Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа
В последнее время освоение космоса, космические полеты и туризм, сложнейшие технические операции в космическом пространстве стали настолько привычными и неотрывными от понятий прогресса и развития науки, что уже практически невозможно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы деятельности.
И, безусловно, неразрывно с научным и техническим исследованием космоса идет правовая, юридическая разработка вопросов, касающихся деятельности государств и их граждан в безграничном вселенском пространстве.
Введение.
Глава 1. «Правовое положение космического пространства»
1.1 Понятие космического пространства и его правовое регулирование
1.2 Основные принципы использования космического пространства
1.3 Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел
1.4 Делимитация воздушного и космического пространства
1.5 Правовой режим небесных тел и геостационарной орбиты
Глава 2. «Правовой статус космических объектов»
2.1 Понятие космических объектов
2.2 Регистрация космических объектов
2.3 Спасание и возвращение космических объектов
Заключение
Библиография
К понятию
космической деятельности, бесспорно,
относятся также действия людей
(космонавтов) и работа автоматических
(автономных или управляемых по радио
с Земли) аппаратов и приборов
на борту космических объектов, включая
выход людей и вынос приборов
в открытый космос или на поверхность
небесных тел.
Таким
образом, понятие космической
Можно
ли считать космической
По-видимому,
на настоящем этапе в вопросе
определения космической
Российская
доктрина исходит из того, что космическое
право призвано регулировать деятельность
государств по освоению космоса независимо
от места ее осуществления.
В последние
годы представители ряда развивающихся
стран все настойчивее выступают и в доктрине,
и в международных организациях с концепцией
провозглашения некоторых территорий
общего пользования и их ресурсов “общим
наследием человечества”. Утверждается,
что основным недостатком Договора по
космосу 1967 года является то, что он, хотя
и интернационализировал ресурсы космического
пространства и небесных тел, не устанавливает
правового режима, который позволил бы
достичь этой цели. Отстаивая тезис о том,
что весь космос интернационализирован,
отдельные авторы допускают и противоречивые
высказывания. Так, по их мнению, статус
космического пространства выражается
формулой res extra cornmercium (вещь, изъятая из
оборота) и не является res communis (общей вещью).
Вместе с тем доказывается, что космос
принадлежит всему “мировому сообществу”,
“международному сообществу” и т. п.,
что, по существу, возвращает к формуле
“общая вещь”.
Между
тем по смыслу Договора по космосу 1967
года космическое пространство и
небесные тела являются “вещью, изъятой
из оборота”, то есть не подлежат присвоению.
Они находятся в общем пользовании, но
не являются “общей собственностью”,
или “общей вещью”. Они не подлежат национальному
присвоению ни путем провозглашения на
них суверенитета, ни путем использования
или оккупации, ни какими-либо другими
средствами. Договор по космосу признает
“достоянием всего человечества” исследование
и использование космоса (иначе говоря,
результаты деятельности по исследованию
и использованию космоса), но не сам космос[3].
1.2 Основные
принципы использования
Заинтересованность
всех государств в исследовании и
практическом использовании космоса,
потенциальное влияние
Уже через
год после запуска в СССР первого
искусственного спутника Земли Генеральная
Ассамблея ООН признала «общий интерес
человечества в космическом пространстве»[4]
Резолюция
ГА ООН 1472 (ХIV) от 12 декабря 1959 г. содержит
следующие элементы, относящиеся к режиму
космического пространства и к космической
деятельности:
• общая
заинтересованность всего человечества
в развитии использования космического
пространства в мирных целях;
• исследование
и использование космоса должны быть направлены
на пользу государствам, независимо от
уровня их экономического или научного
развития;
важность
международного сотрудничества в деле
изучения и освоения космоса в
мирных целях;
• обязанность
ООН содействовать международному
сотрудничеству в использовании космоса
в мирных целях.
Резолюция
ГА ООН 1721 (ХУI) от 20 декабря 1961 г. добавила
к ним новые важные положения:
• международное
право, включая Устав ООН, распространяется
на космос и небесные тела;
• космос
и небесные тела должны быть доступны
для исследования и использования
всеми государствами в
• космос
и небесные тела не подлежат присвоению
государствами.
Все упомянутые
выше положения резолюций ГА ООН
легли в основу Декларации правовых принципов,
регулирующих деятельность государств
по исследованию и использованию космического
пространства, которая была единогласно
принята в ООН 13 декабря 1963 г. (резолюция
1962 (ХVIII).
Данная
декларация, в свою очередь, легла в
основу Договора о принципах деятельности
государств по исследованию и использованию
космического пространства, включая Луну
и другие небесные тела, принятого Генеральной
Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., открытого
для подписания 27 января 1967 г. в Москве,
Вашингтоне и Лондоне и вступившего в
силу 10 октября 1967 г.[5]
Выделяют
следующие общие принципы международного
космического права:
Ø Принцип
суверенного равенства.
Одним
из основных принципов является принцип
равноправия государств. В Уставе
ООН в статье о принципах на первое место
поставлен пункт, который гласит: "Организация
основана на принципе суверенного равенства
всех её Членов" (ст.2). Этот принцип лежит
в основе не только ООН, но и системы управления
международными отношениями в целом.
Основное
содержание принципа состоит в следующем:
государства обязаны уважать
суверенное равенство и своеобразие
друг друга, а также права, присущие
суверенитету, уважать правосубъектность
других государств. Каждое государство
имеет право свободно выбирать и
развивать свою политическую, социальную,
экономическую и культурную систему, устанавливать
свои законы и административные правила.
