Международная защита прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:44, научная работа

Описание работы

Впервые термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции. Для той эпохи характерным было рассмотрение прав человека и гражданина в соответствующих внутригосударственных документах.

Содержание

Вступление
Значение международной защиты прав человека для современных международных отношений
Международная защита прав человека как отрасль международного права
Население и гражданство в международном праве
Классификация договоров по правам человека и международные стандарты в области прав человека
Особенности международной защиты прав человека как отрасли международного права
Отраслевые принципы международной защиты прав человека
Механизмы международного сотрудничества в области прав человека
Региональное сотрудничество по вопросам прав человека
Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека
Защита прав человека в законодательстве РФ
Литература.

Работа содержит 1 файл

Mezd.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Ряд договоров  имеет своей целью защиту интересов  индивида от злоупотреблений со стороны  органов государства или отдельных лиц и организаций. К ним можно отнести Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1989 года. По этим Конвенциям государства согласились принимать меры по предупреждению и искоренению отдельных нарушений прав личности на своих территориях, а также по восстановлению нарушенных прав. 

Другая группа договоров посвящена сотрудничеству государств в деле достижения позитивных результатов в обеспечении прав человека. Это Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года (направлена на обеспечение права женщины на равную с мужчиной оплату труда), Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 года (предусматривает самостоятельность женщины в решении вопроса о своем гражданстве при вступлении в брак с иностранцем), Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года, Конвенция о статусе апатридов (предусматривает предоставление им определенных политических, гражданских, социальных и экономических прав), Конвенция о статусе беженцев 1951 года, Конвенция о политике в области занятости 1964 года (направлена на обеспечение права на труд), Конвенция о политических правах женщин 1952 года, Конвенция об охране материнства 1952 года, Конвенция об охране заработной платы 1949 года и ряд других. По договорам этого типа государства, ставшие их участниками, обязались принять законодательные и практические меры по обеспечению прав человека, которые международным сообществом рассматриваются в качестве минимальных стандартов социальной защищенности личности. 

Наконец, следует  отметить конвенции, принимаемые, например, спецучреждениями ООН, в которых конкретизируются общие стандарты соблюдения прав человека и в развитие их вырабатываются отраслевые стандарты. Так, Международная организация труда разработала большое число конвенций по таким вопросам, как зарплата, продолжительность рабочего дня, условия труда различных категорий трудящихся и т.д. 

Значительную  роль играют документы, не имеющие обязательного  юридического характера, но в которых  отражается точка зрения международного сообщества на те или иные вопросы  прав человека. Среди них решения  международных конференций по правам человека в Тегеране (1968 г.) и Вене (1993 г.), декларации и резолюции ГА ООН о праве на самоопределение, декларации, протоколы и другие документы о предупреждении дискриминации, в том числе в отношении лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, правах женщин и детей, правах человека в области правосудия, медицинской этики, которые следует рассматривать как минимальные стандарты поведения, принятые в цивилизованном обществе. 

Важные документы такого характера принимаются и спецучреждениями ООН. Так, ЮНЕСКО приняла Декларацию о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 года, Декларацию принципов международного культурного сотрудничества 1966 года, Декларацию социального прогресса и развития 1969 года, Декларацию об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества 1975 года, Декларацию об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне, 1978 года, заложившую основы формирования нового международного информационного порядка. 

Такие документы, носящие первоначально лишь рекомендательный характер, нередко ложатся затем в основу принимаемых договорных актов, закрепляющих соответствующие положения уже в качестве обязательных для соблюдения государствами. 

Особенности международной  защиты прав человека как отрасли международного права 

Одной из особенностей этой отрасли права является то, что в ней в принципе ограничено применение такого международно-правового  института, как оговорки. Проблема универсального, то есть наиболее широкого, участия государства в международных конвенциях по правам человека остается. Как известно, оно обеспечивается, в частности, тем, что государства, не согласные с теми или иными их положениями, могут присоединиться к этим документам с оговорками. 

