Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:10, курс лекций

Описание работы

Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях "личность - коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) - общество - государство". Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией.

Работа содержит 1 файл

Лекционный комплекс КП зс +.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

1) политические  права и свободы граждан, возможность  их самостоятельного и активного  участия в определении государственной  политики принципиально отвергаются  концепцией вождизма, лежащего в  основе режима. У граждан нет выбора, и они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против нее, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;

2) переход  политического руководства от  одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других (так называемые демократические партии при коммунистическом режиме в Болгарии, Вьетнаме, КНДР, Польше, Чехословакии и др.), то они, как и массовые общественные организации, находятся под контролем партии; ее руководящая роль в обществе и государстве была закреплена не только в странах социализма (СССР, Венгрия, Румыния, Китай и др.) и странах социалистической ориентации (Алжир, Бенин, Конго, Мозамбик, Южный Йемен и др.), но и в некоторых государствах капиталистической ориентации с тоталитарными режимами.

3) политический  плюрализм принципиально отвергается,  политическая оппозиция не допускается,  защита прав меньшинства не  признается принцип демократического централизма, включенный в конституции не которых стран тоталитарного социализма и стран социалистической ориентации, требовал безусловного подчинения меньшинства большинств;

4) разделение  властей отвергается, в конституциях  в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти (власти фюрера, дуче, каудильо, власти советов, на деле подменяемых партийной номенклатурой, власти руководителя государства, главы военного или революционного совета);

5) единая  обязательная политическая идеология (марксизм-ленинизм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 60- 80-х годах, нкрумаизм в Гане в 60-х годах и т.д.). Она обеспечивается государственным принуждением в явственных или скрытых формах. 

Тема 11. Голосование избирателей: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива.

1. Понятие  и принципы избирательного права 

2. Правовое  регулирование подготовки и проведения  выборов 

3. Референдум  

Выборы - это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, государственного режима.

Порядок выборов регулируется многочисленными  нормами, в совокупности составляющими  институт выборов - систему норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы и на выборные государственные должности.

Термин "избирательное право" употребляется  в двух значениях: объективном и  субъективном. Различают активное и  пассивное избирательное право.

Обычно  в зарубежных конституциях названы лишь принципы избирательного права, а детальное регулирование отнесено к принятию специального, обыкновенного или органического закона. В большинстве случаев упоминаются четыре принципа избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайно" голосовании. Иногда добавляется принцип свободных выборов, т.е. исключения незаконного давления на волю избирателей. Там, где выборы непрямые (например, в Китае), принцип прямых выборов не осуществляется или реализуется лишь частично, в низовом звене. Кроме того, в тех странах, где президенты избираются парламентом (например, Турция) или специальной избирательной коллегией (Германия), принцип прямых выборов к этим должностным лицам не относится. Конституции не упоминают принцип равного избирательного права, если определенные социальные группы имеют преимущества на выборах (например, в Китае один депутат в парламент избирается от меньшего количества городского населения, чем от сельского). Нет принципа всеобщности там, где имеются "лишенцы" - лица, лишенные избирательных прав по социальному или политическому признаку, как это было в свое время в Анголе, Вьетнаме, Монголии, Румынии и теперь еще сохраняется в отношении так называемых контрреволюционеров в Китае. Совокупность лиц, имеющих избирательные права, называется избирательным корпусом.

Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. Она  может быть установлена конституцией. Например, в Коста-Рике выборы президента осуществляются раз в четыре года в первое воскресенье февраля. Аналогичный порядок, хотя сроки являются иными, установлен в Латвии, Мексике, США. Дата назначается либо только одним органом (в Белоруссии - президентом, в Коста-Рике - Верховным избирательным трибуналом, в Испании - королем), либо разными органами в зависимости от того, какой орган или какое должностное лицо подлежит избранию.

Дальнейшая  избирательная кампания проходит множество  стадий. Это создание избирательных  округов и избирательных участков, составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, предвыборная агитация и т.д.

Избирательный округ - наиболее распространенная разновидность  избирательных единиц (при многостепенных выборах такими единицами могут  стать нижестоящие представительные органы, при косвенных - избирательные коллегии). Избирательный округ объединяет избирателей определенной территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов. Число и нарезка избирательных округов по выборам в парламент обычно определяются законом, иногда правительством (Италия), специальными комиссиями (Канада); по выборам в органы местного самоуправления - актами этих органов.

В зависимости  от характера представительства  избирательные округа бывают территориальными и производственными. Первые объединяют избирателей по месту жительства, вторые - по месту работы. Производственные округа создавались в свое время в Польше и некоторых других странах, в настоящее время они существуют в Китае. Существуют три основных вида территориальных округов: одномандатные, многомандатные и общегосударственные. Последние в зарубежных странах обычно называют национальными округами (следует помнить, что слово "национальный" на многих языках является синонимом слова "государственный").

Избирательный участок - это пункт голосования, куда приходят избиратели, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный подсчет поданных голосов. Остальные избирательные комиссии суммируют данные протоколов, полученных от участковых и нижестоящих избирательных комиссий. Избирательный участок охватывает обычно небольшое число жителей (на выборах в парламент не более нескольких тысяч человек), в больницах, на судах, находящихся в плавании, в гористых местностях могут создаваться и более мелкие избирательные участки.