Применительно
к космической деятельности этот
принцип также означает равенство
всех государств, как в осуществлении
космической деятельности, так и в решении
вопросов правового и политического характера,
возникающих в связи с её осуществлением[6].
Принцип
равноправия нашёл отражение
в Договоре по космосу 1967 года, в
ст.1 которого говорится о том, что
исследование и использование космического
пространства должны быть направлены
на благо всех народов, независимо от степени
их экономического или научного развития,
а также устанавливается за государствами
право осуществлять исследование и использование
космического пространства и небесных
тел без какой бы то ни было дискриминации,
на основе равенства, при свободном доступе
во все районы небесных тел (а также на
равных основаниях рассматривать просьбы
других государств о предоставлении или
возможности для наблюдения за полётом
космических объектов)[7].
Ø Принцип
неприменения силы и угрозы силой.
Являясь
одним из основных принципов международного
права, принцип неприменения силы или
угрозы силой в равной мере применим
к любой сфере международной
деятельности государств. Ко всем областям
их взаимоотношений. Это справедливо и
в отношении космической деятельности,
которая, согласно Договору по космосу
1967 года, должна осуществляться “в соответствии
с международным правом. включая Устав
ООН в интересах поддержания международного
мира и безопасности и развития международного
сотрудничества и взаимопонимания”.
Генеральная
Ассамблея ООН в резолюции 55/32
от 20 ноября 2000 г. призывает все государства,
в частности те, которые обладают
крупным космическим
Сегодня
правовой режим космического пространства
и небесных тел регулируется серией
резолюций ГА ООН (особое значение из
которых имеет резолюция 1962 (XVIII),
провозгласившая единогласно Декларацию
правовых принципов, регулирующих деятельности
государств по исследованию и использованию
космического пространства.
Договор
по космосу 1967 г. устанавливает различный
режим в отношении собственно
космического пространства и небесных
тел. В ст. IV Договора установлено, что
Луна и другие небесные тела используются
“исключительно в мирных целях”. Другими
словами, современное международное право
полностью исключает военное использование
небесных тел и не запрещает военное использование
собственно космоса. Однако и использование
космоса должно соответствовать международному
праву, включая Устав ООН.
В Договоре
по космосу 1967 г., закрепившем обязательство
государств -участников использовать
Луну и другие небесные тела “исключительно
в мирных целях” перечислены виды деятельности,
которые запрещаются на Луне. а именно
-“создание военных баз. сооружений и
укреплений, испытание любых видов оружия
и проведение военных маневров”. Очевидно,
что этот перечень не является исчерпывающим.
Важную
меру по ограничению военного использования
космоса предусматривает подписанный
в 1963 г. Московский договор о запрещении
испытаний ядерного оружия в атмосфере,
в космическом пространстве и под водой,
инициатором заключения которого явился
СССР. Ст.1 договора содержит обязательства
государств -участников запретить, предотвращать
и не производить любые испытательные
взрывы ядерного оружия и любые другие
ядерные взрывы в любом месте, находящемся
под его юрисдикцией или контролем: а)
в атмосфере; за ее пределами, включая
космическое пространство; под водой,
включая территориальные воды и открытое
море ...” Положения этого договора стали
широко признанными нормами международного
права.
Серьезным
шагом на пути ограничения военного
использования космоса стало
заключение в 1977 г. Конвенции о запрещении
военного или иного другого враждебного
использования средств воздействия на
природную среду, в которой закрепляется
обязательство государств - участников
“не прибегать к военному или любому иному
враждебному использованию средств воздействия
на природную среду, которые имеют широкие,
долгосрочные или серьезные последствия
в качестве способов разрушения, нанесения
ущерба или причинения вреда любому другому
государству - участнику”. В понятие природной
среды Конвенция включает и космическое
пространство.
И всё
же пока нет правовых гарантий предотвращения
использования космоса в
Ø Принцип
сотрудничества.
Идея
всестороннего международного сотрудничества
государств независимо от различий в
их политическом, экономическом и
социальном споре в различных сферах
поддержания мира и безопасности является
основным положением в системе норм, содержащихся
в Уставе ООН. Как принцип она сформулирована
в Декларации о принципах международного
права 1970 года. Определены основные направления
сотрудничества:
·
поддержание мира и безопасности;
·
осуществление международных
·
сотрудничество с ООН и принятия
мер, предусмотренных её Уставом
и так далее.
Общий
принцип сотрудничества, установленный
международным правом, полностью применим
к межгосударственным отношениям, связанным
с исследованием и использованием космического
пространства. О стремлении максимально
содействовать всестороннему развитию
международного сотрудничества в космосе
государства заявили в преамбуле Договора
по космосу 1967 года, а также во многих статьях
этого договора, и это дает основание отнести
сотрудничество государств в исследовании
и использовании космического пространства
к числу основных принципов международного
космического права.
Таким
образом, Договор по космосу 1967 года
закрепил принцип сотрудничества государств
как один из общих принципов, основных
начал международного космического
права. Целый ряд положений Договора
по космосу 1967 года вытекает из принципа
сотрудничества и детализирует его. К
примеру, обязанность учитывать соответствующие
интересы всех других государств при осуществлении
деятельности в космосе, не создавать
потенциально вредных помех деятельности
других государств, оказывать возможную
помощь космонавтам других государств,
информировать все страны о характере,
ходе, месте и результатах своей деятельности
в космическом пространстве и т.д.
Информация о работе Правовое положение космического пространства и космических объектов