Международная защита прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:44, научная работа

Описание работы

Впервые термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции. Для той эпохи характерным было рассмотрение прав человека и гражданина в соответствующих внутригосударственных документах.

Содержание

Вступление
Значение международной защиты прав человека для современных международных отношений
Международная защита прав человека как отрасль международного права
Население и гражданство в международном праве
Классификация договоров по правам человека и международные стандарты в области прав человека
Особенности международной защиты прав человека как отрасли международного права
Отраслевые принципы международной защиты прав человека
Механизмы международного сотрудничества в области прав человека
Региональное сотрудничество по вопросам прав человека
Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека
Защита прав человека в законодательстве РФ
Литература.

Работа содержит 1 файл

Mezd.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

За исключением Подкомиссии, члены которой являются независимыми экспертами, для обсуждения вопросов прав человека в этих органах характерен политический подход, поскольку ими занимаются назначаемые государствами делегации. Результатом этого является то, что в некоторых случаях их оценки положения с правами человека, например в многочисленных резолюциях, принимаемых Комиссией ООН по правам человека, не отражают действительного положения вещей и строятся на пропагандистских штампах. 

Значительный  вклад в решение проблематики прав человека вносят специализированные учреждения ООН, такие как МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО. 

Уже по определению, к ведению Международной организации  труда относится вся сфера  регулирования трудовых отношений  — важнейших в жизни большинства  людей, а Всемирная организация здравоохранения решает вопросы поддержания здоровья обитателей нашей планеты. 

Велика роль и Организации Объединенных Наций  по вопросам образования, науки и  культуры. Так, можно отметить ее вклад  в вопросы регулирования деятельности средств массовой информации в интересах прав человека. 

Постоянно действуют  экспертные органы, созданные на основе универсальных договоров в области  прав человека. На основе Международного пакта о гражданских и политических правах работает Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов. 

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в  составе 18 экспертов был создан ЭКОСОС для рассмотрения докладов о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. 

В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации действует Комитет по ликвидации расовой дискриминации, состоящий из 18 экспертов. 

На основе Конвенции  о правах ребенка функционирует  Комитет по правам ребенка, состоящий  из 10 экспертов. 

Комитет против пыток в составе 10 экспертов действует  в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных  или унижающих достоинство видов  обращения и наказания человека. 

Наконец, в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, состоящий из 23 экспертов. 

Все эти комитеты созданы для рассмотрения осуществления  соответствующих конвенций. Члены  их являются не представителями государств, а экспертами, обладающими высокими моральными качествами и компетентностью в областях, охватываемых данными многосторонними договорами. Они избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в своем личном качестве. При этом в комитетах должно быть справедливое распределение и представительство государств с учетом географического положения, различных форм цивилизации, а также основных правовых систем. 

Региональное  сотрудничество по вопросам прав человека 

Как уже отмечалось, принципы и нормы в области соблюдения прав человека формулируются в документах как универсального, так и регионального характера. К региональным организациям, занимающимся правами человека, можно отнести Организацию американских государств, Совет Европы, Организацию африканского единства, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организацию Исламская конференция. 

На Американском континенте действует ряд документов конвенционного характера по правам человека, среди которых центральное  место занимает Межамериканская конвенция о правах человека. 

Африканские страны, подчеркивая свою специфику как  развивающихся государств, приняли, в частности, Африканскую хартию прав человека и народов. 

ОБСЕ накопила значительный опыт сотрудничества по гуманитарным вопросам, важнейшей вехой которого был, без сомнения, Заключительный акт 1975 года. 

Для Организации  Исламская конференция характерен интерес к вопросам взаимоотношения  прав человека и ислама, что, в частности, нашло отражение в Каирской декларации о правах человека по исламу 1990 года. 

Значительный  опыт в области прав человека накопил  Совет Европы. Россия вступила в  него в феврале 1996 года и приняла  на себя соответствующие обязательства. 

Система региональной защиты прав человека и основных свобод в рамках Совета Европы функционирует на основе целого ряда документов, и прежде всего обязательного конвенционного характера, центральным из которых является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, затем дополненная 11 протоколами. Эти акты касаются предотвращения пыток, прав женщин и детей, рабочих-мигрантов и широкого круга других вопросов прав человека. Россия присоединилась к этой Конвенции в 1998 году. 

Идет становление  правозащитной деятельности и в  Содружестве Независимых Государств. Из принятых в рамках этой региональной организации документов в области прав человека следует отметить Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.) и Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 г. (вступило в силу в ноябре 1994 г.). 

Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека 

Хотя международные  организации и органы уже в  течение десятилетий занимаются вопросами прав человека, очевидно, что успехов в этом направлении можно добиться только при эффективном международном контроле за их фактическим соблюдением. 

В Секретариате ООН до 1997 года был Центр по правам человека, занимавшийся, в частности, и сбором информации из различных источников о положении с правами человека в мире. С 1997 года его функции перешли к Отделу Верховного комиссара ООН по правам человека. 