Общее правило  международного права в отношении оговорок гласит, что оговорки недопустимы в случае их несовместимости с объектом и целями договоров (ст. 19 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). 

По отношению  к правам человека можно сказать, что это правило должно применяться особенно строго, поскольку далеко идущие оговорки могут наносить ущерб самому принципу защиты прав человека на недискриминационной основе. 

Так, оговорки многих государств, и прежде всего западных, к Международной конвенции о  ликвидации всех форм расовой дискриминации касаются прежде всего положений ст. 4 Конвенции о запрещении организаций, поощряющих расовую дискриминацию и подстрекающих к ней, на основании якобы их несовместимости с правами на свободу убеждений и свободное их выражение, на свободу мирных собраний и ассоциаций. Между тем эта статья относится к одной из тех, в которых излагаются цели Конвенции. 

В этом же направлении  идут и оговорки США, ратифицировавших Конвенцию 24 сентября 1994 г. Помимо того что эти оговорки гарантируют по существу свободу выражения ненависти, основанной на расовом превосходстве, и деятельность расистских групп, они исключают из сферы антирасистского законодательства значительные области неправительственной деятельности. 

Можно также  утверждать, что основные принципы Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации  имеют гуманитарную правочеловеческую  ценность и столь же обязательный характер, как и основополагающие принципы Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, как об этом постановил в своем факультативном заключении от 28 мая 1951 г. Международный Суд. И поэтому государство не может отказаться от соответствующих обязательств, мотивируя отказ оговоркой. 

Выдвижение оговорок к многосторонним конвенциям в области прав человека, несовместимых с объектом и целями этих конвенций, небезразлично для международного правопорядка в области обеспечения прав человека, поскольку они наносят ущерб его основополагающим принципам всеобщего соблюдения и защиты прав человека, предотвращения и пресечения дискриминации во всех формах и проявлениях, защиты от нее всех людей. Если до присоединения к этим документам те или иные государства вообще не принимали участия в режиме осуществления прав человека в той или иной области, то после присоединения к ним с серьезными оговорками они, скорее всего являясь формально участниками соответствующих процедур, будут по-прежнему наносить ущерб режиму эффективного осуществления этих документов. 

Другой особенностью этой отрасли международного права является то, что с целью максимального расширения числа участников международных конвенций в них содержатся факультативные статьи или разработаны факультативные протоколы к ним по наиболее спорным политико-правовым вопросам (как уже отмечалось, к Международному пакту о гражданских и политических правах имеются факультативный протокол о частных жалобах и Факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни). 

Многие соглашения по правам человека являются бессрочными. В некоторых из них не содержится статей и о денонсации. Последнее оправдано в свете широко признаваемого положения о том, что права человека и основные свободы в качестве общего правила должны соблюдаться также и в период чрезвычайных обстоятельств и вооруженных конфликтов. 

Говоря об особенностях международного права прав человека как отрасли современного международного права, можно утверждать, что его  принципы и нормы, отражающие всеобщую гуманитарную пра-вочеловеческую сущность, ставят по-новому проблему универсальности международно-правовых актов. Значение отраженных в гуманитарных конвенциях интересов человечества настолько велико, что ее решение не может быть сведено к учету количественного участия государств в той или иной конвенции. Скорее можно утверждать, что их базисные принципы и нормы имеют всеобщее непреходящее значение для всего населения нашей планеты, независимо от неучастия в них отдельных государств. 

Все больше утверждается точка зрения о том, что существуют основополагающие обязательства для всего международного сообщества. В случае их дальнейшей разработки и применения с участием большинства государств они должны выполняться всеми государствами, и в том числе теми из них, которые не давали на принятие этих обязательств формального согласия. 

Такой новый  подход к традиционному правилу  о том, что договор не создает  обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия (ст. 34 Венской конвенции о праве  международных договоров), несомненно, оказывает революционизирующее воздействие на обеспечение и укрепление современного международного правопорядка. Любые же ссылки государств на свои особенности, которыми они мотивируют неприсоединение к универсальным конвенциям в области прав человека, или заявление оговорок к ним, а также уклонение в иной форме от выполнения взятых по ним существенных обязательств по обеспечению прав человека должны рассматриваться международным сообществом в первую очередь с точки зрения нанесения ущерба повсеместному и неуклонному соблюдению прав человека. 

Отраслевые принципы международной защиты прав человека 

Отраслевыми принципами международного права прав человека являются универсальность и недискриминация. В соответствии с первым из них  принципы и нормы о защите прав человека обязательны для всех государств и в отношении всего их населения. Принципы и нормы, относящиеся к обеспечению прав человека, сформулированные в рассмотренных выше документах, представляют собой целую систему, которая применима к любому государству и обществу. Поэтому, хотя государства и обладают свободой воли в отношении присоединения к тем или иным конвенциям по правам человека этому принципу противоречит практика государств, ратифицировавших, скажем, Международный пакт о гражданских и политических правах и не делающих этого, в отношении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, или наоборот. 

Государства обязаны  также обеспечивать права человека на недискриминационной основе, на каких бы аргументах эта дискриминация  ни основывалась. К ним можно отнести расовое, национальное или этническое происхождение, цвет кожи, половые различия, политические или социальные, религиозные мотивы и т.д. 

Эти принципы определяют особенности рассматриваемой отрасли  международного права и являются критерием законности конкретных норм по правам человека. Ими должно руководствоваться каждое государство при определении правового режима лиц, находящихся под его юрисдикцией. Без их соблюдения обеспечение прав человека не будет полным и повсеместным. 

Механизмы международного сотрудничества в области прав человека 

Вопросами прав человека на международном уровне занимаются многочисленные государственные и  негосударственные организации. Универсальные  межправительственные организации  и органы такого характера можно  было бы разделить на политические и экспертные. 

Правами человека в той или иной степени занимаются все главные органы ООН, включая  Генеральную Ассамблею и Экономический  и Социальный Совет. 

К ведению Генеральной  Ассамблеи ООН относится содействие осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. 

Ежегодно на своих сессиях сначала в рамках Третьего комитета, специально занимающегося  вопросами прав человека, а затем  на своих пленарных заседаниях Генеральная  Ассамблея принимает большое число резолюций, хотя и имеющих лишь рекомендательный характер, но обладающих значительным морально-политическим эффектом. На них опираются политические и общественные организации и движения. Такого рода документы создают климат и фон при обсуждении вопросов прав человека на различных международных форумах. Наконец, зачастую они являются базой для разработки будущих документов, обязательных для соблюдения государствами. 

Экономический и Социальный Совет дает рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. На его ежегодных сессиях проблемы прав человека — главнейшие среди других вопросов экономического и социального характера. 

Комиссия ООН  по правам человека — функциональная комиссия Экономического и Социального Совета в этой области. Она состоит из 53 представителей государств — членов ООН, избираемых ЭКОСОС на трехлетний период. В ее рамках действуют различные рабочие группы, специальные докладчики по тем или иным проблемам прав человека. На своих ежегодных сессиях Комиссия принимает большое число резолюций практически по всей правочеловеческой проблематике. Среди функций Комиссии — проведение исследований, представление рекомендаций ЭКОСОС. Комиссия содействует также кодификации и прогрессивному развитию международного права в области прав человека, подготавливая проекты международных деклараций, соглашений и других документов. 

Подкомиссия по предупреждению дискриминации и  защите меньшинств — вспомогательный  орган Комиссии. Состоит из 26 экспертов, работающих в личном качестве. В круг ведения Подкомиссии входят проведение исследований, представление Комиссии докладов и рекомендаций. На своих ежегодных сессиях она принимает также значительное число резолюций по вопросам прав человека. 

Информация о работе Международная защита прав человека