радиоконференции (1997 г.) и Полномочной конференции МСЭ (1998 г.) среди рекомендованных и одобренных мероприятий, направленных в сторону ужесточения процедуры заявления ГСО-позиций, можно выделить следующие: оформление заявок в МСЭ на платной основе; сокращение до 7 лет срока действия заявки до истечения ее приоритета (5 лет на координацию и 2 года на запуск; ранее действовал алгоритм 6+3 года) и др. Очевидно, что в обозримой перспективе проблема перенасыщенности ГСО ИСЗ и другими объектами потребует от международного сообщества принятия новых нормативных правил, регулирующих заявление в МСЭ и использование радиочастотного ресурса ГСО[13]. 

Известно, что в состав Солнечной системы  помимо Луны и ближайших планет входит несколько тысяч астероидов, комет  и множество мелких метеоритных  тел. И хотя физическая природа этих космических объектов различна, их всех относят к категории небесных тел. 

Однако, ни один из принятых международных  документов не дает определения понятия  «небесное тело». 

С самого начала освоения космоса в литературе по правовым аспектам осуществления космической деятельности, а в дальнейшем и в Комитете ООН по космосу значительное внимание уделялось рассмотрению проблем, касающихся будущей деятельности на небесных телах, в первую очередь на Луне. 

При внесении проекта Соглашения о Луне его авторы предвидели исключительную сложность решения вопросов, связанных с будущим использованием Луны и ее недр. С тем, чтобы не допустить превращения деятельности на Луне в источник международных конфликтов и обеспечить правовую основу использования ресурсов небесных тел, представлялось более разумным оставить подробное рассмотрение проблемы природных ресурсов на более позднее время, когда их эксплуатация станет технически возможна, и ограничиться пока положениями общего характера в отношении недр Луны и других небесных тел в духе Договора по космосу 1967 года. Однако в связи с особой активностью и настойчивостью со стороны отдельных развивающихся стран проект соответствующего положения был включен в текст проекта Соглашения и в течение многих лет оставался камнем преткновения на пути его подписания многими государствами. 

Принятое  в 1979 году Соглашение о деятельности государств на Луне подтвердило одно из кардинальных положений Договора по космосу 1967 года — обязанность использовать Луну и другие небесные тела «исключительно в мирных целях» (п. 1 ст. Ш). Соглашение 1979 года пошло дальше Договора, установив дополнительный запрет на вывод любого оружия массового уничтожения на орбиты вокруг Луны и других небесных тел, а также на угрозу силой или применение силы или другие враждебные действия «в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов»[14] (п. 2 и З ст. З). 

Кроме того, последний пункт статьи подтверждает установленное Договором по космосу  запрещение создавать на Луне военные  базы, сооружения и укрепления, проводить  испытания любых типов оружия и военные маневры. 

Значение  ст. З Соглашения 1979 года подкрепляется ст. 2, устанавливающей, что вся деятельность на Луне осуществляется в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, с учетом других важных международных актов, «в интересах поддержания международного мира и безопасности и поощрения международного сотрудничества и взаимопонимания и с должным учетом соответствующих интересов всех других государств-участников». Среди основных принципов первое место, несомненно, принадлежит таким общепризнанным принципам современного международного права, как принципы мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела государств, уважения международных обязательств и др. Эти принципы распространяются на любую деятельность на небесных телах и лежат в основе их правового режима. 

На Луне и других небесных телах запрещена любого рода военная деятельность. Возможность использования «военного персонала для научных исследований или каких-либо иных целей» (п. 4 ст. З) не влияет на исключительно мирный характер деятельности на Луне. Военные летчики-космонавты на первом этапе развития космонавтики были наиболее подготовленными для выполнения задач по освоению космоса. В настоящее время, когда космическая деятельность приобрела достаточно регулярный, «будничный», характер, когда в ее осуществлении нередко принимают участие представители самых разнообразных гражданских профессий, специальное упоминание о «военном персонале» может потерять свое значение. 

Из сказанного следует, что существенной особенностью правового режима небесных тел является полное запрещение их использования в военных целях. Такое запрещение не распространяется на космическое пространство в целом. 

Особую  роль в освоении космоса играет принцип  международного сотрудничества, являющийся одним из основных принципов международного права. При этом под международным сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел следует понимать всю совокупность юридических, экономических, научных и научно-технических усилий государств, направленных на обеспечение интересов всего человечества. Международное сотрудничество, организованное на справедливой основе, может эффективно способствовать прогрессу в освоении космоса. Для деятельности на Луне, в особенности когда начнется ее практическое «обживание», проведение совместных проектов, максимальное благоприятствование друг другу и оказание всей возможной взаимной помощи просто необходимы. 