Избирательные органы - это обычно избирательные комиссии, в странах Латинской Америки - избирательные трибуналы, избирательные советы, гражданский регистр (орган, который ведет списки избирателей). Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов.

Избирательные комиссии различны в зависимости  от охватываемой ими территории. Полномочия общегосударственной комиссии (обычно она называется центральной или  национальной) распространяются на всю  страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии - в избирательных округах, участковые избирательные комиссии - на пунктах голосования (участках). Окружные комиссии регистрируют кандидатов в депутаты по своему округу, определяют победителя по итогам голосования. Главные задачи участковой избирательной комиссии - составление полного списка избирателей, проведение голосования, подсчет голосов.

По общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей. В большинстве стран ведение  списков избирателей относится  к компетенции муниципальных  властей (Нидерланды, Польша), в латиноамериканских странах для этого существует особая служба - национальный или гражданский регистр, в Израиле списками ведает министерство внутренних дел, в Швеции - налоговое управление. В список избирателей могут быть включены лишь лица, удовлетворяющие избирательным цензам (квалификациям), которые имеют свои особенности в каждой стране.

Официальное выдвижение и последующая регистрация  кандидатов начинаются со дня, указанного в акте с. назначении выборов или  в избирательном законе. После  регистрации кандидата ему разрешается вести предвыборную агитацию, он получает финансовую поддержку, в том числе в большинстве стран со стороны государства.

Часто кандидат, чтобы быть зарегистрированным, должен внести избирательный залог. При этом денежные средства, вносимые кандидатом в президенты, обычно во много раз превышают сумму залога кандидата в парламент (во Франции - в 10 раз: соответственно 10 тыс. и 1 тыс. франков). Если кандидат выдвигается национальными (признанными) партиями, залог может составлять меньшую сумму (например, в Шри-Ланке кандидат от признанных партий вносит 50 тыс. рупий, от других - 75 тыс. рупий).

В большинстве  стран после регистрации кандидатов или опубликования их списка (Литва) им официально разрешается вести  предвыборную агитацию. Лишь в отдельных  странах (Румыния) это разрешается со дня объявления даты голосования или с определенной даты до дня голосования (за 15 дней в Турции). Законодательство зарубежных стран по-разному регулирует условия такой агитации, в одних странах довольно жестко, в других - мягче, но всегда закон определяет допустимые методы агитации, запрещая все другие.

 Нередко  государство выделяет из бюджета  определенную сумму кандидатам  или выдвигающим их партиям  на избирательные расходы. Эта  сумма может быть выдана в  равном размере всем кандидатам, но чаще она зависит от числа собранных партией голосов и выдается партиям после выборов в качестве возмещения избирательных расходов. Такая ситуация существует в Италии, Канаде, Финляндии, Швеции и многих других странах. В ряде из них возмещение получают не все партии, участвовавшие в выборах, а лишь собравшие определенный процент голосов избирателей (например, в Германии - 0,5%, в Италии - 2%). Эти меры, как и другие (избирательный залог, заградительный барьер и т.д.), направлены против очень мелких партий и против кандидатов, заведомо не имеющих влияния среди населения и шансов на успех.

Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень, и заочным, когда его волю реализуют другие лица - голосование по доверенности (в Германии, во Франции). Возможно голосование по почте (в Великобритании, в Германии, в Дании этой формой пользуются около 10% избирателей). В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными (изготовленными государством) и неофициальными (во Франции, Швеции они печатаются партиями, но по форме, установленной государством - избирательными комиссиями).

Процедура определения победителей зависит  от той избирательной системы, которая  применяется в данной стране. Имеются две главные системы - мажоритарная и пропорциональная, - а также смешанная, соединяющая обе эти системы, поскольку часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной (например, в Германии). Эти части могут быть равными или неравными (так, в Италии замещается по мажоритарной системе 75% мест, а по пропорциональной - 25%; неодинаковы доли в Азербайджане, Венгрии).

Референдум (от латинского - "должное быть сообщенным") - это голосование избирателей, посредством  которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее обще государственное или местное значение. Это решение имеет силу закона а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

Для проведения референдума закон устанавливает  определенные условия. Инициатива референдума  может исходить только от некоторых  высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и т.д. Во Франции инициатива референдума, как сложилось в результате толкования конституции и практики, принадлежит президенту: он объявляет референдум по своей инициативе и формулирует выносимые на референдум вопросы. В Италии для проведения референдума необходимо собрать 500 тыс. подписей избирателей, в Венгрии с такой инициативой могут выступить 50 депутатов парламента, в Италии - группа органов местного самоуправления - 5 из 20 областных советов. Эта инициатива, однако, не означает, что референдум будет обязательно проведен. Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Если необходимые условия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других - президент. На референдум, как правило, выносится вопрос (реже - несколько вопросов), предполагающий положительный ("да") или отрицательный ("нет") ответ избирателя. Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран