Международная защита прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:44, научная работа

Описание работы

Впервые термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции. Для той эпохи характерным было рассмотрение прав человека и гражданина в соответствующих внутригосударственных документах.

Содержание

Вступление
Значение международной защиты прав человека для современных международных отношений
Международная защита прав человека как отрасль международного права
Население и гражданство в международном праве
Классификация договоров по правам человека и международные стандарты в области прав человека
Особенности международной защиты прав человека как отрасли международного права
Отраслевые принципы международной защиты прав человека
Механизмы международного сотрудничества в области прав человека
Региональное сотрудничество по вопросам прав человека
Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека
Защита прав человека в законодательстве РФ
Литература.

Работа содержит 1 файл

Mezd.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Понятие гражданства  подразумевает наличие между  индивидом и государством устойчивой правовой связи, выражающейся в комплексе  установленных законодательством  взаимных прав и обязанностей того и другого. Такая связь, которая, как правило, возникает с момента рождения человека, характеризуется устойчивостью во времени (сохраняется при обычных обстоятельствах в течение всей его жизни) и пространстве (не зависит от места его нахождения или проживания). Она заключается в том, что государство, руководствуясь своим законодательством и применимыми принципами и нормами международного права, заключенными им договорами, обеспечивает защиту своего гражданина на своей территории и гарантирует ему дипломатическую и иную защиту при нахождении этого физического лица за границей с тем, чтобы его гражданин мог пользоваться всей полнотой прав, предоставленных таковому национальными и международно-правовыми нормативными актами. Со своей стороны, гражданин, обладая всеми правами на территории своего государства, обязан нести соответствующие обязанности, предусмотренные законодательством этого государства; находясь за пределами своей страны, гражданин сохраняет юридическую связь с нею и обязан выполнять свои гражданские обязанности по отношению к ней. 

Гражданство приобретается  по рождению - филиация2 (основной способ), путем натурализации, реинтеграции (восстановление в прежнем гражданстве), пожалования или на основе международного договора. 

Приобретение  гражданства по рождению может основываться на: 

—  принципе «права крови», в соответствии с  которым гражданство ребенка  определяется гражданством его родителей (или одного из них) и не зависит  от места рождения ребенка; 

—  принципе  «права почвы»,  согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданской принадлежности его родителей; 

—  сочетании  обоих принципов, когда ребенок  приобретает гражданство страны, гражданами которой являются его  родители, а в случае его появления на свет в иностранном государстве, где применяется принцип «права почвы», - еще и гражданство последнего. 

Приобретение  гражданства в порядке натурализации  осуществляется либо по ходатайству  соискателя, либо при вступлении в  брак с иностранцем, либо при усыновлении ребенка-апатрида или имеющего гражданство иностранного государства. Процедура натурализации, завершающаяся принятием решения компетентным органом исполнительной или же судебной власти, обычно предваряется определенными условиями, которым должен соответствовать соискатель: срок проживания (ценз оседлости), знание местного языка, достижение определенного возраста, обязательство не выступать за насильственное изменение конституционного строя, не быть врагом существующего государственного устройства и др. 

Реинтеграция - восстановление первоначального гражданства, осуществляемое в упрощенном порядке, применяется к лицам, лишившимся ранее своего гражданства в связи  с эмиграцией, вступлением в брак с иностранцем и т. д. 

Пожалование гражданства означает предоставление такового иностранцу или апатриду за особые заслуги, предполагающее дачу этим лицом согласия на применение к нему соответствующей процедуры. 

Приобретение  гражданства на основе международного договора может иметь место при объединении двух или нескольких государств в одно, при разделении (распаде) государства на два или более новых государства, при заключении мирного договора, соглашений о репатриации (возвращении на родину), по территориальным вопросам, сопровождающимся передачей части территории одним государством другому (цессия). В последнем случае изменения гражданства возможны в порядке: 

—  оптации, то есть добровольного выбора гражданства  физическими лицами путем подачи ими индивидуальных заявлений с  выражением своего волеизъявления на этот счет; 

— трансферта —  автоматического изменения гражданства  всего или части населения  при переходе территории к другому  государству независимо от желания (нежелания) индивидов. 

Утрата гражданства  или экспатриация может быть результатом выхода из гражданства по добровольному заявлению индивида, при натурализации, оптации, трансферте. В отдельных государствах предусматривается возможность лишения физических лиц их гражданства1, что противоречит предписаниям международного права. 

При натурализации, при рождении ребенка на территории государства, применяющего принцип  «права почвы», у родителей —  граждан страны, где действует  принцип «права крови», а также  в случаях, предусматриваемых законодательством  той или другой страны, может складываться ситуация, когда индивид оказывается гражданином двух или более государств - бипатри-дом (лицом с двойным гражданством). В таких случаях для определения реального юридического статуса данного физического лица применяется принцип «эффективного гражданства», согласно которому на это лицо распространяется юрисдикция той страны, на территории которой оно проживает, имеет жилище, работу, имущество и пользуется политическими, гражданскими и другими правами человека и гражданина. 

В случаях выхода индивида из гражданства своего государства или лишения этого лица гражданства, когда оно не приобрело гражданства другого государства, а также при вступлении женщины в брак с иностранцем, гражданином страны, законодательство которой не предоставляет женщине автоматически гражданства мужа, сама же женщина является гражданкой государства, руководствующегося принципом «жена следует гражданству мужа», указанные лица оказываются в положении безгражданства, становятся апатридами. Такие лица, не имея устойчивой правовой связи ни с одним государством, не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какой-либо страны, но в определенной степени защищаются международным правом и национальным законодательством, которое в ряде стран наделяет их национальным правовым режимом. 

На иностранцев, под которыми понимаются физические лица, находящиеся на территории какой-либо страны, но не обладающие ее гражданством и имеющие гражданство другого  государства, могут распространяться национальный режим, режим наибольшего  благоприятствования (режим наиболее благоприятствуемой нации) или специальный режим, устанавливаемый на конвенционной основе. Режим иностранцев распространяется также на беженцев - лиц, которые вследствие реальной угрозы преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, социального положения или политических убеждений находятся за пределами страны своего гражданства, не могут или не желают пользоваться правовой защитой с ее стороны из вышеуказанных опасений и не хотят возвратиться в нее. Применимые положения международного права о статусе беженцев не распространяются, однако, на тех из них, в отношении которых есть серьезные основания полагать, что ими совершены преступления против мира, безопасности, военные преступления, преступления против человечности или деяния, противоречащие целям и принципам Устава ООН. 

С режимом иностранцев, являющихся беженцами, связано право  убежища, означающее право каждого  человека искать спасения от преследования  со стороны властей государства, гражданином которого он является, в других странах, причем таковые вправе разрешать таким лицам въезд и проживание на своей территории, если преследование имеет политический характер. Убежище может быть территориальным или дипломатическим. 

Международное право выработало весьма значительный арсенал юридических норм, определяющих и закрепляющих права и свободы человека, общего и специального характера, включая нормы, направленные на защиту трудовых и социальных прав (на труд, заработную плату, на отдых, на регулирование продолжительности рабочего времени, ограничение переноски тяжестей и др.), в том числе право на забастовки, свободу создания профсоюзов, защиту от рабского и принудительного труда; ряд многосторонних международных конвенций посвящен защите прав женщин и детей; особое место в международном праве занимают документы, запрещающие геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, пытки. 

Одним из важнейших  достижений международного права в XX в. является создание специальных  структур, призванных обеспечивать реализацию прав и свобод человека, таких как Верховный комиссар ООН по правам человека, Комиссия по правам человека, действующая в рамках ООН, Комитет по правам человека, образованный в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Комитет против пыток (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.), Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Конвенция 1979 г.), Комитет по правам ребенка (Конвенция 1989 г.). Международный институционный механизм имплемента-ции1 международно-правовых норм в области защиты прав и свобод человека и гражданина дополняется внутригосударственным организационно-правовым механизмом, создание которого является обязанностью государств-участников соответствующих международных нормативных актов. 

Классификация договоров по правам человека и международные  стандарты в области прав человека 

Устав ООН содержит юридические обязательные общие  положения о необходимости осуществления  международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека. Но в нем нет их конкретного перечня. 

Вместе с тем  Устав ООН сформулировал ряд  принципов, регулирующих соблюдение прав человека: основополагающими признаны достоинство и ценность человеческой личности, равноправие народов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии. 

После одобрения  Устава ООН международным сообществом, главным образом ООН и ее специализированными  учреждениями, было принято большое число документов по правам человека, содержащих нормы, регулирующие правоотношения в этой области. 

Представляется, что их можно было бы классифицировать следующим образом. 

Общепризнанно, что в так называемый Международный  билль о правах человека входят Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и два Факультативных протокола к нему: о частных жалобах и отмене смертной казни. 

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., явилась  первым в истории международных  отношений документом универсального характера, провозглашавшим перечень прав и свобод человека. Ее значение трудно переоценить, и, по распространенному мнению, в силу своей авторитетности и широкого применения она стала, несмотря на свою первоначальную форму резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер актом, обладающим обязательной юридической силой (в качестве обычных норм). 

В 1966 году Генеральная  Ассамблея приняла Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах и Международный  пакт о гражданских и политических правах. Они вступили в силу в 1976 году. 

Эти документы  с самого начала имели форму международных конвенций, обязательных для участвующих в них государств, и являлись самыми общими по охвату проблематики прав человека актами, устанавливающими стандарты в этой области. Они получили широкое международное признание и авторитет. На них постоянно делаются ссылки в резолюциях различных международных организаций и в договорах по отдельным аспектам прав человека. 

В Международном  пакте об экономических, социальных и культурных правах признаются такие  права, как право на труд, на справедливые и благоприятные его условия, на создание и беспрепятственную деятельность профсоюзов, на социальное обеспечение, на охрану семьи, на достаточный жизненный уровень, на наивысший достаточный уровень физического и психического здоровья, на образование, участие в культурной жизни. 

Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует такие права, как право на жизнь, свободу от пыток или рабства, свободу и  личную неприкосновенность, гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности, на свободное передвижение и свободу выбора местожительства, право покидать любую страну, возвращаться в свою собственную страну, на равенство перед судами, свободу от вмешательства в личную жизнь, свободу мысли, совести и религии, право придерживаться своих мнений и на свободу информации, на мирные собрания, свободу ассоциаций, участие в ведении государственных дел, равенство перед законом. 

Эти конкретизированные по сравнению со Всеобщей декларацией  прав человека права и свободы государства — участники Пактов брали на себя обязательства предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией; при этом государства должны обеспечить претворение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путем принятия соответствующих национальных законодательных и иных мер. В то же время допускается возможность их основанных на законе ограничений, необходимых, например, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свободы других. 

Особую группу актов по правам человека представляют документы, направленные на пресечение преступлений против человечества, таких как военные преступления, геноцид, апартеид, на борьбу с грубыми массовыми нарушениями прав человека, затрагивающими интересы больших масс населения или целых народов и могущими иметь серьезные международные последствия, отрицательно сказываясь на межгосударственных отношениях. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года. Согласно этим договорам, государства осуждают политику, указанную в названных' Конвенциях, обязуются пресекать и запрещать на своих территориях всякие действия, противоречащие целям этих Конвенций, берут на себя обязательства осуществлять совместные действия по борьбе с проявлениями данной группы правонарушений. Они сотрудничают также в деле наказания конкретных лиц, виновных в их совершении, в частности используя институт выдачи лиц для осуществления над ними правосудия или самостоятельно привлекая их к ответственности. 

Информация о работе Международная защита прав человека