Важнейшим элементом правового режима небесных тел является принцип свободы  их исследования и использования, который  может быть реализован только при условии строгого соблюдения определенных ограничений. Ограничения свободы научных исследований небесных тел содержатся в Соглашении 1979 года. Одним из них является требование, чтобы вся деятельность на небесных телах осуществлялась в соответствии с международным правом, в частности с Уставом ООН, и с учетом Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года «в интересах поддержания международного мира и безопасности и поощрения международного сотрудничества и взаимопонимания и с должным учетом соответствующих интересов всех других государств участников» (ст. 2). Обязанность учитывать соответствующие интересы всех стран с должным учетом интересов «нынешних и будущих поколений» также является элементом ограничения свободы научных исследований небесных тел (п. 1 ст. 4). 

Запрещение  национального присвоения Луны и  других небесных тел, непосредственно  связанное с принципом свободы их исследования и использования, устанавливается ст. 11 Соглашения 1979 года в подтверждение ст. II Договора по космосу. Согласно п. 2 ст. II Соглашения, Луна не подлежит «национальному присвоению ни путем провозглашения на нее суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». Эта статья положила конец многочисленным теоретическим спорам о принадлежности Луны, о возможностях приобретения участков на ней, лишила смысла выдвигаемые юристами концепции относительно интернационализации деятельности на Луне, права па оккупацию небесных тел посредством передачи всех прав на них ООН, установления совместного суверенитета на них государствами, завладения районами Луны на основании концепции об «эффективной оккупации» и другими способами. 

Пункт З статьи 11 Соглашения провозглашает, что «поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности  или недр или природные ресурсы  там, где они находятся, не могут  быть собственностью какого-либо государства, международной, межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица». Далее указанный пункт ст. 11 конкретизирует: «Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки». 

Приняв  в качестве руководящего принцип  запрещения национального присвоения небесных тел, государства обязались не рассматривать свои достижения в освоении космоса как основу для притязания на владение Луной и другими небесными телами. Никакие успехи в их освоении не могут создать исключительных прав, которые давали бы основания для распространения суверенных прав государств на Луну или участки на ней. В ином случае привилегии или преимущества, полученные одним государством или группой государств, привели бы к нарушению интересов других государств, а значит, и к нарушению соответствующих договорных норм. 

В пункте 1 статьи 11 Соглашения 1979 года появляется новая формулировка: «Луна и ее природные ресурсы являются общим  наследием человечества». Она выдвинута  развивающимися странами и включена в текст Соглашения по их требованию, однако вызвала горячие споры. Ввиду отсутствия определения этого понятия оно до сих пор продолжает вызывать различные толкования о последствиях его применения, что препятствует подписанию Соглашения 1979 года многими государствами (Россия и США не стали его участниками). Вместе с тем образцы минеральных и других веществ, которые в соответствии со ст. 6 Соглашения государства имеют право собирать на Луне и вывозить с Луны, остаются в распоряжении собравших их государств, которые могут использовать их для научных целей. Эти вещества могут также использоваться для поддержания жизнедеятельности лунных экспедиций «в необходимых для этой цели количествах». 

Право собственности государства сохраняют  лишь на свои космические корабли, оборудование, установки, станции и сооружения на Луне (п. 1 ст. 12). 

Что касается эксплуатации природных ресурсов Луны, «когда будет очевидно, что такая  эксплуатация станет возможной в  ближайшее время», то она, согласно п. 5 ст. 11, может осуществляться только после установления международного режима, включая соответствующие процедуры. Такой международный режим в соответствии с п. 7 ст. 11 устанавливается в целях: а) упорядоченного и безопасного освоения природных ресурсов, b) рационального их регулирования, с) расширения возможностей в деле их использования, справедливого распределения между государствами участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны. 

«Справедливое распределение» должно означать такое  распределение, которое адекватно  усилиям и вкладу — физическому  и материальному — того или  тех государств, которые осуществляют такую эксплуатацию. В будущем, когда  индустриализация Луны станет практически и технически реальной, потребуются более детальное регламентирование этого вида деятельности и внесение корректив либо дополнений в ее правовой режим. 

Информация о работе Правовое положение космического пространства и космических объектов