При нем и  под эгидой Комиссии ООН по правам человека действует процедура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции Экономического и Социального Совета 1503 от 27 мая 1970 г. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, поскольку не зависит от согласия государств, ею может воспользоваться гражданин любого государства. 

В то же время, для того чтобы жалоба была рассмотрена, она должна отвечать некоторым определенным минимальным требованиям при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой. 

Эта процедура  — не судебная, и рассмотрение таких  жалоб не имеет по существу серьезных  последствий для соответствующих государств Однако такое рассмотрение важно для определения ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нарушения прав человека. 

В 1993 году Генеральная  Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий, но еще рано говорить о том, приведет ли деятельность комиссара, которым в настоящее время является бывший президент Ирландии М. Робинсон, к действительному улучшению прав человека в мире. 

Контрольные механизмы  по мониторингу состояния прав человека в тех или иных областях действуют  и в специализированных учреждениях  ООН. Наиболее последовательно эта  работа ведется в МОТ, которая  регулярно отслеживает через  свои контрольные органы положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах. 

Конвенции по правам человека универсального характера  предусматривают, как уже отмечалось, представление и рассмотрение соответствующими комитетами экспертов на регулярной основе докладов о законодательных, судебных, административных и других мерах, принимаемых государствами-участниками с целью выполнения своих обязательств. Комитеты на основе такого рассмотрения принимают развернутые заключения и рекомендации. Эта процедура является главной формой контроля за осуществлением соответствующих конвенций. 

Вместе с тем  в них заложены и другие контрольные  функции и механизмы для достижения поставленных в этих международно-правовых актах целей. 

Так, в некоторых  из этих конвенций закреплена процедура, согласно которой государство может направлять жалобы, касающиеся действий других государств-участников. Например, по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 11) ею может воспользоваться любое государство-участник. Для этого предусматривается, в частности, создание согласительных органов. Однако к этой процедуре государства практически не прибегают. 

В то же время  в Комитете по правам человека и  других конвенционных органах значительное развитие получила контрольная функция, связанная с рассмотрением частных жалоб. Последняя является, как уже отмечалось, факультативной и реализуется лишь после того, как согласие на рассмотрение жалоб своих граждан дало соответствующее государство. 

При рассмотрении петиций международные конвенционные органы руководствуются некоторыми критериями, и прежде всего правилом о том, что такие жалобы не рассматриваются, если петиционеры не исчерпали все доступные внутренние национальные средства государства по правовой защите (это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств чрезмерно затягивается). 

Рассмотрев петиции  и разъяснения государств по этому  поводу, эти органы могут делать предложения и рекомендации как  лицам или группам лиц, их направивших, так и государствам-участникам. Данный характер процедуры дает основания считать ее полусудебной. 

Однако недостатком  ее функционирования является то, что  на сегодняшний день такого рода петиции  поступают почти исключительно  от жителей Западной Европы, где  имеются определенный уровень правосознания населения и условия для функционирования такого механизма, хотя для этих стран и без того характерна высокая степень защиты прав человека. 

К сожалению, государства, где в силу исторических и прочих обстоятельств уровень защиты прав населения невысок, или не делают заявлений о присоединении к этим факультативным процедурам, или, если и делают их, их граждане ими не пользуются. 

Развитой системой контрольных органов по правам человека обладает Совет Европы, в основе которой была деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. В ноябре 1998 года вступил в силу Протокол № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, предусматривающий упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского суда по правам человека. 

В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное  право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого  заявления государств—членов Совета Европы по этому вопросу, как это  имело место до настоящего времени. 

Благодаря большой  практике рассмотрения жалоб Европейский  суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования  системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право  может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, и в частности Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения. 

Защита прав человека в законодательстве РФ 

Конституция РФ 1993 года провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). 

В главе 2 Конституции  «Права и свободы человека и гражданина»  содержатся, наряду с признанием основных прав и свобод, важнейшие принципы их осуществления: права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепринятым принципам и нормам международного права, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17), права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18), не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека (ст. 55). 

В стране приняты  новые Уголовный и Гражданский  кодексы, в значительной мере отразившие происшедшие демократические перемены. Планируется принять новые уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы, ратифицировать ряд конвенций, принятых Советом Европы, а также многие важнейшие конвенции МОТ. 

В РФ создана  новая общественно-политическая обстановка. Многопартийный плюрализм, свобода слова, функционирование судов, в том числе для защиты прав человека, и другие проявления демократии стали, несмотря на многие проблемы и трудности, каждодневной реальностью. 

Действуют новые  институты и органы защиты прав человека. В 1998 году было реализовано на основе Федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека в РФ от 26 февраля 1997 г. положение Конституции об учреждении этой должности. 

Литература: 

1. Учебник под  ред. Колосова Ю.М.  М.: 2001 С. 470-487 

2. Учебник под ред. Бекяшева. К.А. М.: 2003 С. 187-222 

Информация о работе Международная защита прав человека